«Эйрбасы» для Сирии: тайны следствия

31603 просмотров
9
ГЕННАДИЙ БЕНДИЦКИЙ
Пятница, 19 Мая 2017, 09:00

Откуда у 116-летнего истопника-кочегара два крупнотоннажных пассажирских самолета стоимостью две сотни миллионов долларов каждый

Читайте также
Кто подпиливает ножки стола переговоров?

Разглашению не подлежит

На днях Национальное бюро по противодействию коррупции официально подтвердило информацию о досудебном расследовании в отношении сотрудников Комитета гражданской авиации (КГА) Министерства по инвестициям и развитию РК и других лиц по факту возможного участия в поставке самолетов «Эйрбас» в Сирию. В ответе на запрос информагентства Tengrinews антикоррупционное ведомство сообщило, что в настоящее время проводятся следственные действия, направленные на всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела. При этом Нацбюро акцентировало внимание на том, что в соответствии со статьей 201 УПК РК иные данные досудебного расследования разглашению не подлежат.

Речь идет как раз о тех самых пассажирских авиалайнерах Airbus-340-313, про которые не раз писал Ratel.kz. Эти самолеты в нарушение законодательства и явно через подставных лиц были включены в реестр воздушных судов Казахстана и получили отечественные бортовые номера UP-A4001, UP-A4002 и UP-A4003. После этого они несколько раз меняли свою принадлежность и в итоге через Тегеран попали в воюющую Сирию.

Всплыл и другой неприятный факт: по меньшей мере, два из этих самолетов, пролетая из Афин до Тегерана через воздушное пространство Европы, значились как воздушные суда казахстанской государственной авиакомпании «Беркут», обслуживающей первых лиц нашего государства. По этой причине «Европейская организация по безопасности воздушной навигации» (EUROCONTROL), которая выступает регулятором общеевропейской системы воздушного движения, счета за услуги аэронавигации выставила именно «Беркуту».

Несмотря на попытку Национального бюро по противодействию коррупции нагнать тумана, в КГА это расследование и его нюансы во всех подробностях не обсуждают разве что самые ленивые. Упомянутые в официальном сообщении антикоррупционного ведомства «должностные лица», которых проверяют на причастность к скандалу с самолетами, хоть и не признаны по этому делу подозреваемыми, но ходят на допросы к следователю с адвокатами. С коллегами консультируются, какие лучше давать показания, по ходу рассказывая, что именно им пытаются предъявить. В общем, как часто у нас водится, ход досудебного расследования - тот еще секрет!

Поэтому и Ratel.kz решил немного приподнять завесу таинственности над этой скандальной историей. И рассказать про крайне интересный и многое проясняющий документ, появившийся в расследуемом уголовном деле. Это комиссионное заключение четырех специалистов, трое из которых - ветераны гражданской авиации, привлеченные следствием в качестве консультантов. Все трое - люди известные и уважаемые, в авиационных вопросах компетентные и авторитетные: заслуженный работник гражданской авиации СССР, в прошлом побывавший в должности замминистра транспорта РК и возглавлявший КГА РК Серик БОРАНБАЕВ, почетный авиатор РК, профессор Академии гражданской авиации, кандидат технических наук, академик Международной академии транспорта Кобланды ТУМЫШЕВ, почетный авиатор РК, бывший замначальника Казахского управления гражданской авиации, первый замначальника Алматинского летно-технического комплекса по летной работе Шмидт САБИРОВ, а также руководитель службы правового обеспечения международного аэропорта Алматы, юрист 2-го класса Альберт ДЖАЗЫБАЕВ.

Читайте также
Самолеты для Дамаска

Правонарушение или криминал?

По нашим данным, следствие перед ними поставило вопросы, касающиеся наличия или отсутствия нарушений законодательства и авиационных правил в действиях теперь уже экс-председателя Комитета гражданской авиации Бекена СЕЙДАХМЕТОВА и его подчиненных при постановке на государственный учет трех самолетов Airbus-340-313, выдаче им сертификатов летной годности, включении их в реестр гражданских воздушных судов РК и исключении из него.

Свои ответы специалисты изложили на восьми листах. На наш взгляд, особенно интересны несколько моментов.

Так, согласно законодательству, Бекен Сейдахметов, будучи председателем КГА, был обязан лично принимать все решения по этому поводу и подписывать соответствующие документы. Он был не вправе делегировать эти функции другим лицам, пусть даже своим заместителям или руководителям структурных подразделений. Кроме исключительных случаев, когда он отсутствует на работе по болезни или находится в отпуске, что должно было закрепляться каждый раз специальным нормативным актом.

Между тем, начиная с 2013 года и до момента ухода с должности, Бекен Сейдахметов издал несколько приказов, которыми переложил эти полномочия на своих заместителей и начальников структурных подразделений. По сути, глава комитета самоустранился от исполнения своих непосредственных служебных обязанностей. Приказы эти были явно незаконными, поскольку противоречили требованиям вышестоящих нормативных актов.

Следовательно, все документы, подписанные его подчиненными, все их решения, принятые на основе этих явно незаконных приказов, тоже можно считать нелегитимными. Более того, с их стороны можно даже усмотреть признаки незаконного присвоения полномочий вышестоящего должностного лица. А это как минимум должностное правонарушение, как максимум - явный криминал.

По мнению этой авторитетной комиссии, при включении и исключении из государственного реестра воздушных судов РК трех самолетов Airbus-340-313, а также присвоении им казахстанских бортовых номеров и выдаче сертификатов летной годности была, во-первых, нарушена процедура. По закону любое физическое или юридическое может подать заявление о внесении воздушного судна в реестр только после приобретения статуса эксплуатанта, что закрепляется соответствующим государственным сертификатом. Люди, подавшие заявление на регистрацию трех самолетов Airbus-340-313, таких сертификатов не имели.

Читайте также
Война и МИР

Во-вторых, было проигнорировано требование закона «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации», которым ограничен взлетный тоннаж воздушных судов, включаемых в государственный реестр Казахстана. Комиссия особо отметила, что ограничение взлетного веса самолетов 45,5 тоннами было внесено в законодательство еще 2010 году как раз для того, чтобы не допустить регистрацию тяжелых воздушных судов, которые в последующем могут бесконтрольно использоваться в различных «горячих» точках планеты при незаконной перевозке оружия, боеприпасов, военной техники. Как известно, до этого подобные случаи уже бывали, что наносило ущерб политическому имиджу Казахстана. Таким образом, авторы заключения подтвердили все, о чем до этого неоднократно писал Ratel.kz. По мнению комиссии, эта ситуация указывает на умышленный характер допущенных нарушений. Это практически дословная цитата из документа.

Следующий момент, на который обратили приглашенные следствием авиационные специалисты: явно пренебрежительное отношение к документам, представленным на оформление самолетов. Так, например, якобы являющийся владельцем двух самолетов Airbus гражданин Казахстана К. Т. САРИНОВ, согласно поданной заявке, 1900 года рождения, то есть на момент подачи документов ему исполнилось 116 лет! Что уж говорить о том, что ни у кого не возник вопрос, откуда у сельского жителя из Акмолиской области, работающего истопником-кочегаром, два крупнотоннажных пассажирских аэробуса стоимостью две сотни миллионов долларов каждый…

У консультантов вызвал сомнение сам факт проведения проверки технического состояния этих воздушных судов. Так одно из них якобы обследовала авиакомпания «Авиалинии Шри-Ланки», а два других - «Грузинские авиалинии». Все четверо подписавших заключение специалистов предположили, что никто из представителей этих иностранных авиакомпаний к указанным самолетам даже не подходили. Если так, то получается, что документы были попросту поддельными!

Читайте также
Почему ушел в отставку Бекен Сейдахметов

Непотопляемый ушел в отставку

Были нарушены и международные правила осуществления полетов, отмечается в заключении авиационных экспертов.

Так, самолетам не были присвоены так называемые 24-битовые адреса. А значит, совершая полеты за границей, воздушные суда выдавали аэронавигационным службам иностранных государств ложные сигналы о своей принадлежности и другие не соответствующие действительности сведения. Возможно, именно поэтому EUROCONTROL прислал счет за услуги государственной авиакомпании «Беркут». По мнению авиационных специалистов, фигуранты дела не только нанесли материальный ущерб «Беркуту» в размере 3014,66 евро, их действия могли негативно отразиться на дальнейшем бесперебойном и безопасном выполнении особо важных полетов по перевозке охраняемых лиц республики.

В ходе изучения представленных комиссии материалов выявилась еще одна явная фикция. Всем трем самолетам было выдано разрешение на выполнение специальных полетов: одному - из Алматы в Ереван, двум другим – из Афин в Тегеран якобы для прохождения технического обслуживания. Хотя доподлинно известно, что как в Ереване, так и в Тегеране нет сертифицированных центров, обслуживающих воздушные суда этого типа. Получается, казахстанские авиационные власти подписывались на самую откровенную липу. А когда эта афера с самолетами вскрылась, они делают вид, что ничего особенного не произошло!

На днях экс-председатель КГА Бекен Сейдахметов, ушедший со своего поста по собственному желанию, получил новое назначение. Согласно постановлению правительства, он стал главой постоянного представительства секретариата межправительственной комиссии ТРАСЕКА в Казахстане.

Международная программа ТРАСЕКА направлена на развитие транспортного коридора из Европы в страны Центральной Азии через Черное море, Кавказ и Каспийское море. Она ориентируется на перевозку груза по единому для всего маршрута документу при использовании различных видов транспорта.

Читайте также
Airbus для кочегара

Считается, что ТРАСЕКА будет в значительной степени зависеть от планов Пекина по реализации недавно озвученной стратегии «Один пояс - один путь», которая предусматривает организацию транспортного маршрута для перемещения грузов и пассажиров из Китая в Европу.

Список стран, подписавшихся под этой программой, включает Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Молдову, Монголию, Украину, Турцию, Румынию, Болгарию, Иран.

С одной стороны, нынешнее назначение экс-председателя КГА можно считать почетной отставкой.

С другой – возможностью еще раз продемонстрировать свою пресловутую непотопляемость.

А с третьей – это ведь еще и шанс тихо отсидеться, пока таскают по допросам его бывших подчиненных, которым маячит небо в клеточку.

Хотя, как известно, даже на самой тихой и незаметной должности по-настоящему деятельные люди всегда сумеют себя проявить и отличиться. Так что будем ждать от Бекена Канеловича новых и еще более захватывающих свершений!

Фото: airwaysmag.com.

Мурка 2017-05-19 09:34:25
0
Истопник, работая у кого надо, вполне мог накопить на покупку "Эйрбасов", поняв, как выгодно вкладывать средства в самолеты гражданской авиации. Так что вы возможно, зря бочку катите на совершенно невинных людей.
сидр 2017-05-19 09:46:37
0
А есть он этот имидж вообще ?Цену этому образованию думается в мире хорошо знают !
Danilla 2017-05-19 12:38:45
0
не торопитесь. давайте дождемся следствия. а так голословно кричать про нарушения считаю не правильным. ни одной ссылки на НПА который он нарушил в части распределения полномочий.
Ерлан Дарменов 2017-05-19 12:39:00
0
Ну раз Сейдахметова не наказали, а вовсе даже другой "приказ" в кормление дали - сталбыть Голос свыше и приказал все так сделать. Бритва Оккама, есь же...
Типа который избирает 2017-05-19 13:58:38
0
Интересно как скоро наступит то время когда мы узнаем всю правду: кто Когда Сколько поимел? Попутно поимев весь казахстанский народ. Не секрет же что все те вопросы воровства которые поднимают "избранные",они черпают со страниц Рателя. Вы думаете что они бегают по комитетам областям и весям для выяснения Истины? Смешно
внуки-сказочники 2017-05-19 14:39:37
0
"У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Нужные работники - кочегар - истопники! Бросаешь уголь в печь, огонь горит, А самолет в полет манит! Хорошо быть кочегаром "у кого надо", Я б в истопники пошел, пусть меня научат!!" (Кем быть? В.Маяковский)
Бакешка 2017-05-19 19:31:37
0
Афффффигеееееть. Ничто не проходит бесследно, то что делаеся тайно против закона становится со временем явным. А теперь вопрос, кто и какую выгоду получил затевая данную аферу?
Азамат 2017-05-20 06:08:06
0
Все как всегда....Все больше беспокойства за судьбу страны возникает-разворовывание государства не прекращается,а реальных мер не применяется, не хотят наши правители порядок наводить....Я спросил одного одного адвоката почему не прекращается этот бардак,он мне ответил:"Возьмет 100 раз по 1000 долл.,попадется на 101 й.60 тыс.штрафа заплатит,а 40 т.дол.останется спрятанные у кого нибудь" -все просто......
Юрий 2017-05-20 19:52:05
0
Интересно, а есть ли вакансии сейчас в Комитете гражданской авиации? Где посмотреть можно?

Несмотря на заявления официальных лиц, что лишних денег в бюджете нет, правительство вдруг срочно утвердило положение о Национальном пантеоне. Чем вызвана такая спешка?

- Надо учиться у монголов. Новый президент призвал искать не могилу Чингисхана, а офшорные счета монголов за границей.
Кого дозволено уволить Умирзаку Шукееву? 
Дополнительные полномочия по кадровым вопросам глава "Самрук-Казына", похоже, не получил
Избить педофила
Пользователи соцсетей считают героем полицейского, избившего подозреваемого в педофилии на камеру мобильного (видео)
Плетенье чепухи: Российско-украинский конфликт меня угнетает
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Алишер Еликбаев: О Рашеве и не только
Вадим Борейко завершает беседу с известным казахстанским пиарщиком Алишером Еликбаевым в цикле интервью «Лица Казнета»
Занимательная нумерология в казахстанских законах
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Демонтаж диктатуры
Как из недр диктаторского режима появился архитектор новой, демократической Испании – Адольфо Суарес
Про сундет
Традиционно по субботам Ratel.kz публикует новые рассказы кинорежиссера и писателя Ермека Турсунова, которые войдут в его новую книгу
Полиция раскрыла кражу велосипедов у замакима области, но молчит
Дуйсенбая Турганова защищают от ненужного внимания
Суды и законы живут в разных измерениях
Казахстанский суд разрешил чиновникам прятать информацию о деньгах налогоплательщиков
Смерть в АЛЖИРе
Генпрокурору Асанову следует без камер и журналистов ехать в область, район и рвать погоны с мясом самолично
Рецидив Интуриста
Что не так делали до сих пор в Казахстане отели, рестораны, переводчики, валютчики и проститутки?
Дело Кузнецова: где пределы самообороны?
В громком уголовном деле об убийстве возле алматинского ночного клуба «Чукотка» появились новые обстоятельства
Опаснее хакера - только коррупционер с компроматом
Проблема киберугроз и «гибридных» войн не обошла и Казахстан, где хакерским атакам уже подвергались сайты госструктур и финансовых организаций
Отправьте Абаева в районную газету
Каждый довод министра информации и коммуникаций демонстрирует, что он – не журналист
Бабий ветер
Самая ожидаемая рецензия года: Салима Дуйсекова прочитала книгу Баян Есентаевой (Максаткызы) «Баян. Обо мне и не только»
Путь Абаева
Айдос Сарым: У нас не хватает смелости признать очевидную смерть журналистики
ЭКСПО – наша маленькая жизнь
Сеанс разоблачения магии блистательных цифр, греющих чистую есимовскую душу
Джохар Утебеков: Мы не собираемся помирать на коленях
Известный адвокат о том, как Верховный суд политизирует обстановку
Грядет очередная задержка на Кашагане?
Откровенность министра энергетики Каната Бозумбаева очень похожа на подготовку общественного мнения к неприятной новости
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Зачем Boeing-737 притворялся, что он Airbus-340-313
- Если вспомнить кто у Жениса Касымбека отец то многое становится понятнее ;)
Как безнаказанно украсть миллионы
- После публикации в Ратель о проблемах ЖК Юго-восток по поручению зам.генпрокурора Кравченко в Прокуратуре города Астаны создана Рабочая группа для решения этой проблемы. Большое спасибо Болату Абилкасымову за объективное освещение наших проблем...... Будем надеяться все завершиться для всех дольщиков благополучно а виновные понесут реальное наказание
Кайрату Мами вход воспрещён
- После гнусной истории с Какимжановым никаких инвесторов у нас не будет, буржуи не идиоты. ЭКСПО не спасёт, читал зарубежную прессу, там от души потешаются над этим мероприятием.
Аким Бердыбек Сапарбаев пообещал четырем братьям квартиру
- Приятно когда кульминацией материала стала логическим завершением справедливости. Спасибо редакции и всем кто откликнулся и отозвался и не остались в стороне. Можем же когда хотим, делаем же когда можем.
ООН, сюда иди!
- Позорище!!! Вот таков уровень судей в нашем славном конституционном правовом государстве, вот они птенцы из гнезда Мами. Да вряд ли и сам Мами далеко ушел по уровню компетентности от этого ... Стыдобище
В Павлодаре на торги выставили арестованную четырехколесную тачку
- Как же она годна к эксплуатации если колеса в раскорячку, тормозная система отсутствует? Надо комиссионно дефектовать и пригодные части продать отдельными лотами, а непригодные части утилизировать в специализированном предприятии имеющей лицензию. Чиновников выдавших эту дичь включить в комплект к этому имуществу как экипаж!