Как семья Зейнуллы Какимжанова в авиацию пошла

4934 просмотров
13
ГЕННАДИЙ БЕНДИЦКИЙ
Пятница, 20 Мая 2016, 10:27

После реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Уральска начался скандал

Пока никто не заказал?

Затеять какое-нибудь грандиозное строительство - во все времена это считалось наипростейшим способом что-либо украсть. Логика понятна: кто там после подсчитает, сколько было, например, потрачено гвоздей, арматуры, кирпича, черепицы, песка, щебня или цемента? И уж тем более, какого они были качества и почем приобретались...

Конечно же история с реконструкцией взлетно-посадочной полосы в аэропорту «Орал», что в городе Уральске, ни в какое сравнение не идет с громким делом «Астана ЭКСПО-2017» и хищением 10 миллиардов тенге, которое инкриминируется бывшему главе компании Талгату ЕРМЕГИЕВУ. Зато уральская история напрямую касается безопасности пассажирских авиаперевозок. И если в деле Ермегияева некоторые пункты обвинения писаны вилами по воде, то в деле с реконструкцией летного поля аэропорта «Орал» все выглядит куда конкретнее и яснее. Хотя в этом случае следственные органы проявляют намного меньше рвения, нежели в расследовании хищений при строительстве объектов будущей всемирной выставки. Видимо, пока нет политического заказа…

Но обо всем по порядку.

Аэродром для подскока

Реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта «Орал» затеяли в 2014 году. Про ее необходимость и целесообразность можно и сейчас до хрипоты спорить, поскольку таких уж серьезных повреждений она не имела, позволяла принимать как среднемагистральные самолеты, так и «Боинги» с аэробусами, но при этом большого пассажиропотока у аэропорта не было. В первую очередь его летное поле использовалось в качестве «аэродрома подскока» для военной авиации – при перегоне МиГов и Сушек на российские ремонтные заводы. Так что критического эксплуатационного износа здесь не наблюдалось. Однако оставим все препирательства на этот счет заядлым спорщикам. С нашей точки зрения, раз решились на модернизацию – значит, молодцы. Главное - чтобы средства были. И они в бюджете нашлись. Для начала – 5,3 миллиарда тенге.

Странный выбор комиссии

Дальше, как у нас часто водится, стали происходить весьма занятные вещи. Дважды проводили конкурс по выбору строительной компании, которой можно было бы доверить реконструкцию такого серьезного объекта, как взлетно-посадочная полоса. И дважды конкурс был признан не состоявшимся из-за несоответствия претендентов предъявляемым к ним квалификационным требованиям. К слову, в конкурсной комиссии были государственные чиновники совсем не малого ранга – председательствовал тогдашний министр транспорта и коммуникаций Казахстана, вскоре ставший первым заместителем министра по инвестициям и развитию РК Женис КАСЫМБЕК. В членах комиссии были тогдашний вице-министр транспорта и коммуникаций, а ныне генеральный директор РГП «Казаэронавигация» Азат БЕКТУРОВ, а также бессменный вот уже шесть лет председатель Комитета гражданской авиации Казахстана Бекен СЕЙДАХМЕТОВ.

После того, как конкурс дважды признали несостоявшимся, высокая комиссия решила произвести закуп услуг по реконструкции летного поля из одного источника. Причем выбрала в качестве подрядчика одну из тех самых строительных компаний, которую в ходе двух предыдущих конкурсов уже забраковала, как не соответствующую квалификационным требованиям. Можно было бы удивляться странному непостоянству чиновников из комиссии, если не знать, кому принадлежит выбранная строительная компания.

Семейный подряд

Основным владельцем компании «К-ДорСтрой», которой отдали предпочтение члены комиссии, опосредованно через сеть компаний-учредителей, является Темирболат СУЛТАНСИХОВ - сын Сайрангуль КАКИМЖАНОВОЙ, сестры бывшего министра госдоходов и министра финансов Казахстана, а ныне авторитетного винодела Зейнуллы КАКИМЖАНОВА.

Еще одним совладельцем этой компании, опять же опосредованно, является Турсынкан ГАЛЕЕВ - зять экс-министра, муж уже другой его сестры Гульсум КАКИМЖАНОВОЙ.

Короче, это семейный бизнес.

Но самое забавное, что в двух предыдущих конкурсах, которые признали несостоявшимися, с этой строительной компанией конкурировала как минимум одна аффилированная с ней же компания – ТОО «Автодорсервис». Учредителем этого ТОО является сын Зейнуллы Какимжанова – Ильхалид ЗЕЙНУЛЛА-УЛЫ.

Если учесть, что претендентов на роль подрядчика было всего четыре, два из которых имели самое прямое отношение к персоне г-на Какимжанова, получается, что конкурсная комиссия в составе господ Касымбека, Бектурова и Сейдахметова просто за уши тянула через тендер компании Зейнуллы Халидолловича. Согласитесь, это как то не слишком вяжется как с морально-этическими положениями кодекса чести госслужащего, так и с нормами уголовного права антикоррупционного характера…

Цена вопроса - миллиард

Но, как говорится, главное - чтобы костюмчик сидел! Какая разница, кто кому кем приходится – важно, чтобы работа качественно была сделана.

Ну, давайте предположим, что в первых двух конкурсах обе компании семьи Зейнуллы Какимжанова по какому-то досадному недоразумению были признаны не соответствующими требованиям, а в действительности им по всему Казахстану просто нет равных в области реконструкции аэродромов и взлетно-посадочных полос. А почему бы не предположить такое? Да запросто! Тем более, что к реконструкции летного поля Уральского аэропорта строительная компания «К-ДорСтрой» приступила еще в сентябре 2014 года. Проводила работу в два этапа. И в настоящий момент уже полностью ее закончила! Правда, с изначальных 5,3 миллиарда тенге, выделенных на реконструкцию, цена вопроса подорожала почти на миллиард тенге и обошлась казне в 6,3 миллиарда. Но, во-первых, всем известно, что аппетит приходит во время еды. А во-вторых, ведь дело было, в конце концов, сделано: взлетно-посадочную полосу реконструировали. На три метра расширили и на четыреста метров удлинили…

Как гасили скандал

Одна вот только незадача случилась. Аэропорт города Уральска принимать ее отказался. Ведь взлетно-посадочная полоса, как любой другой построенный объект, должна иметь грамотно, профессионально и в полном соответствии с законодательством оформленный пакет документов. А его – почему-то не оказалось. Ни свидетельства о регистрации, ни акта приемки выполненных работ, ни всех остальных бумаг, положенных в таких случаях. А потом еще и качество проведенной реконструкции стало вызывать вопросы… Кстати, два года, пока на летном поле Уральска велись строительные работы, жителям города и окрестностей приходилось летать через аэропорты Атырау и Актобе, совершая перед каждым рейсом и после него поездки по 500 километров автотранспортом. То еще удовольствие, я вам скажу…  

Авиационные власти попытались погасить назревающий скандал и провели комиссионное обследование готовности реконструированной взлетно-посадочной полосы к приему и выпуску воздушных судов. Пятеро представителей Комитета гражданской авиации, Казаэронавигации и других его подразделений подписали документ, что эксплуатационно-техническое состояние бетонного покрытия летного поля нормальное, разрушений, сколов, трещин, выбоин и раковин не имеет и к эксплуатации пригодно. И на основе одного только этого документа аэропорт приступил к приему и выпуску самолетов. Как мы понимаем, на свой страх и риск, поскольку кроме этой бумаги ни одного другого документа, подтверждающего легитимность существования взлетно-посадочной полосы, попросту нет, но самолеты летают в Уральск вовсю. А тем временем историей заинтересовалась служба экономических расследований Департамента государственных доходов по Западно Казахстанской области.

Ломать – не строить

Проверка, проведенная областной инспекцией финансового контроля, дала основания полагать, что имеются все признаки хищения в особо крупных размерах. Было установлено, что при реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Уральска подрядная организация использовала бетон другого класса, менее крепкого и дешевого. Экспертизы показали, что использовался бетон марки Б-10 и Б-12, тогда как по проекту должен был использоваться бетон Б-30. Только на этом, так сказать, «сэкономили» порядка 200 миллионов тенге.

Кроме того, служба экономических расследований запросила экспертное заключение московского Научно-исследовательского института бетона и железобетона им. Гвоздева, специалисты которого провели детальное исследование покрытия реконструированной взлетно-посадочной полосы. Результаты россиян в корне разошлись с заключением казахстанских специалистов, давших допуск к эксплуатации летного поля. Взяв образцы, они пришли к выводу, что во всех рассматриваемых случаях упругость бетона ниже нормы, использованный при его заливке щебень имел пылевидные и глинистые включения – то есть попросту не был промыт, как это требует технология строительства таких сооружений. Даже визуальный осмотр бетонной поверхности аэродромного покрытия показал наличие различных дефектов – глинистых включений, температурных трещин, сколов и раковин, что свидетельствует о некачественной укладке бетонной смеси и недостаточном уходе за его твердением. Это практически дословная цитата из заключения российских специалистов. Их рекомендация по решению выявленных проблем – как удар по темечку: только-только уложенный бетон вырубить и полностью заменить, а указанные в проекте параметры аэродромного покрытия проверить на морозостойкость, поскольку есть вероятность, что ошибки были допущены уже на этапе проектирования.

Пока без происшествий…

Почему наши специалисты всего этого не разглядели – вопрос скорее риторический! Как, впрочем, и то, почему аэропорт Уральска рискнул использовать столь некачественно реконструированную взлетно-посадочную полосу.

Чтобы не казаться голословными, журналисты сайта RATEL.KZ решили выложить здесь несколько фотографий аэродромного покрытия. О качестве проведенной реконструкции взлетно-посадочной полосы в Уральске они сами скажут за себя.

Стоит только добавить, что досудебное расследование по этому поводу началось в марте 2016 года. Никто пока к уголовной ответственности не привлечен. Самолеты в Уральске продолжают взлетать и садиться. Пока что, тьфу-тьфу, без происшествий.

И эта история в очередной раз позволяет нам констатировать, что преступная безалаберность превратилась в норму нашей жизни.           

desperado 2016-05-23 11:49:47
самый прикол в том,что сам экс-аким зко господин ногаев,сам лично выезжал на этот объект (взлётку) периодически, и сидя на кортах (в прямом смысле), чуть ли не под лупой рассматривал "качество" проделанных работ. а теперь во оно чё...
Аргын (svet-v-mir) 2016-05-23 11:49:47
ПОЭТОМУ СЕГОДНЯ ВСЕМ КАЗАХАМ НАДО ЧЕСТНО ПРИЗНАТЬСЯ И ПОКАЯТЬСЯ В ТОМ, ЧТО СЕГОДНЯШНИЙ МОРАЛЬНО-НЕРАЗВИТЫЙ МЕНТАЛИТЕТ МНОГИХ КАЗАХОВ - ВСЕМУ ЭТОМУ ВИНА !!! Ибо смертоносное древо коррупции прочно приживается и обильно плодоносит в тех странах, в которых души большинства людей в сильной степени осквернены и загрязнены такими весьма тяжкими греховно-нравственными пороками, как: бессовестность и лживость, бесчестность и бесстыдство, алчность и хитрость, безбожие и грехолюбие – которые всегда являются главными характерными чертами менталитета всех тех народов, которые глубоко погрязли в греховном болоте коррупции !!! ПОЭТОМУ ВСЕМ КАЗАХСТАНЦАМ НАДО ПРИНИМАТЬ СРОЧНЫЕ И НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО СПАСЕНИЮ ПОГИБАЮЩЕЙ В ГРЕХАХ КАЗАХСКОЙ НАЦИИ !!!
Тэтяна 2016-05-23 11:49:47
Аргын, что это за "казахстанцы должны спасать казахов"? Коррупцию, вы считаете, казахи придумали("со своим менталитетом")? Так это казахский менталитет виноват, что коррупция процветает и у нас, и в России и в других странах? Да, "хорошая" заявочка. А не наследие ли это совка, от которого надо минимум 40 лет избавляться?
1 2016-05-23 11:49:47
Типа не стоило Зейнулле писать свои соображения насчет земельного вопроса?
Лиза 2016-05-23 11:49:47
акт выполненных работ или ввода в эксплуатацию, комиссия подписала?
Никому не верю 2016-05-23 11:49:47
Такое по всей стране, открывают заводы и др. грандиозные стройки куда вложены огромные деньги с участием президента завтра же закрывают . Президентская власть когда вся власть сосредоточены в одних руках уже изжила себя. Необходимо полностью менять эту коррумпированную власть или переходить на парламентское правление или окажемся в рядах отсалых африканских стран.
жадира 2016-05-23 11:49:47
Я считаю пока будет проходить конкурс строительство будет страдать а если это происходит то необходимо проводить конкурс для проверки этого строительство выделенного средство комиссии да надо выделить средство но зато работа будет выполнено по всем параметрам качеством если не будет проводится комиссией у нас будет много бедных
Сурикат 2016-05-23 11:49:47
Все просто. Увы, нет политической воли. Руководство страны априори не хочет победить коррупцию. Ведь можно сделать единую биржу, классифицировать по типам ТРУ закупки. Аттестовать поставщиков и главное, убрать организаторов тендеров от формирования условий закупа. Все. Конец коррупции на закупках.
Аргын (svet-v-mir) 2016-05-23 11:49:47
ЦИТАТА АВТОРА: "преступная безалаберность превратилась в норму нашей жизни". ВАМИ УКАЗАННАЯ "ПРЕСТУПНАЯ БЕЗАЛАБЕРНОСТЬ" ВЕКАМИ ПРИСУТСТВОВАЛА В МЕНТАЛИТЕТЕ МОИХ ПЛОТСКИХ СОРОДИЧЕЙ !!! ПОЭТОМУ НАСТАЛА ПОРА ЕЁ - ТО ЕСТЬ ЭТОТ ГРЕХ - РЕШИТЕЛЬНО ИСКОРЕНЯТЬ !!! ТАК ПОБЕДИМ !!!
Тэтяна 2016-05-23 11:49:47
Аргын, в цитате автора совсем не то, что вы написали в своем комменте 11:30, очень большая разница.
- В какой-то момент потерялось понимание, где государство и где частные акционеры, кто кому должен помогать и кто у кого украл деньги.
Airbus для кочегара
Следственные органы выяснили, кем именно являлся человек, от чьего имени ставились на учет два самолета, которые потом оказались в воюющей Сирии
Вергилий совести Азат Перуашев
Новая реальность Токаева наступает со всех сторон
Байбек и чебурек
Децентрализация власти по-казахски
Молчание акимов
Реакция чиновников Южно-Казахстанской области на публикации Ratel.kz
От игры на контрасте к игре в имитацию
Если что-то реально и угрожает Казахстану, так это, в первую очередь, большое количество внутренних политических и экономических рисков
Ерлан Сагадиев: Я не считаю, что от кого-то нужно избавляться
Министр образования и науки не ответил на самые острые вопросы корреспондента Ratel.kz
Жизнь на острове Везения
После выхода в свет сборника Ермека Турсунова «Мелочи жизни» Ratel.kz продолжает публикацию его новых рассказов, которые войдут в следующую книгу
Олег Абаев: Я не скулю, а добиваюсь справедливости!
Ответ ДВД Карагандинской области на запрос Ratel.kz породил ещё больше вопросов
Уймитесь, чувихи!
Салима Дуйсекова – о «гусударственных» дамах
Зачистка Арбата
Неизвестные люди сносят киоски в центре Алматы
Последний путь
Как под фундамент СССР была заложена мина замедленного действия, которая взорвалась в 1990 году и привела к краху СССР в 1991-м
Даниал и Талгат Ахметовы: отцу - власть, сыну - бизнес
- А вы что хотели ? Чтобы сынок или дочь такого человека работали простыми учителями и врачами на скромную зарплату ?
Удивляйтесь, когда вас унижают!
- Очередная отличная статья Евгения Жовтиса ! Четко, ясно и супер доходчиво. В этом возможно и заключается основное различие между западной и восточной цивилизациями- в отношении к человеку. Познер пишет, что фундаментальная причина такого различия - религия. Хотя примеры Японии, Юж.Кореи,Тайваня,Сингапура и даже ОАЭ (где рабство отменили только в 1952 году) доказывают, что революционная эволюция возможна, когда руководство страны это реально ускоряет эволюцию
Банкам указали на закон
- Браво Ratel.kz!!! Вот еще бы привели в чувство Beelein, то пенсионеры и родители малолетних школьников были бы очень благодарны Вам. Билайн без учета возрастной категории пользователей сети шлет всякого рода рассылки, а старики и малышня, сразу не разобравшись нажимают ОК и попадают на весьма не маленькие суммы.
Банкам указали на закон
- Первый раз услышал что рядовой гражданин выиграл процесс у банка, молодец !! Банки, вернее их хозяева- это теневые хозяева Казахстана, что они решат, то и будет в Казахстане. Чуть что: кризис, некризис - всё, они начинают "доить" гос.бюджет или Нац.фонд - и текут миллиарды, а уже и триллионы тенге в карманы банкиров. Кроме того все эти записанные "мелким" шрифтов доп.условия договоров превращают 6-9 % годовых в неподьёмные 25-35 % реальных.
Airbus A320 совершил аварийную посадку в Актобе
- Уважаемые журналисты,Время по местному 22 часа! Пассажиры до сих пор сидят в аэропорту!некоторые с детьми! Покормили горячим один раз! После этого больше даже воды не предложили пока один из ожидающих не начал возмущаться! О размещении пассажиров и речи не идёт! Люди с детьми,а условий никаких нет для комфортного ожидания! Надеюсь возмещать нарушенные права пассажиров будут настолько качественно насколько некачественно были предоставлены Услуги и обязательства!!!!
Почему суды доверяют силовикам
- Не хочу кого то обидеть но именно корреспондент Ратель был молодцом на данном мероприятии, к сожалению не успела познакомится с Вами лично. Алия
Байбек и чебурек
- Отныне я и мои друзья будем звать чего Чебурек! хиииииииии Вот мы взрослеем, наше поколение, уже за 30, цели ставим, работаем, постоянно адаптируемся под все последствия мировой и нашей местной глупости и уже вроде есть такая жилка, которая позволяет радоваться жизни не смотря ни на что, но вот новости - оооооххх, как же вы печальны всегда. Лучше в театр пойти, вместо новостей. Мы тебя не любим, Чебурек, так и знай.