Как семья Зейнуллы Какимжанова в авиацию пошла

5165 просмотров
13
ГЕННАДИЙ БЕНДИЦКИЙ
Пятница, 20 Мая 2016, 10:27

После реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Уральска начался скандал

Пока никто не заказал?

Затеять какое-нибудь грандиозное строительство - во все времена это считалось наипростейшим способом что-либо украсть. Логика понятна: кто там после подсчитает, сколько было, например, потрачено гвоздей, арматуры, кирпича, черепицы, песка, щебня или цемента? И уж тем более, какого они были качества и почем приобретались...

Конечно же история с реконструкцией взлетно-посадочной полосы в аэропорту «Орал», что в городе Уральске, ни в какое сравнение не идет с громким делом «Астана ЭКСПО-2017» и хищением 10 миллиардов тенге, которое инкриминируется бывшему главе компании Талгату ЕРМЕГИЕВУ. Зато уральская история напрямую касается безопасности пассажирских авиаперевозок. И если в деле Ермегияева некоторые пункты обвинения писаны вилами по воде, то в деле с реконструкцией летного поля аэропорта «Орал» все выглядит куда конкретнее и яснее. Хотя в этом случае следственные органы проявляют намного меньше рвения, нежели в расследовании хищений при строительстве объектов будущей всемирной выставки. Видимо, пока нет политического заказа…

Но обо всем по порядку.

Аэродром для подскока

Реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта «Орал» затеяли в 2014 году. Про ее необходимость и целесообразность можно и сейчас до хрипоты спорить, поскольку таких уж серьезных повреждений она не имела, позволяла принимать как среднемагистральные самолеты, так и «Боинги» с аэробусами, но при этом большого пассажиропотока у аэропорта не было. В первую очередь его летное поле использовалось в качестве «аэродрома подскока» для военной авиации – при перегоне МиГов и Сушек на российские ремонтные заводы. Так что критического эксплуатационного износа здесь не наблюдалось. Однако оставим все препирательства на этот счет заядлым спорщикам. С нашей точки зрения, раз решились на модернизацию – значит, молодцы. Главное - чтобы средства были. И они в бюджете нашлись. Для начала – 5,3 миллиарда тенге.

Странный выбор комиссии

Дальше, как у нас часто водится, стали происходить весьма занятные вещи. Дважды проводили конкурс по выбору строительной компании, которой можно было бы доверить реконструкцию такого серьезного объекта, как взлетно-посадочная полоса. И дважды конкурс был признан не состоявшимся из-за несоответствия претендентов предъявляемым к ним квалификационным требованиям. К слову, в конкурсной комиссии были государственные чиновники совсем не малого ранга – председательствовал тогдашний министр транспорта и коммуникаций Казахстана, вскоре ставший первым заместителем министра по инвестициям и развитию РК Женис КАСЫМБЕК. В членах комиссии были тогдашний вице-министр транспорта и коммуникаций, а ныне генеральный директор РГП «Казаэронавигация» Азат БЕКТУРОВ, а также бессменный вот уже шесть лет председатель Комитета гражданской авиации Казахстана Бекен СЕЙДАХМЕТОВ.

После того, как конкурс дважды признали несостоявшимся, высокая комиссия решила произвести закуп услуг по реконструкции летного поля из одного источника. Причем выбрала в качестве подрядчика одну из тех самых строительных компаний, которую в ходе двух предыдущих конкурсов уже забраковала, как не соответствующую квалификационным требованиям. Можно было бы удивляться странному непостоянству чиновников из комиссии, если не знать, кому принадлежит выбранная строительная компания.

Семейный подряд

Основным владельцем компании «К-ДорСтрой», которой отдали предпочтение члены комиссии, опосредованно через сеть компаний-учредителей, является Темирболат СУЛТАНСИХОВ - сын Сайрангуль КАКИМЖАНОВОЙ, сестры бывшего министра госдоходов и министра финансов Казахстана, а ныне авторитетного винодела Зейнуллы КАКИМЖАНОВА.

Еще одним совладельцем этой компании, опять же опосредованно, является Турсынкан ГАЛЕЕВ - зять экс-министра, муж уже другой его сестры Гульсум КАКИМЖАНОВОЙ.

Короче, это семейный бизнес.

Но самое забавное, что в двух предыдущих конкурсах, которые признали несостоявшимися, с этой строительной компанией конкурировала как минимум одна аффилированная с ней же компания – ТОО «Автодорсервис». Учредителем этого ТОО является сын Зейнуллы Какимжанова – Ильхалид ЗЕЙНУЛЛА-УЛЫ.

Если учесть, что претендентов на роль подрядчика было всего четыре, два из которых имели самое прямое отношение к персоне г-на Какимжанова, получается, что конкурсная комиссия в составе господ Касымбека, Бектурова и Сейдахметова просто за уши тянула через тендер компании Зейнуллы Халидолловича. Согласитесь, это как то не слишком вяжется как с морально-этическими положениями кодекса чести госслужащего, так и с нормами уголовного права антикоррупционного характера…

Цена вопроса - миллиард

Но, как говорится, главное - чтобы костюмчик сидел! Какая разница, кто кому кем приходится – важно, чтобы работа качественно была сделана.

Ну, давайте предположим, что в первых двух конкурсах обе компании семьи Зейнуллы Какимжанова по какому-то досадному недоразумению были признаны не соответствующими требованиям, а в действительности им по всему Казахстану просто нет равных в области реконструкции аэродромов и взлетно-посадочных полос. А почему бы не предположить такое? Да запросто! Тем более, что к реконструкции летного поля Уральского аэропорта строительная компания «К-ДорСтрой» приступила еще в сентябре 2014 года. Проводила работу в два этапа. И в настоящий момент уже полностью ее закончила! Правда, с изначальных 5,3 миллиарда тенге, выделенных на реконструкцию, цена вопроса подорожала почти на миллиард тенге и обошлась казне в 6,3 миллиарда. Но, во-первых, всем известно, что аппетит приходит во время еды. А во-вторых, ведь дело было, в конце концов, сделано: взлетно-посадочную полосу реконструировали. На три метра расширили и на четыреста метров удлинили…

Как гасили скандал

Одна вот только незадача случилась. Аэропорт города Уральска принимать ее отказался. Ведь взлетно-посадочная полоса, как любой другой построенный объект, должна иметь грамотно, профессионально и в полном соответствии с законодательством оформленный пакет документов. А его – почему-то не оказалось. Ни свидетельства о регистрации, ни акта приемки выполненных работ, ни всех остальных бумаг, положенных в таких случаях. А потом еще и качество проведенной реконструкции стало вызывать вопросы… Кстати, два года, пока на летном поле Уральска велись строительные работы, жителям города и окрестностей приходилось летать через аэропорты Атырау и Актобе, совершая перед каждым рейсом и после него поездки по 500 километров автотранспортом. То еще удовольствие, я вам скажу…  

Авиационные власти попытались погасить назревающий скандал и провели комиссионное обследование готовности реконструированной взлетно-посадочной полосы к приему и выпуску воздушных судов. Пятеро представителей Комитета гражданской авиации, Казаэронавигации и других его подразделений подписали документ, что эксплуатационно-техническое состояние бетонного покрытия летного поля нормальное, разрушений, сколов, трещин, выбоин и раковин не имеет и к эксплуатации пригодно. И на основе одного только этого документа аэропорт приступил к приему и выпуску самолетов. Как мы понимаем, на свой страх и риск, поскольку кроме этой бумаги ни одного другого документа, подтверждающего легитимность существования взлетно-посадочной полосы, попросту нет, но самолеты летают в Уральск вовсю. А тем временем историей заинтересовалась служба экономических расследований Департамента государственных доходов по Западно Казахстанской области.

Ломать – не строить

Проверка, проведенная областной инспекцией финансового контроля, дала основания полагать, что имеются все признаки хищения в особо крупных размерах. Было установлено, что при реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Уральска подрядная организация использовала бетон другого класса, менее крепкого и дешевого. Экспертизы показали, что использовался бетон марки Б-10 и Б-12, тогда как по проекту должен был использоваться бетон Б-30. Только на этом, так сказать, «сэкономили» порядка 200 миллионов тенге.

Кроме того, служба экономических расследований запросила экспертное заключение московского Научно-исследовательского института бетона и железобетона им. Гвоздева, специалисты которого провели детальное исследование покрытия реконструированной взлетно-посадочной полосы. Результаты россиян в корне разошлись с заключением казахстанских специалистов, давших допуск к эксплуатации летного поля. Взяв образцы, они пришли к выводу, что во всех рассматриваемых случаях упругость бетона ниже нормы, использованный при его заливке щебень имел пылевидные и глинистые включения – то есть попросту не был промыт, как это требует технология строительства таких сооружений. Даже визуальный осмотр бетонной поверхности аэродромного покрытия показал наличие различных дефектов – глинистых включений, температурных трещин, сколов и раковин, что свидетельствует о некачественной укладке бетонной смеси и недостаточном уходе за его твердением. Это практически дословная цитата из заключения российских специалистов. Их рекомендация по решению выявленных проблем – как удар по темечку: только-только уложенный бетон вырубить и полностью заменить, а указанные в проекте параметры аэродромного покрытия проверить на морозостойкость, поскольку есть вероятность, что ошибки были допущены уже на этапе проектирования.

Пока без происшествий…

Почему наши специалисты всего этого не разглядели – вопрос скорее риторический! Как, впрочем, и то, почему аэропорт Уральска рискнул использовать столь некачественно реконструированную взлетно-посадочную полосу.

Чтобы не казаться голословными, журналисты сайта RATEL.KZ решили выложить здесь несколько фотографий аэродромного покрытия. О качестве проведенной реконструкции взлетно-посадочной полосы в Уральске они сами скажут за себя.

Стоит только добавить, что досудебное расследование по этому поводу началось в марте 2016 года. Никто пока к уголовной ответственности не привлечен. Самолеты в Уральске продолжают взлетать и садиться. Пока что, тьфу-тьфу, без происшествий.

И эта история в очередной раз позволяет нам констатировать, что преступная безалаберность превратилась в норму нашей жизни.           

desperado 2016-05-23 11:49:47
самый прикол в том,что сам экс-аким зко господин ногаев,сам лично выезжал на этот объект (взлётку) периодически, и сидя на кортах (в прямом смысле), чуть ли не под лупой рассматривал "качество" проделанных работ. а теперь во оно чё...
Аргын (svet-v-mir) 2016-05-23 11:49:47
ПОЭТОМУ СЕГОДНЯ ВСЕМ КАЗАХАМ НАДО ЧЕСТНО ПРИЗНАТЬСЯ И ПОКАЯТЬСЯ В ТОМ, ЧТО СЕГОДНЯШНИЙ МОРАЛЬНО-НЕРАЗВИТЫЙ МЕНТАЛИТЕТ МНОГИХ КАЗАХОВ - ВСЕМУ ЭТОМУ ВИНА !!! Ибо смертоносное древо коррупции прочно приживается и обильно плодоносит в тех странах, в которых души большинства людей в сильной степени осквернены и загрязнены такими весьма тяжкими греховно-нравственными пороками, как: бессовестность и лживость, бесчестность и бесстыдство, алчность и хитрость, безбожие и грехолюбие – которые всегда являются главными характерными чертами менталитета всех тех народов, которые глубоко погрязли в греховном болоте коррупции !!! ПОЭТОМУ ВСЕМ КАЗАХСТАНЦАМ НАДО ПРИНИМАТЬ СРОЧНЫЕ И НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО СПАСЕНИЮ ПОГИБАЮЩЕЙ В ГРЕХАХ КАЗАХСКОЙ НАЦИИ !!!
Тэтяна 2016-05-23 11:49:47
Аргын, что это за "казахстанцы должны спасать казахов"? Коррупцию, вы считаете, казахи придумали("со своим менталитетом")? Так это казахский менталитет виноват, что коррупция процветает и у нас, и в России и в других странах? Да, "хорошая" заявочка. А не наследие ли это совка, от которого надо минимум 40 лет избавляться?
1 2016-05-23 11:49:47
Типа не стоило Зейнулле писать свои соображения насчет земельного вопроса?
Лиза 2016-05-23 11:49:47
акт выполненных работ или ввода в эксплуатацию, комиссия подписала?
Никому не верю 2016-05-23 11:49:47
Такое по всей стране, открывают заводы и др. грандиозные стройки куда вложены огромные деньги с участием президента завтра же закрывают . Президентская власть когда вся власть сосредоточены в одних руках уже изжила себя. Необходимо полностью менять эту коррумпированную власть или переходить на парламентское правление или окажемся в рядах отсалых африканских стран.
жадира 2016-05-23 11:49:47
Я считаю пока будет проходить конкурс строительство будет страдать а если это происходит то необходимо проводить конкурс для проверки этого строительство выделенного средство комиссии да надо выделить средство но зато работа будет выполнено по всем параметрам качеством если не будет проводится комиссией у нас будет много бедных
Сурикат 2016-05-23 11:49:47
Все просто. Увы, нет политической воли. Руководство страны априори не хочет победить коррупцию. Ведь можно сделать единую биржу, классифицировать по типам ТРУ закупки. Аттестовать поставщиков и главное, убрать организаторов тендеров от формирования условий закупа. Все. Конец коррупции на закупках.
Аргын (svet-v-mir) 2016-05-23 11:49:47
ЦИТАТА АВТОРА: "преступная безалаберность превратилась в норму нашей жизни". ВАМИ УКАЗАННАЯ "ПРЕСТУПНАЯ БЕЗАЛАБЕРНОСТЬ" ВЕКАМИ ПРИСУТСТВОВАЛА В МЕНТАЛИТЕТЕ МОИХ ПЛОТСКИХ СОРОДИЧЕЙ !!! ПОЭТОМУ НАСТАЛА ПОРА ЕЁ - ТО ЕСТЬ ЭТОТ ГРЕХ - РЕШИТЕЛЬНО ИСКОРЕНЯТЬ !!! ТАК ПОБЕДИМ !!!
Тэтяна 2016-05-23 11:49:47
Аргын, в цитате автора совсем не то, что вы написали в своем комменте 11:30, очень большая разница.

Судья Жумамуратов своим решением обязал сайты Ratel.kz и Forbes.kz опровергнуть все публикации о Зейнулле и Ильхалиде Какимжановых, удалить их с сайтов и выплатить истцам свыше 50 миллионов тенге. Чем, по-вашему, руководствовался судья?

Если логически развивать высказывания наших чиновников, то не хватает еще одного объекта для ЭКСПО: Стены/стенки плача. Дабы мы, сирые, недостойные и убогие, приехав к ней за свои деньги, смогли бы уткнуться и рыдать от счастья. К тому же, там можно будет на первом этапе расстреливать уклонистов и не выполнивших разнарядки акимов, а на втором - проворовавшихся чиновников.
Источник: Facebook
Схватка бульдогов под ковром за $3 млрд
Глобальная цель КМГ – выкупить доли миноритариев и установить полный контроль над РД КМГ
Суд над желтоксановцами: последнее письмо Кайрата Рыскулбекова
30 лет назад, 25 мая 1987 года, в Алма-Ате начался суд над участниками декабрьских событий Рыскулбековым, Ташеновым, Кузембаевым, Тайджумаевым, Копесбаевым
Прозрение Калона
Генеральный директор «АрселорМиттал Темиртау» будет добиваться льготной пенсии для металлургов и горняков
Работа над судебными ошибками
Служители Фемиды пошли наперекор прокуратуре
Поправки к Конституции подкрались незаметно
Идея о лишении гражданства на всенародное обсуждение не выносилась
Как государство распоряжается нашими сбережениями
Повышенная государственная активность эффективна только в коротком промежутке времени
Денег нет, но вы летайте!
В условиях кризиса совместный проект «Байтерек», то есть стартовый стол для «Ангары» на Байконуре, выглядит уже совсем неочевидным
Смерть и воскрешение гражданского общества в Казахстане
Власти должны понимать: чтобы снизить внутренние риски и угрозы – нужно укреплять страну изнутри. Мобилизовать общество вокруг базовых ценностей
«Эйрбасы» для Сирии: тайны следствия
Откуда у 116-летнего истопника-кочегара два крупнотоннажных пассажирских самолета стоимостью две сотни миллионов долларов каждый
Американская комедия. Часть 4. Книга Мормона
Известный казахстанский кинорежиссер и писатель Ермек Турсунов продолжает рассказывать о своей жизни в Соединенных Штатах
Как управлять комарами и собаками
Без официального документа ни одна сука не смеет появляться на улицах нашей законопослушной столицы
Коллективное безответственное
Когда элита не видит будущего, ей плевать, что будет со страной завтра
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Сергей Уткин: С помощью суда пытаются заткнуть рты всем недовольным
Известный юрист высказал свое «оценочное суждение» о деле «Какимжанов против СМИ»
«Эйрбасы» для Сирии: тайны следствия
- Все как всегда....Все больше беспокойства за судьбу страны возникает-разворовывание государства не прекращается,а реальных мер не применяется, не хотят наши правители порядок наводить....Я спросил одного одного адвоката почему не прекращается этот бардак,он мне ответил:"Возьмет 100 раз по 1000 долл.,попадется на 101 й.60 тыс.штрафа заплатит,а 40 т.дол.останется спрятанные у кого нибудь" -все просто......
Мы не сдадимся без боя
- Все это крайне возмутительно! Прямо-таки "Блеск и нищета Министерства Обороны РК". Прекратите немедленно этот бардак, господин Жасузаков, пока вас же, в конечном итоге, не сделали "крайним" за эти бесчинства! Наведите порядок в квартирном вопросе и впредь не позорьте страну таким образом. Со всей строгостью накажите виновных в создании этой проблемы! Али Апшерони (Олег Рубец), писатель, теолог, офицер запаса.
Как управлять комарами и собаками
- Срочно нужна комариная полиция!!! Каждый человек которого кусают комары обязан заплатить штраф! Ведь в тяжелой, многомиллиардной (в тенге) войне государства с насекомыми он выступает на стороне последних снабжая их провизией и помогая увеличивать популяцию!!!
Почём нынче внутреннее убеждение судьи
- Проститутки, (работницы секс индустрии) ... в моральном плане несоразмеримо стоят выше в сравнении с бессовестными судьями. Проститутки "за бабки" занимаются своим бизнесом открыто "ты мне, я тебе". Но, право выбора всегда остается за Вами. А эти судьи - язвы государства, облачившись в судейскую мантию, "за бабки" ломая судеб сотни, тысячи людей, занимаются бля... ством скрыто.... Так, что, Уважаемый, вопрос тебе на засыпку: кто из них честнее перед БОГОМ ?!....
США обеспокоены судебным процессом «Какимжанов против Ratel.kz и Forbes.kz»
- Неизбежная люстрация судей в обозримом будущем, это будет тема большая.Этот корпус (обойдемся без эффектных прилагательных) характеризующих их сущность, чистить не перечистить.Тут не должно быть срока давности, пенсионеров тоже коснется, умершим повезет.В стране немного меньше 2 тыс.судей.Легко и просто заменить всех.В Сингапуре в один день поменяли судей и государство не умерло, а только окрепло и очистилось от взяточников, барыг и проходимцев.
Как сын Даниала Ахметова попал в список Forbes.kz?
- а может просто наследственность хорошая у сынков , зятьков, внучков наших чиновников? все способные на удивление. ни один токарем, уборщицейс или водителем не работает