Почему Кайрату Кожамжарову так дорог Тимур Кулибаев

17685 просмотров
37
ГЕННАДИЙ БЕНДИЦКИЙ
Пятница, 26 Фев 2016, 18:16

С таким могучим куратором отрасли многие полагают, что им все может сойти с рук

Один дотошный читатель Ratel.KZ обратил наше внимание на занятный статистический казус.

Согласно официальной статистике, в 2014 году в Казахстане было добыто 80,8 миллиона тонн нефти, из которых 62,4 миллиона тонн ушло на экспорт, а внутри республики было переработано 16,38 миллиона тонн. В итоге получился остаток в объеме 2,02 миллиона тонн нефти, исчезновение которого официальная статистика никак не объясняет. А это, между прочим, почти 17 тысяч 120-тонных железнодорожных цистерн.

В 2015 году Казахстан добыл 79,5 миллиона тонн нефти, из которых 61,3 миллиона тонн экспортировали, 14,6 миллиона тонн переработали для собственных нужд, и опять появилась разница – 3,6 миллиона тонн нефти. То есть куда-то пропал еще один железнодорожный состав из 30 тысяч цистерн по 120 тонн каждая. И снова объяснением его исчезновения никто не озадачился.

Причем обратите внимание на странную тенденцию – добыча нефти, ее экспорт и внутренняя переработка уменьшаются, а бесследно исчезающий остаток – заметно увеличивается!

Кое-кто из спецов нефтяной отрасли, конечно, может попытаться объяснить бесследное улетучивание таких сумасшедших объемов нефти, например, тем, что, дескать, именно такое ее количество остается на стенках различных нефтяных резервуаров и не подлежит извлечению. Списать продукт, так сказать, на усушку-утруску. В нефтянке такие неизвлекаемые отходы называют шламом и утилизируют при чистке резервуаров. И мы бы поверили этому объяснению, если бы не одна крайне любопытная и интригующая история. Из области авиации.

У всех, конечно, на слуху частная казахстанская авиакомпания BEK AIR - та самая, которая воспротивилась незаконному проведению в Казахстане аудита международной ассоциации воздушного транспорта IATA, вошла в клинч с Комитетом гражданской

авиации и потом через суд заставила чиновников следовать букве закона. Так вот, некоторое время назад эта несговорчивая компания обратилась с заявлением в Национальное бюро по противодействию коррупции Министерства по делам государственной службы РК с просьбой разобраться с происхождением топлива, поставляемого для казахстанских авиакомпаний. А причиной обращения в антикоррупционное ведомство послужили поставки авиатоплива без должной документации.

Дело в том, в 2011 году в нашей стране с целью пресечения нелегального оборота нефти и нефтепродуктов был принят закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», а также ряд правительственных постановлений, обеспечивающих его выполнение. Согласно этим нормативным актам, весь оборот нефти и нефтепродуктов в нашей республике подлежит строгому учету, который возлагается на налоговые органы. Каждой партии нефти и нефтепродуктов они присваивают ПИН-коды и оформляют так называемые СНН - сопроводительные накладные на нефтепродукты, которые должны указываться при любой поставке, причем непосредственно в день ее осуществления. Таковы требования закона!

Так вот, при поставках авиатоплива для BEK AIR это правило было нарушено – необходимые сопроводительные документы поставщик предоставил менее чем на 30 процентов объема. Остальной объем авиатоплива был поставлен без соответствующих законодательству накладных на нефтепродукты. Следовательно, возникали очень большие сомнения в его легальном происхождении. С проблемой отсутствия сопроводительных накладных на поставляемое авиатопливо авиакомпания BEK AIR столкнулась не в одном каком-то городе, а повсеместно по республике, во всех аэропортах, куда осуществляла полеты - Алматы, Астане, Актобе, Уральске…

Причем речь шла о не таких уж и маленьких объемах: в 2014-2015 годах одна только эта авиакомпания получила свыше 5 тысяч тонн авиатоплива на общую сумму под миллиард тенге. И очень похоже, что такая же ситуация с сопровождающей документацией происходила и с другими авиакомпаниями – и самыми крупными, такими как AIR ASTANA, SCAT, QAZAQ AIR, и теми, что помельче.

Просто все остальные об этом предпочитали молчать!

А еще все тот же поставщик снабжает авиационным топливом все государственные силовые структуры Казахстана– всю военную авиацию Министерства обороны, Пограничной службы и Министерства внутренних дел. И можно предположить, что и там

с документацией на происхождение поставляемого горючего тоже не все в порядке. В отличие от гражданских структур, служивые такие вещи скрывают вообще на уровне военной тайны…

И если на уровне одной частной авиакомпании 70 процентов поставляемого топлива не имеют сопроводительных накладных, подтверждающих, откуда оно взялось, можно себе представить объемы нелегального авиатоплива, прокачиваемого в масштабах всей республики.

А теперь самое время сказать о поставщике авиатоплива, скажем так, сомнительного происхождения. Оказывается, все эти художества происходят под государственной «крышей». Поскольку поставщиком является ТОО «КазМунайГаз-Аэро», на 100 процентов дочернее предприятие государственного АО «ҚазМұнайГаз — переработка и маркетинг», которое является структурным подразделением национальной компании «КазМунайГаз». А та, в свою очередь, является членом Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса «Kazenergy» - казахстанского добровольного некоммерческого объединения юридических лиц нефтегазового и энергетического комплекса под председательством Тимура КУЛИБАЕВА. Он де-юре вроде как отошел от государственных дел и занимается бизнесом и общественной деятельностью. А де-факто до сих пор остается негласным куратором нефтяной отрасли страны, и его влияние на нее невозможно преувеличить. Мы, конечно же, не хотим сказать, что за нелегальными поставками авиакеросина для казахстанских авиакомпаний стоит Тимур Аскарович – скорее всего, он даже не в курсе, что какое-то там ТОО «КазМунайГаз-Аэро» поставляет авиатопливо без сопроводительных накладных, не может объяснить его происхождение и тем самым нарушает казахстанские законы напропалую. Просто с таким могучим куратором отрасли многие руководители, большинство из которых, безусловно, являются его ставленниками, полагают, что им все может сойти с рук. И далеко не всегда они в этом ошибаются.

Тут надо понимать, что из себя представляют нефтепродукты, запускаемые в оборот без надлежащих сопроводительных документов. Тут варианта может быть только три: либо они полулегально произведены из нефти, ворованной со скважин, либо это какая-то «неучтенка», но на уровне нефтеперерабатывающего завода, либо это контрабанда из соседних стран. Во всех трех случаях набирается целый букет из статей Уголовного кодекса – сокрытие доходов, неуплата налогов, незаконное предпринимательство и все тому подобное. Короче, без сопроводительных накладных на нефтепродукты любой другой поставщик и недели бы не смог проработать - контролирующие и компетентные государственные органы возбудились бы при первой же проверке. И в клочья бы порвали такого шустрого деятеля – задавили бы штрафами, затерроризировали уголовными делами. Но в случае с ТОО «КазМунайГаз-Аэро» дело обстоят иначе – уже не первый год так работают, и все как с гуся вода. Значит, расчет у работающих под государственной «крышей» коммерсантов был верный.

В случае с обращением авиакомпании BEK AIR в Национальное бюро по противодействию коррупции Министерства по делам государственной службы РК ситуация развивалась совсем интересно. По нашим данным, заявление они написали еще в прошлом году – в октябре 2015-го. Там посчитали обоснованным приступить к досудебному расследованию, для начала по статье 197 Уголовного кодекса РК – «Злостное нарушение установленного порядка проведения публичных торгов, аукционов и конкурсов». И ни шатко, ни валко расследуют деятельность ТОО «КазМунайГаз-Аэро» до сих пор. Казалось бы, нарушения лежат на поверхности, ущерб и упущенная выгода государства подсчитывается пятью математическими действиями на бытовом калькуляторе. Но никто никуда не спешит. Тут поневоле на ум приходит ассоциация с нашумевшим на этой неделе делом главы союза журналистов Казахстана Сейтказы МАТАЕВА и агентства КазТАГ, когда всего за пару месяцев борцы с коррупцией во всем вроде как разобрались и расследование запросто дошло до задержаний в СИЗО и домашних арестов. А вот так же всерьез расследовать денежные потоки от левой нефти подчиненным Кайрата КОЖАМЖАРОВА из Национального бюро по противодействию коррупции явно не с руки. И это не может не наталкивать на вполне определенные мысли.

Судья Жумамуратов своим решением обязал сайты Ratel.kz и Forbes.kz опровергнуть все публикации о Зейнулле и Ильхалиде Какимжановых, удалить их с сайтов и выплатить истцам свыше 50 миллионов тенге. Чем, по-вашему, руководствовался судья?

Если логически развивать высказывания наших чиновников, то не хватает еще одного объекта для ЭКСПО: Стены/стенки плача. Дабы мы, сирые, недостойные и убогие, приехав к ней за свои деньги, смогли бы уткнуться и рыдать от счастья. К тому же, там можно будет на первом этапе расстреливать уклонистов и не выполнивших разнарядки акимов, а на втором - проворовавшихся чиновников.
Источник: Facebook
Схватка бульдогов под ковром за $3 млрд
Глобальная цель КМГ – выкупить доли миноритариев и установить полный контроль над РД КМГ
Суд над желтоксановцами: последнее письмо Кайрата Рыскулбекова
30 лет назад, 25 мая 1987 года, в Алма-Ате начался суд над участниками декабрьских событий Рыскулбековым, Ташеновым, Кузембаевым, Тайджумаевым, Копесбаевым
Прозрение Калона
Генеральный директор «АрселорМиттал Темиртау» будет добиваться льготной пенсии для металлургов и горняков
Работа над судебными ошибками
Служители Фемиды пошли наперекор прокуратуре
Поправки к Конституции подкрались незаметно
Идея о лишении гражданства на всенародное обсуждение не выносилась
Как государство распоряжается нашими сбережениями
Повышенная государственная активность эффективна только в коротком промежутке времени
Денег нет, но вы летайте!
В условиях кризиса совместный проект «Байтерек», то есть стартовый стол для «Ангары» на Байконуре, выглядит уже совсем неочевидным
Смерть и воскрешение гражданского общества в Казахстане
Власти должны понимать: чтобы снизить внутренние риски и угрозы – нужно укреплять страну изнутри. Мобилизовать общество вокруг базовых ценностей
«Эйрбасы» для Сирии: тайны следствия
Откуда у 116-летнего истопника-кочегара два крупнотоннажных пассажирских самолета стоимостью две сотни миллионов долларов каждый
Американская комедия. Часть 4. Книга Мормона
Известный казахстанский кинорежиссер и писатель Ермек Турсунов продолжает рассказывать о своей жизни в Соединенных Штатах
Как управлять комарами и собаками
Без официального документа ни одна сука не смеет появляться на улицах нашей законопослушной столицы
Коллективное безответственное
Когда элита не видит будущего, ей плевать, что будет со страной завтра
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Сергей Уткин: С помощью суда пытаются заткнуть рты всем недовольным
Известный юрист высказал свое «оценочное суждение» о деле «Какимжанов против СМИ»
«Эйрбасы» для Сирии: тайны следствия
- Все как всегда....Все больше беспокойства за судьбу страны возникает-разворовывание государства не прекращается,а реальных мер не применяется, не хотят наши правители порядок наводить....Я спросил одного одного адвоката почему не прекращается этот бардак,он мне ответил:"Возьмет 100 раз по 1000 долл.,попадется на 101 й.60 тыс.штрафа заплатит,а 40 т.дол.останется спрятанные у кого нибудь" -все просто......
Мы не сдадимся без боя
- Все это крайне возмутительно! Прямо-таки "Блеск и нищета Министерства Обороны РК". Прекратите немедленно этот бардак, господин Жасузаков, пока вас же, в конечном итоге, не сделали "крайним" за эти бесчинства! Наведите порядок в квартирном вопросе и впредь не позорьте страну таким образом. Со всей строгостью накажите виновных в создании этой проблемы! Али Апшерони (Олег Рубец), писатель, теолог, офицер запаса.
Как управлять комарами и собаками
- Срочно нужна комариная полиция!!! Каждый человек которого кусают комары обязан заплатить штраф! Ведь в тяжелой, многомиллиардной (в тенге) войне государства с насекомыми он выступает на стороне последних снабжая их провизией и помогая увеличивать популяцию!!!
Почём нынче внутреннее убеждение судьи
- Проститутки, (работницы секс индустрии) ... в моральном плане несоразмеримо стоят выше в сравнении с бессовестными судьями. Проститутки "за бабки" занимаются своим бизнесом открыто "ты мне, я тебе". Но, право выбора всегда остается за Вами. А эти судьи - язвы государства, облачившись в судейскую мантию, "за бабки" ломая судеб сотни, тысячи людей, занимаются бля... ством скрыто.... Так, что, Уважаемый, вопрос тебе на засыпку: кто из них честнее перед БОГОМ ?!....
США обеспокоены судебным процессом «Какимжанов против Ratel.kz и Forbes.kz»
- Неизбежная люстрация судей в обозримом будущем, это будет тема большая.Этот корпус (обойдемся без эффектных прилагательных) характеризующих их сущность, чистить не перечистить.Тут не должно быть срока давности, пенсионеров тоже коснется, умершим повезет.В стране немного меньше 2 тыс.судей.Легко и просто заменить всех.В Сингапуре в один день поменяли судей и государство не умерло, а только окрепло и очистилось от взяточников, барыг и проходимцев.
Как сын Даниала Ахметова попал в список Forbes.kz?
- а может просто наследственность хорошая у сынков , зятьков, внучков наших чиновников? все способные на удивление. ни один токарем, уборщицейс или водителем не работает