Почему Кайрату Кожамжарову так дорог Тимур Кулибаев

17239 просмотров
37
ГЕННАДИЙ БЕНДИЦКИЙ
Пятница, 26 Фев 2016, 18:16

С таким могучим куратором отрасли многие полагают, что им все может сойти с рук

Один дотошный читатель Ratel.KZ обратил наше внимание на занятный статистический казус.

Согласно официальной статистике, в 2014 году в Казахстане было добыто 80,8 миллиона тонн нефти, из которых 62,4 миллиона тонн ушло на экспорт, а внутри республики было переработано 16,38 миллиона тонн. В итоге получился остаток в объеме 2,02 миллиона тонн нефти, исчезновение которого официальная статистика никак не объясняет. А это, между прочим, почти 17 тысяч 120-тонных железнодорожных цистерн.

В 2015 году Казахстан добыл 79,5 миллиона тонн нефти, из которых 61,3 миллиона тонн экспортировали, 14,6 миллиона тонн переработали для собственных нужд, и опять появилась разница – 3,6 миллиона тонн нефти. То есть куда-то пропал еще один железнодорожный состав из 30 тысяч цистерн по 120 тонн каждая. И снова объяснением его исчезновения никто не озадачился.

Причем обратите внимание на странную тенденцию – добыча нефти, ее экспорт и внутренняя переработка уменьшаются, а бесследно исчезающий остаток – заметно увеличивается!

Кое-кто из спецов нефтяной отрасли, конечно, может попытаться объяснить бесследное улетучивание таких сумасшедших объемов нефти, например, тем, что, дескать, именно такое ее количество остается на стенках различных нефтяных резервуаров и не подлежит извлечению. Списать продукт, так сказать, на усушку-утруску. В нефтянке такие неизвлекаемые отходы называют шламом и утилизируют при чистке резервуаров. И мы бы поверили этому объяснению, если бы не одна крайне любопытная и интригующая история. Из области авиации.

У всех, конечно, на слуху частная казахстанская авиакомпания BEK AIR - та самая, которая воспротивилась незаконному проведению в Казахстане аудита международной ассоциации воздушного транспорта IATA, вошла в клинч с Комитетом гражданской

авиации и потом через суд заставила чиновников следовать букве закона. Так вот, некоторое время назад эта несговорчивая компания обратилась с заявлением в Национальное бюро по противодействию коррупции Министерства по делам государственной службы РК с просьбой разобраться с происхождением топлива, поставляемого для казахстанских авиакомпаний. А причиной обращения в антикоррупционное ведомство послужили поставки авиатоплива без должной документации.

Дело в том, в 2011 году в нашей стране с целью пресечения нелегального оборота нефти и нефтепродуктов был принят закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», а также ряд правительственных постановлений, обеспечивающих его выполнение. Согласно этим нормативным актам, весь оборот нефти и нефтепродуктов в нашей республике подлежит строгому учету, который возлагается на налоговые органы. Каждой партии нефти и нефтепродуктов они присваивают ПИН-коды и оформляют так называемые СНН - сопроводительные накладные на нефтепродукты, которые должны указываться при любой поставке, причем непосредственно в день ее осуществления. Таковы требования закона!

Так вот, при поставках авиатоплива для BEK AIR это правило было нарушено – необходимые сопроводительные документы поставщик предоставил менее чем на 30 процентов объема. Остальной объем авиатоплива был поставлен без соответствующих законодательству накладных на нефтепродукты. Следовательно, возникали очень большие сомнения в его легальном происхождении. С проблемой отсутствия сопроводительных накладных на поставляемое авиатопливо авиакомпания BEK AIR столкнулась не в одном каком-то городе, а повсеместно по республике, во всех аэропортах, куда осуществляла полеты - Алматы, Астане, Актобе, Уральске…

Причем речь шла о не таких уж и маленьких объемах: в 2014-2015 годах одна только эта авиакомпания получила свыше 5 тысяч тонн авиатоплива на общую сумму под миллиард тенге. И очень похоже, что такая же ситуация с сопровождающей документацией происходила и с другими авиакомпаниями – и самыми крупными, такими как AIR ASTANA, SCAT, QAZAQ AIR, и теми, что помельче.

Просто все остальные об этом предпочитали молчать!

А еще все тот же поставщик снабжает авиационным топливом все государственные силовые структуры Казахстана– всю военную авиацию Министерства обороны, Пограничной службы и Министерства внутренних дел. И можно предположить, что и там

с документацией на происхождение поставляемого горючего тоже не все в порядке. В отличие от гражданских структур, служивые такие вещи скрывают вообще на уровне военной тайны…

И если на уровне одной частной авиакомпании 70 процентов поставляемого топлива не имеют сопроводительных накладных, подтверждающих, откуда оно взялось, можно себе представить объемы нелегального авиатоплива, прокачиваемого в масштабах всей республики.

А теперь самое время сказать о поставщике авиатоплива, скажем так, сомнительного происхождения. Оказывается, все эти художества происходят под государственной «крышей». Поскольку поставщиком является ТОО «КазМунайГаз-Аэро», на 100 процентов дочернее предприятие государственного АО «ҚазМұнайГаз — переработка и маркетинг», которое является структурным подразделением национальной компании «КазМунайГаз». А та, в свою очередь, является членом Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса «Kazenergy» - казахстанского добровольного некоммерческого объединения юридических лиц нефтегазового и энергетического комплекса под председательством Тимура КУЛИБАЕВА. Он де-юре вроде как отошел от государственных дел и занимается бизнесом и общественной деятельностью. А де-факто до сих пор остается негласным куратором нефтяной отрасли страны, и его влияние на нее невозможно преувеличить. Мы, конечно же, не хотим сказать, что за нелегальными поставками авиакеросина для казахстанских авиакомпаний стоит Тимур Аскарович – скорее всего, он даже не в курсе, что какое-то там ТОО «КазМунайГаз-Аэро» поставляет авиатопливо без сопроводительных накладных, не может объяснить его происхождение и тем самым нарушает казахстанские законы напропалую. Просто с таким могучим куратором отрасли многие руководители, большинство из которых, безусловно, являются его ставленниками, полагают, что им все может сойти с рук. И далеко не всегда они в этом ошибаются.

Тут надо понимать, что из себя представляют нефтепродукты, запускаемые в оборот без надлежащих сопроводительных документов. Тут варианта может быть только три: либо они полулегально произведены из нефти, ворованной со скважин, либо это какая-то «неучтенка», но на уровне нефтеперерабатывающего завода, либо это контрабанда из соседних стран. Во всех трех случаях набирается целый букет из статей Уголовного кодекса – сокрытие доходов, неуплата налогов, незаконное предпринимательство и все тому подобное. Короче, без сопроводительных накладных на нефтепродукты любой другой поставщик и недели бы не смог проработать - контролирующие и компетентные государственные органы возбудились бы при первой же проверке. И в клочья бы порвали такого шустрого деятеля – задавили бы штрафами, затерроризировали уголовными делами. Но в случае с ТОО «КазМунайГаз-Аэро» дело обстоят иначе – уже не первый год так работают, и все как с гуся вода. Значит, расчет у работающих под государственной «крышей» коммерсантов был верный.

В случае с обращением авиакомпании BEK AIR в Национальное бюро по противодействию коррупции Министерства по делам государственной службы РК ситуация развивалась совсем интересно. По нашим данным, заявление они написали еще в прошлом году – в октябре 2015-го. Там посчитали обоснованным приступить к досудебному расследованию, для начала по статье 197 Уголовного кодекса РК – «Злостное нарушение установленного порядка проведения публичных торгов, аукционов и конкурсов». И ни шатко, ни валко расследуют деятельность ТОО «КазМунайГаз-Аэро» до сих пор. Казалось бы, нарушения лежат на поверхности, ущерб и упущенная выгода государства подсчитывается пятью математическими действиями на бытовом калькуляторе. Но никто никуда не спешит. Тут поневоле на ум приходит ассоциация с нашумевшим на этой неделе делом главы союза журналистов Казахстана Сейтказы МАТАЕВА и агентства КазТАГ, когда всего за пару месяцев борцы с коррупцией во всем вроде как разобрались и расследование запросто дошло до задержаний в СИЗО и домашних арестов. А вот так же всерьез расследовать денежные потоки от левой нефти подчиненным Кайрата КОЖАМЖАРОВА из Национального бюро по противодействию коррупции явно не с руки. И это не может не наталкивать на вполне определенные мысли.

- Иоган Давидович (Иоган МЕРКЕЛЬ, заместитель генерального прокурора – Ред.) , вы также отвечаете за алименты, вы отвечаете за бытовое насилие. Если в какой-то семье кто-то на кого-то поднимает руку, то в этом виноват Иоган Давидович.
Как владелец ресторанов Parmigiano торговал нефтепродуктами
Казахстанский предприниматель Абдыгаппаров не возвращает свыше двух миллионов долларов своим партнерам
Война и МИР
Новые подробности скандала в Комитете гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию
Дембельский альбом
Это случилось более 30 лет назад, но 23 февраля я опять вспоминаю и задаюсь проклятым вопросом, на который у меня нет ответа
Нано-кизяк для Ахметжана Есимова
Усовершенствованная модель отечественной арбы с переменной геометрией колес и самонаводящимися оглоблями, выполненными из композитных материалов
Не на того напали
Общественный совет при ЕНПФ, едва начав работу, сразу заставил с собой считаться
Это блокирование информации, а не обеспечение безопасности
Почему при входе в госорганы отбирают компьютеры, смартфоны и даже флешки
Китайский капитализм = китайский социализм?
Развивались ли в Китае идеи Маркса и Ленина или были искажены до неузнаваемости в угоду политической конъюнктуре?
Маулен Ашимбаев был не в курсе сценария
Места в парламенте влекут молодежь
$100 млн на ветер
Почему государственная информационная политика Казахстана проигрывает экстремистской идеологии
Плодотворная дискуссия
После выхода в свет сборника Ермека Турсунова «Мелочи жизни» Ratel.kz продолжает публикацию его новых рассказов, которые войдут в следующую книгу
Пенсионная система - оголенный нерв Казахстана
Надо отбить охоту у чиновников залезать в чужие кошельки, так как только вкладчик ЕНПФ должен решать, куда инвестировать его деньги
Вши одолевают школьников Актау
- Замечание heinz и Тэтяна. Неумение вести дискуссию корректно будет наказываться удалением всех последующих комментариев. Остальных комментаторов это тоже касается. С наилучшими пожеланиями редакция Ratel.kz
Аким Сапарбаев - редактор реальности
- Акима как Деда Мороза все воспринимают....ментальность
Золотые кровати
- Есть предложение.Акиму Алматы Байбеку ,после всех проверок,следует поощрить журналистов.В частности Анну Калашникову. И в обратном порядке наказать тех,кто ОБЯЗАН был контролировать ход закупок.Причем по-фамильно.Причем,выставленные в общественных местах.И вообще,не пора ли открыть Доску Позора на Центральных Площадях областных городов,в особенности в Столице???!??!!
Ахметжан Есимов притворился иностранцем
- Исекешев реально жжет. Почему-то он казался умней. Эх чинуши, что ж вы такие не далекие и закомплексованные то? Ну забудьте вы про этот фильм, заладили, прям по Фрейду. Сколько можно эту дрянь собственноручно пиарить? Никто ведь из гостей вам о нем не напоминает. Что вы заладили про этого Бората, демонстрируя свою ущербность? А может в душе гордитесь, что собственноручно создали данный персонаж?
Как владелец ресторанов Parmigiano торговал нефтепродуктами
- Редакция а почему не пишете что в Актобе задержан Сергей Кунчевич по делу о ворованной нефти, он же Зам директора ИнтерОйл Экспорт, где Генеральным директора кстати является все тот же Садык Раев, партнёр Parmigiano и что они странным образом возили нефтепродукты с Актобе на свой завод в Чимкент. Теперь вот Кунцевич сидит, а Раев все на него перевёл....Странные совпадения. Эта парочка давно известна.
Байбек поручил разобраться
- "ЕРЖАН, Похоже из-за шумихи Акимат решил раздать побыстрее всю мебель и быттехнику среди муниципальных организации. Видел как перевозили стирмашины с Арены в роддом" ============ Интересно может ли это считаться тем, что Аким и его окружение пытаются избавиться от улик раздавая и рассовывая улики по различным организациям...? Так сказать концы в воду!
Чиновники на Универсиаде не экономили
- Сколько можно воровать и когда это все прекратится? Куда смотрит Акимат Бауыржан Байбек? Если так и будет продолжаться мы никогда не начнем нормально жить.