Почему Кайрату Кожамжарову так дорог Тимур Кулибаев

17511 просмотров
37
ГЕННАДИЙ БЕНДИЦКИЙ
Пятница, 26 Фев 2016, 18:16

С таким могучим куратором отрасли многие полагают, что им все может сойти с рук

Один дотошный читатель Ratel.KZ обратил наше внимание на занятный статистический казус.

Согласно официальной статистике, в 2014 году в Казахстане было добыто 80,8 миллиона тонн нефти, из которых 62,4 миллиона тонн ушло на экспорт, а внутри республики было переработано 16,38 миллиона тонн. В итоге получился остаток в объеме 2,02 миллиона тонн нефти, исчезновение которого официальная статистика никак не объясняет. А это, между прочим, почти 17 тысяч 120-тонных железнодорожных цистерн.

В 2015 году Казахстан добыл 79,5 миллиона тонн нефти, из которых 61,3 миллиона тонн экспортировали, 14,6 миллиона тонн переработали для собственных нужд, и опять появилась разница – 3,6 миллиона тонн нефти. То есть куда-то пропал еще один железнодорожный состав из 30 тысяч цистерн по 120 тонн каждая. И снова объяснением его исчезновения никто не озадачился.

Причем обратите внимание на странную тенденцию – добыча нефти, ее экспорт и внутренняя переработка уменьшаются, а бесследно исчезающий остаток – заметно увеличивается!

Кое-кто из спецов нефтяной отрасли, конечно, может попытаться объяснить бесследное улетучивание таких сумасшедших объемов нефти, например, тем, что, дескать, именно такое ее количество остается на стенках различных нефтяных резервуаров и не подлежит извлечению. Списать продукт, так сказать, на усушку-утруску. В нефтянке такие неизвлекаемые отходы называют шламом и утилизируют при чистке резервуаров. И мы бы поверили этому объяснению, если бы не одна крайне любопытная и интригующая история. Из области авиации.

У всех, конечно, на слуху частная казахстанская авиакомпания BEK AIR - та самая, которая воспротивилась незаконному проведению в Казахстане аудита международной ассоциации воздушного транспорта IATA, вошла в клинч с Комитетом гражданской

авиации и потом через суд заставила чиновников следовать букве закона. Так вот, некоторое время назад эта несговорчивая компания обратилась с заявлением в Национальное бюро по противодействию коррупции Министерства по делам государственной службы РК с просьбой разобраться с происхождением топлива, поставляемого для казахстанских авиакомпаний. А причиной обращения в антикоррупционное ведомство послужили поставки авиатоплива без должной документации.

Дело в том, в 2011 году в нашей стране с целью пресечения нелегального оборота нефти и нефтепродуктов был принят закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», а также ряд правительственных постановлений, обеспечивающих его выполнение. Согласно этим нормативным актам, весь оборот нефти и нефтепродуктов в нашей республике подлежит строгому учету, который возлагается на налоговые органы. Каждой партии нефти и нефтепродуктов они присваивают ПИН-коды и оформляют так называемые СНН - сопроводительные накладные на нефтепродукты, которые должны указываться при любой поставке, причем непосредственно в день ее осуществления. Таковы требования закона!

Так вот, при поставках авиатоплива для BEK AIR это правило было нарушено – необходимые сопроводительные документы поставщик предоставил менее чем на 30 процентов объема. Остальной объем авиатоплива был поставлен без соответствующих законодательству накладных на нефтепродукты. Следовательно, возникали очень большие сомнения в его легальном происхождении. С проблемой отсутствия сопроводительных накладных на поставляемое авиатопливо авиакомпания BEK AIR столкнулась не в одном каком-то городе, а повсеместно по республике, во всех аэропортах, куда осуществляла полеты - Алматы, Астане, Актобе, Уральске…

Причем речь шла о не таких уж и маленьких объемах: в 2014-2015 годах одна только эта авиакомпания получила свыше 5 тысяч тонн авиатоплива на общую сумму под миллиард тенге. И очень похоже, что такая же ситуация с сопровождающей документацией происходила и с другими авиакомпаниями – и самыми крупными, такими как AIR ASTANA, SCAT, QAZAQ AIR, и теми, что помельче.

Просто все остальные об этом предпочитали молчать!

А еще все тот же поставщик снабжает авиационным топливом все государственные силовые структуры Казахстана– всю военную авиацию Министерства обороны, Пограничной службы и Министерства внутренних дел. И можно предположить, что и там

с документацией на происхождение поставляемого горючего тоже не все в порядке. В отличие от гражданских структур, служивые такие вещи скрывают вообще на уровне военной тайны…

И если на уровне одной частной авиакомпании 70 процентов поставляемого топлива не имеют сопроводительных накладных, подтверждающих, откуда оно взялось, можно себе представить объемы нелегального авиатоплива, прокачиваемого в масштабах всей республики.

А теперь самое время сказать о поставщике авиатоплива, скажем так, сомнительного происхождения. Оказывается, все эти художества происходят под государственной «крышей». Поскольку поставщиком является ТОО «КазМунайГаз-Аэро», на 100 процентов дочернее предприятие государственного АО «ҚазМұнайГаз — переработка и маркетинг», которое является структурным подразделением национальной компании «КазМунайГаз». А та, в свою очередь, является членом Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса «Kazenergy» - казахстанского добровольного некоммерческого объединения юридических лиц нефтегазового и энергетического комплекса под председательством Тимура КУЛИБАЕВА. Он де-юре вроде как отошел от государственных дел и занимается бизнесом и общественной деятельностью. А де-факто до сих пор остается негласным куратором нефтяной отрасли страны, и его влияние на нее невозможно преувеличить. Мы, конечно же, не хотим сказать, что за нелегальными поставками авиакеросина для казахстанских авиакомпаний стоит Тимур Аскарович – скорее всего, он даже не в курсе, что какое-то там ТОО «КазМунайГаз-Аэро» поставляет авиатопливо без сопроводительных накладных, не может объяснить его происхождение и тем самым нарушает казахстанские законы напропалую. Просто с таким могучим куратором отрасли многие руководители, большинство из которых, безусловно, являются его ставленниками, полагают, что им все может сойти с рук. И далеко не всегда они в этом ошибаются.

Тут надо понимать, что из себя представляют нефтепродукты, запускаемые в оборот без надлежащих сопроводительных документов. Тут варианта может быть только три: либо они полулегально произведены из нефти, ворованной со скважин, либо это какая-то «неучтенка», но на уровне нефтеперерабатывающего завода, либо это контрабанда из соседних стран. Во всех трех случаях набирается целый букет из статей Уголовного кодекса – сокрытие доходов, неуплата налогов, незаконное предпринимательство и все тому подобное. Короче, без сопроводительных накладных на нефтепродукты любой другой поставщик и недели бы не смог проработать - контролирующие и компетентные государственные органы возбудились бы при первой же проверке. И в клочья бы порвали такого шустрого деятеля – задавили бы штрафами, затерроризировали уголовными делами. Но в случае с ТОО «КазМунайГаз-Аэро» дело обстоят иначе – уже не первый год так работают, и все как с гуся вода. Значит, расчет у работающих под государственной «крышей» коммерсантов был верный.

В случае с обращением авиакомпании BEK AIR в Национальное бюро по противодействию коррупции Министерства по делам государственной службы РК ситуация развивалась совсем интересно. По нашим данным, заявление они написали еще в прошлом году – в октябре 2015-го. Там посчитали обоснованным приступить к досудебному расследованию, для начала по статье 197 Уголовного кодекса РК – «Злостное нарушение установленного порядка проведения публичных торгов, аукционов и конкурсов». И ни шатко, ни валко расследуют деятельность ТОО «КазМунайГаз-Аэро» до сих пор. Казалось бы, нарушения лежат на поверхности, ущерб и упущенная выгода государства подсчитывается пятью математическими действиями на бытовом калькуляторе. Но никто никуда не спешит. Тут поневоле на ум приходит ассоциация с нашумевшим на этой неделе делом главы союза журналистов Казахстана Сейтказы МАТАЕВА и агентства КазТАГ, когда всего за пару месяцев борцы с коррупцией во всем вроде как разобрались и расследование запросто дошло до задержаний в СИЗО и домашних арестов. А вот так же всерьез расследовать денежные потоки от левой нефти подчиненным Кайрата КОЖАМЖАРОВА из Национального бюро по противодействию коррупции явно не с руки. И это не может не наталкивать на вполне определенные мысли.

- В какой-то момент потерялось понимание, где государство и где частные акционеры, кто кому должен помогать и кто у кого украл деньги.
Airbus для кочегара
Следственные органы выяснили, кем именно являлся человек, от чьего имени ставились на учет два самолета, которые потом оказались в воюющей Сирии
Вергилий совести Азат Перуашев
Новая реальность Токаева наступает со всех сторон
Байбек и чебурек
Децентрализация власти по-казахски
Молчание акимов
Реакция чиновников Южно-Казахстанской области на публикации Ratel.kz
От игры на контрасте к игре в имитацию
Если что-то реально и угрожает Казахстану, так это, в первую очередь, большое количество внутренних политических и экономических рисков
Ерлан Сагадиев: Я не считаю, что от кого-то нужно избавляться
Министр образования и науки не ответил на самые острые вопросы корреспондента Ratel.kz
Жизнь на острове Везения
После выхода в свет сборника Ермека Турсунова «Мелочи жизни» Ratel.kz продолжает публикацию его новых рассказов, которые войдут в следующую книгу
Олег Абаев: Я не скулю, а добиваюсь справедливости!
Ответ ДВД Карагандинской области на запрос Ratel.kz породил ещё больше вопросов
Уймитесь, чувихи!
Салима Дуйсекова – о «гусударственных» дамах
Зачистка Арбата
Неизвестные люди сносят киоски в центре Алматы
Последний путь
Как под фундамент СССР была заложена мина замедленного действия, которая взорвалась в 1990 году и привела к краху СССР в 1991-м
Даниал и Талгат Ахметовы: отцу - власть, сыну - бизнес
- А вы что хотели ? Чтобы сынок или дочь такого человека работали простыми учителями и врачами на скромную зарплату ?
Удивляйтесь, когда вас унижают!
- Очередная отличная статья Евгения Жовтиса ! Четко, ясно и супер доходчиво. В этом возможно и заключается основное различие между западной и восточной цивилизациями- в отношении к человеку. Познер пишет, что фундаментальная причина такого различия - религия. Хотя примеры Японии, Юж.Кореи,Тайваня,Сингапура и даже ОАЭ (где рабство отменили только в 1952 году) доказывают, что революционная эволюция возможна, когда руководство страны это реально ускоряет эволюцию
Банкам указали на закон
- Браво Ratel.kz!!! Вот еще бы привели в чувство Beelein, то пенсионеры и родители малолетних школьников были бы очень благодарны Вам. Билайн без учета возрастной категории пользователей сети шлет всякого рода рассылки, а старики и малышня, сразу не разобравшись нажимают ОК и попадают на весьма не маленькие суммы.
Банкам указали на закон
- Первый раз услышал что рядовой гражданин выиграл процесс у банка, молодец !! Банки, вернее их хозяева- это теневые хозяева Казахстана, что они решат, то и будет в Казахстане. Чуть что: кризис, некризис - всё, они начинают "доить" гос.бюджет или Нац.фонд - и текут миллиарды, а уже и триллионы тенге в карманы банкиров. Кроме того все эти записанные "мелким" шрифтов доп.условия договоров превращают 6-9 % годовых в неподьёмные 25-35 % реальных.
Airbus A320 совершил аварийную посадку в Актобе
- Уважаемые журналисты,Время по местному 22 часа! Пассажиры до сих пор сидят в аэропорту!некоторые с детьми! Покормили горячим один раз! После этого больше даже воды не предложили пока один из ожидающих не начал возмущаться! О размещении пассажиров и речи не идёт! Люди с детьми,а условий никаких нет для комфортного ожидания! Надеюсь возмещать нарушенные права пассажиров будут настолько качественно насколько некачественно были предоставлены Услуги и обязательства!!!!
Почему суды доверяют силовикам
- Не хочу кого то обидеть но именно корреспондент Ратель был молодцом на данном мероприятии, к сожалению не успела познакомится с Вами лично. Алия
Байбек и чебурек
- Отныне я и мои друзья будем звать чего Чебурек! хиииииииии Вот мы взрослеем, наше поколение, уже за 30, цели ставим, работаем, постоянно адаптируемся под все последствия мировой и нашей местной глупости и уже вроде есть такая жилка, которая позволяет радоваться жизни не смотря ни на что, но вот новости - оооооххх, как же вы печальны всегда. Лучше в театр пойти, вместо новостей. Мы тебя не любим, Чебурек, так и знай.