Почему Кайрату Кожамжарову так дорог Тимур Кулибаев

17724 просмотров
37
ГЕННАДИЙ БЕНДИЦКИЙ
Пятница, 26 Фев 2016, 18:16

С таким могучим куратором отрасли многие полагают, что им все может сойти с рук

Один дотошный читатель Ratel.KZ обратил наше внимание на занятный статистический казус.

Согласно официальной статистике, в 2014 году в Казахстане было добыто 80,8 миллиона тонн нефти, из которых 62,4 миллиона тонн ушло на экспорт, а внутри республики было переработано 16,38 миллиона тонн. В итоге получился остаток в объеме 2,02 миллиона тонн нефти, исчезновение которого официальная статистика никак не объясняет. А это, между прочим, почти 17 тысяч 120-тонных железнодорожных цистерн.

В 2015 году Казахстан добыл 79,5 миллиона тонн нефти, из которых 61,3 миллиона тонн экспортировали, 14,6 миллиона тонн переработали для собственных нужд, и опять появилась разница – 3,6 миллиона тонн нефти. То есть куда-то пропал еще один железнодорожный состав из 30 тысяч цистерн по 120 тонн каждая. И снова объяснением его исчезновения никто не озадачился.

Причем обратите внимание на странную тенденцию – добыча нефти, ее экспорт и внутренняя переработка уменьшаются, а бесследно исчезающий остаток – заметно увеличивается!

Кое-кто из спецов нефтяной отрасли, конечно, может попытаться объяснить бесследное улетучивание таких сумасшедших объемов нефти, например, тем, что, дескать, именно такое ее количество остается на стенках различных нефтяных резервуаров и не подлежит извлечению. Списать продукт, так сказать, на усушку-утруску. В нефтянке такие неизвлекаемые отходы называют шламом и утилизируют при чистке резервуаров. И мы бы поверили этому объяснению, если бы не одна крайне любопытная и интригующая история. Из области авиации.

У всех, конечно, на слуху частная казахстанская авиакомпания BEK AIR - та самая, которая воспротивилась незаконному проведению в Казахстане аудита международной ассоциации воздушного транспорта IATA, вошла в клинч с Комитетом гражданской

авиации и потом через суд заставила чиновников следовать букве закона. Так вот, некоторое время назад эта несговорчивая компания обратилась с заявлением в Национальное бюро по противодействию коррупции Министерства по делам государственной службы РК с просьбой разобраться с происхождением топлива, поставляемого для казахстанских авиакомпаний. А причиной обращения в антикоррупционное ведомство послужили поставки авиатоплива без должной документации.

Дело в том, в 2011 году в нашей стране с целью пресечения нелегального оборота нефти и нефтепродуктов был принят закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», а также ряд правительственных постановлений, обеспечивающих его выполнение. Согласно этим нормативным актам, весь оборот нефти и нефтепродуктов в нашей республике подлежит строгому учету, который возлагается на налоговые органы. Каждой партии нефти и нефтепродуктов они присваивают ПИН-коды и оформляют так называемые СНН - сопроводительные накладные на нефтепродукты, которые должны указываться при любой поставке, причем непосредственно в день ее осуществления. Таковы требования закона!

Так вот, при поставках авиатоплива для BEK AIR это правило было нарушено – необходимые сопроводительные документы поставщик предоставил менее чем на 30 процентов объема. Остальной объем авиатоплива был поставлен без соответствующих законодательству накладных на нефтепродукты. Следовательно, возникали очень большие сомнения в его легальном происхождении. С проблемой отсутствия сопроводительных накладных на поставляемое авиатопливо авиакомпания BEK AIR столкнулась не в одном каком-то городе, а повсеместно по республике, во всех аэропортах, куда осуществляла полеты - Алматы, Астане, Актобе, Уральске…

Причем речь шла о не таких уж и маленьких объемах: в 2014-2015 годах одна только эта авиакомпания получила свыше 5 тысяч тонн авиатоплива на общую сумму под миллиард тенге. И очень похоже, что такая же ситуация с сопровождающей документацией происходила и с другими авиакомпаниями – и самыми крупными, такими как AIR ASTANA, SCAT, QAZAQ AIR, и теми, что помельче.

Просто все остальные об этом предпочитали молчать!

А еще все тот же поставщик снабжает авиационным топливом все государственные силовые структуры Казахстана– всю военную авиацию Министерства обороны, Пограничной службы и Министерства внутренних дел. И можно предположить, что и там

с документацией на происхождение поставляемого горючего тоже не все в порядке. В отличие от гражданских структур, служивые такие вещи скрывают вообще на уровне военной тайны…

И если на уровне одной частной авиакомпании 70 процентов поставляемого топлива не имеют сопроводительных накладных, подтверждающих, откуда оно взялось, можно себе представить объемы нелегального авиатоплива, прокачиваемого в масштабах всей республики.

А теперь самое время сказать о поставщике авиатоплива, скажем так, сомнительного происхождения. Оказывается, все эти художества происходят под государственной «крышей». Поскольку поставщиком является ТОО «КазМунайГаз-Аэро», на 100 процентов дочернее предприятие государственного АО «ҚазМұнайГаз — переработка и маркетинг», которое является структурным подразделением национальной компании «КазМунайГаз». А та, в свою очередь, является членом Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса «Kazenergy» - казахстанского добровольного некоммерческого объединения юридических лиц нефтегазового и энергетического комплекса под председательством Тимура КУЛИБАЕВА. Он де-юре вроде как отошел от государственных дел и занимается бизнесом и общественной деятельностью. А де-факто до сих пор остается негласным куратором нефтяной отрасли страны, и его влияние на нее невозможно преувеличить. Мы, конечно же, не хотим сказать, что за нелегальными поставками авиакеросина для казахстанских авиакомпаний стоит Тимур Аскарович – скорее всего, он даже не в курсе, что какое-то там ТОО «КазМунайГаз-Аэро» поставляет авиатопливо без сопроводительных накладных, не может объяснить его происхождение и тем самым нарушает казахстанские законы напропалую. Просто с таким могучим куратором отрасли многие руководители, большинство из которых, безусловно, являются его ставленниками, полагают, что им все может сойти с рук. И далеко не всегда они в этом ошибаются.

Тут надо понимать, что из себя представляют нефтепродукты, запускаемые в оборот без надлежащих сопроводительных документов. Тут варианта может быть только три: либо они полулегально произведены из нефти, ворованной со скважин, либо это какая-то «неучтенка», но на уровне нефтеперерабатывающего завода, либо это контрабанда из соседних стран. Во всех трех случаях набирается целый букет из статей Уголовного кодекса – сокрытие доходов, неуплата налогов, незаконное предпринимательство и все тому подобное. Короче, без сопроводительных накладных на нефтепродукты любой другой поставщик и недели бы не смог проработать - контролирующие и компетентные государственные органы возбудились бы при первой же проверке. И в клочья бы порвали такого шустрого деятеля – задавили бы штрафами, затерроризировали уголовными делами. Но в случае с ТОО «КазМунайГаз-Аэро» дело обстоят иначе – уже не первый год так работают, и все как с гуся вода. Значит, расчет у работающих под государственной «крышей» коммерсантов был верный.

В случае с обращением авиакомпании BEK AIR в Национальное бюро по противодействию коррупции Министерства по делам государственной службы РК ситуация развивалась совсем интересно. По нашим данным, заявление они написали еще в прошлом году – в октябре 2015-го. Там посчитали обоснованным приступить к досудебному расследованию, для начала по статье 197 Уголовного кодекса РК – «Злостное нарушение установленного порядка проведения публичных торгов, аукционов и конкурсов». И ни шатко, ни валко расследуют деятельность ТОО «КазМунайГаз-Аэро» до сих пор. Казалось бы, нарушения лежат на поверхности, ущерб и упущенная выгода государства подсчитывается пятью математическими действиями на бытовом калькуляторе. Но никто никуда не спешит. Тут поневоле на ум приходит ассоциация с нашумевшим на этой неделе делом главы союза журналистов Казахстана Сейтказы МАТАЕВА и агентства КазТАГ, когда всего за пару месяцев борцы с коррупцией во всем вроде как разобрались и расследование запросто дошло до задержаний в СИЗО и домашних арестов. А вот так же всерьез расследовать денежные потоки от левой нефти подчиненным Кайрата КОЖАМЖАРОВА из Национального бюро по противодействию коррупции явно не с руки. И это не может не наталкивать на вполне определенные мысли.

Несмотря на заявления официальных лиц, что лишних денег в бюджете нет, правительство вдруг срочно утвердило положение о Национальном пантеоне. Чем вызвана такая спешка?

- … Уместно напомнить слова основателя и лидера Сингапура Ли Куан Ю о том, что если люди наверху не знают о существовании коррупционных схем – значит, они их просто прикрывают.
"Кина" не будет: ООН к нам не приедет!
Самые молодые судьи не понимают, что времена изменились. Надо работать на репутацию и не плевать в народ
ЭКСПО – наша маленькая жизнь
Сеанс разоблачения магии блистательных цифр, греющих чистую есимовскую душу
Помощь для Абая
Публикация на Ratel.kz о четырех братьях, которые могут остаться на улице, вызвала большой резонанс
Ермек Турсунов: Как я снимал кино с Курманом Артыкбаевым
Вадим Борейко продолжает беседу с Ермеком Турсуновым в цикле интервью «Лица Казнета»
Накануне Маргарет Тэтчер
Как начался и как закончился «Золотой век» английской экономики
Тюремные истории: Как контроль и надзор нокаутируют здравый смысл
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Казахстан готовит инвесторам сюрприз
Несмотря на мантры о модернизации экономики - в фокусе внимания проекты развития нефтяных месторождений
Наша элита смотрит на свою страну не как на Родину, а как на кормушку
Начинать надо не с модернизации сознания рядовых казахстанцев, а с деофшоризации сознания всех , кто на властном Олимпе
Как не попасть в криминальный район
Генеральная прокуратура и портал Krisha.kz запустили совместный сервис в помощь покупателям недвижимости (видео)
Американская комедия. Часть 10. Пора валить на Родину
Известный казахстанский кинорежиссер и писатель Ермек Турсунов завершает рассказ о своей жизни в Соединенных Штатах
Тайна разбившегося самолета
В песках Прибалхашья найдены обломки воздушного судна, упавшего около 80 лет тому назад
Лучше свобода слова без Какимжанова, чем Какимжанов без свободы слова
Известный политолог Айдос Сарым - о решениях казахстанских судов в отношении журналистов сайтов Forbes.kz и Ratel.kz
Дело «Какимжанов против Ratel.kz»: вы не одиноки!
Мы должны платить за коррупцию, если не можем ей противостоять
Свои в доску
Система никогда не сдает социально близких граждан, даже если ради этого нужно запретить цитировать слова президента
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
ООН, сюда иди!
- Позорище!!! Вот таков уровень судей в нашем славном конституционном правовом государстве, вот они птенцы из гнезда Мами. Да вряд ли и сам Мами далеко ушел по уровню компетентности от этого ... Стыдобище
В Павлодаре на торги выставили арестованную четырехколесную тачку
- Как же она годна к эксплуатации если колеса в раскорячку, тормозная система отсутствует? Надо комиссионно дефектовать и пригодные части продать отдельными лотами, а непригодные части утилизировать в специализированном предприятии имеющей лицензию. Чиновников выдавших эту дичь включить в комплект к этому имуществу как экипаж!
Наша элита смотрит на свою страну не как на Родину, а как на кормушку
- Вот один из представителей якобы нашей элиты - господин Какимжанов. Даже не касаясь его судебной истории с Ратель, только прочитав его пространное письмо на тему, уже просто невозможно представить его в роли государственного мужа даже в прошлом. Стиль письма уровня базарной женщины. Какая уж там элита...
Лучше отдать деньги девушке, пострадавшей в аварии, чем Какимжанову
- Надо петицию организовать на имя Президента страны об отставке Мами. Сколько можно терпеть этот судебный беспредел со всех сторон во всех уголках нашей коррумпированной страны. РК превратилось в большое логово коррупции, где заправляют кучка таких, как Какимжанов, у которых все схвачено. Которые Мами и всю судебную систему за яйца держат, наверно. Прокуроры тоже никчемны. Умеют только на красный цвет проезжать и насильников защищать...
Какимжанов VS Ratel.kz. По следам судьи Жумамуратова. Часть 3.
- Конечно, надо доказывать судье Жумамуратову и всей больной Системе (управления страной вообще и правосудия в частности) их неправоту. Если в этой Системе остались хотя бы несколько порядочных людей, они должны сказать своё слово. Сказать громко и внятно. Если же они промолчат (а пока они молчат), значит Система еще больше забетонировалась и приличных людей в ней практически не осталось.
Кайрат Мами: Судьи должны разъяснять свои решения
- Нурболат ты молодец! Комментарии конкретно про Мами К. Как так можно на самом деле довести судебную систему до такого плачевного состояние и говорит, выступать не в чем не бывало?! Дивьу даешься! 15 лет возглавляет судебную систему, кто мешал Мами К исправить положение в судах?! Просто нечего сказать!!!