Открытие в Казахстане торгового дома по продвижению российского экспорта – бессмысленная затея, считает экономист Алмас Чукин, передает КазТАГ.
«Вы когда-нибудь видели торговый дом Китая или США? Наверное, нет. Потому что им этого не нужно – их «айфоны» и без торговых домов продаются по всему миру. В идее о создании торгового дома заложено больше пиара, чем эффективности», - сказал А. Чукин в разговоре с корреспондентом КазТАГ в пятницу.
По его мнению, скорее всего, этот торговый дом будет организован государством, что снижает его эффективность.
«Допустим, в нем будут продавать российские электронасосы. Кого отправят представлять их в этот магазин? Понятно, что производитель не станет посылать своего сотрудника сидеть в пустом зале магазина в Казахстане и ждать, пока появится покупатель. Кстати, идею создания таких магазинов в разных странах периодически вынашивают и наши бизнесмены. Бессмысленная затея», - добавил А.Чукин.
В свою очередь глава Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев считает, что приток товара из любых стран – это благо и возможность развития конкуренции на рынке. При этом благо, прежде всего, для потребителя, а конкуренция не только для местных производителей, но и для тех, которые представлены в присутствующих в Казахстане глобальных торговых сетях.
«Конечно, в этой борьбе местный МСБ пока проигрывает. Ситуация, когда говорят, что нужно давать преференции местным компаниям-производителям, неправильная. У нас они, как правило, начинаются с отрасли и заканчиваются отдельным человеком, который в ней работает. Но протекционизм всегда граничит с коррупцией и зачастую не имеет ничего общего с поддержкой производителя в широком смысле того слова», - сказал В. Ямбаев.
По его словам, сначала нужно разбираться с тем, почему продукты питания, произведенные в Казахстане, стоят как импортные и даже дороже.
«И после этого уж нужно пересматривать налоговую, фискальную политику, методы борьбы с коррупцией, то есть те многие факторы, которые влияют на стоимость продукции. И вот тут конкуренция нам всем в помощь», - добавил он.
Что касается иностранных торговых домов, то, по мнению главы ассоциации предпринимателей, рассматривать их открытие стоит как акт экспансии рынка.
«Но дело в том, что если Казахстан признал свою экономику рыночной, то уже должен отодвинуть в сторону второй стул – управляемую экономику – на котором он пытается усидеть. Самое негативное влияние на нашу экономику оказывает не экспансия иностранных товаров, а девальвации национальной валюты, жесткая фискальная политика и коррупция», - уверен он.
Как сообщалось, до кона 2016 года в 10 странах начнут работать торговые дома по продвижению российского экспорта. Представительства появятся в Австрии, Аргентине, Вьетнаме, Индии, Иране, Казахстане, Китае, Таджикистане, Франции и ЮАР. Отбор стран был произведен с учетом интересов российского бизнеса.