Қаз   Рус

Как казахи стали все родственниками

8188 просмотров
0
ЕРМЕК ТУРСУНОВ
Четверг, 11 Янв 2018, 10:00

Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах

Читайте предыдущую статью Ермека ТУРСУНОВА «Как казахи заботились о младенце: часть 1, часть 2».

Читайте также
Как предки казахов придумали свой календарь

Отмотаем историческую пленку чуточку назад и подведем промежуточные итоги.

Итак, пройдя с человеком путь от его рождения до сватовства, а от сватовства до свадьбы, мы узнали много нового о старом. О традициях и обрядах, связанных со всеми этими хлопотными, но приятными делами.

Полагаю, теперь самое время задаться вопросом: в чем же непреходящая прелесть казахской свадьбы?

В том, что одномоментно жених с невестой обрастали кучей родственников. То есть в придачу к калыму и приданому обе стороны получали бонусом многочисленный отряд незнакомых, радостных и возбужденных людей, большую часть из которых в следующий раз доведется увидеть уже на похоронах.

Так оно повелось и продолжается по сию пору. 

Не знаю, как у других, но как только я начинаю думать о казахских традиционных отношениях с родственниками, мне хочется задать другой вопрос: что вы знаете о неизбежности? Или о безысходности?

Видите ли, в чем тут дело.

Казахская родня – это целый мир. Отдельный и незатейливый. Бесхитростный  и в то же время весьма запутанный. И очень противоречивый. И тут надо сильно постараться, чтобы понять – что же означают родственники для казаха?

А родственники для настоящего казаха – это всё. И радость, и беда. И горе, и утешение. И позор, и гордость. И лучшие люди страны, и худшие в мире нелюди.

А лучших и худших надо знать в лицо. Или хотя быть постараться запомнить – кто есть кто, кто кому кем приходится, как к кому обращаться, как называть, как относиться и для чего их бог придумал вообще. А еще надо знать главное: казахский мир построен на родственных отношениях.

Не было бы родственников - не было бы ничего. Ни улицы, ни аула, ни района, ни государства, ни Вселенной. Не было бы вообще такой страны – Казахии. Потому что казахская земля всегда держалась на родственных связях, как на сваях.

Читайте также
Как казахи договаривались с богами

Когда-то самые близкие родственники жили одним аулом. И это было очень удобно: не надо никуда ездить, чтобы повидаться. Не надо никому звонить, рыться в скайпе или же слать эсэмэски. Все по соседству.

Наверное, сегодня это трудно представить? Вы живете в одном большом кондоминиуме, и весь этот кондоминиум населяет ваша родня.

Председатель КСК – бай. Он же глава, он же замглавы, он же прокурор, адвокат, судья и присяжный заседатель. И у него больше всего овец и лошадей. И у него работает в услужении половина аула. Женщины растят детей, копошатся по хозяйству, а мужики воюют и возятся со скотом. Расплачивался бай натурой, то есть теми же баранами и лошадьми. Изредка – необходимыми  вещами со своего плеча. И еще реже – деньгами.

Не нужно думать, что бай обязательно был «сволыш», гад и мироед. Это советская власть его таким выставила. В те времена бай был всё равно что отец родной. Он был центром казахской коммуны, и к нему шли по любому поводу. И он должен был всё правильно «разрулить». И он первым включался, если у кого случалась беда или, того хуже, затевалась большая буча.

Тогда бай выделял войско от своего аула, которое сам же вооружал, сажал на коней, обувал, одевал, кормил. Он же вмешивался, если вдруг затевались местные разборки. Он помогал и со свадьбой, и с похоронами. Он поддерживал неимущих, выступал спонсором для бедных и меценатом для певцов, музыкантов, степных художников. Короче, он отвечал за всё и за всех. Потому что все вокруг – родственники. Одна семья. А ты – олигарх.

И кто поможет, если не ты? Больше некому. И это не было ежедневным подвигом. Об этом не писали в газетах и не возносили байские пиар-службы. Просто это было в порядке вещей. И потому что господь так захотел. Это он указал на человека перстом и сделал его богатым.

Читайте также
Как казахи раздавали благодать

А вообще я склонен думать, что богатство – черта врожденная. К сожалению, она не передается по наследству, как всё остальное. Это как индивидуальная склонность. Как тот же божий дар или талант. Конечно, богатство не падает с небес, всё достается упорным трудом и терпением.

Но доверь какому-нибудь балбесу доходный бизнес. Или подари миллион. И что? Миллион он профукает, а бизнес угробит. А склонный к богатству человек в любой ситуации поднимется с нуля. Если захочет, конечно.

Но возвратимся к семейно-родственным отношениям.

В каждой семье были свои уроды. Но и те вынуждены были подчиняться неписаным правилам общежития. Поскольку самым страшным наказанием было – отлучение от семьи. Неисправимых беспредельщиков выгоняли из общины и бросали вслед горсть земли. Это означало, что теперь нет у тебя родственников. Ты – перекати-поле. Человек без корней. Катись, давай.

Нынче уроды тоже есть. Я бы даже сказал, что их стало больше. Потому что нарушился баланс в человеческой природе. Многие важные вещи подзабыты, традиции нарушены, переиначены, и в итоге уродская мораль победила.

Но баи остались. Правда, функции их тоже сильно изменились. И понятия. И теперь каждый отвечает только за себя.

А еще остался в прежнем виде институт родства. Он фактически не изменился. Структурно.

Согласно этой неколебимой структуре, казахские родственники по ранжиру делятся на три состава. Не в смысле - основной, дублирующий и фарм-клуб. Нет. Деление происходит по-другому: Өз жұрты, Нағашы жұрты, Қайын жұрты. Соответственно: родня со стороны отца, родня со стороны матери и родня со стороны мужа (жены).

Читайте также
Как казахи считали время

Помимо такого деления, как вы знаете, существует еще деление на роды и жузы. Жузов три, а родов – сотни. Есть еще различные родственные объединения, которые не входят в жузы. Перечисление и объяснение займет слишком много места. И запомнить непросто.

Однако не мешает знать, что представители одного рода приходятся друг другу в той или иной мере родственниками. Потому что ведут свою родословную от одного корня.

Нахождение в составе одного жуза также считается родством. И, как я уже говорил, каждый казах знал наизусть историю своего рода до седьмого колена.

Как выглядят эти семь колен? Вернее, как ведется отсчет?

Если считать назад, то получается: өзі - әке - ата - баба - түп ата - тек ата. По-русски проще: я - отец - дед - прадед - прапрадед и т. д.

Если же считать вперед, то получается: өзі - бала - немере - шөбере -  шөпшек - шөбелек - немене. Я - сын - внук - правнук и т. д. Есть и другая «считалочка»: әке (отец) - ата (дед) - әз ата (прадед) - баба (прапрадед) - тектін (прапрапрадед) - төркін (прапрапрапрадед) - тұқиян (прапрапрапрапрадед)...

Всех своих праотцов нужно было помнить поименно, чтобы не допустить кровосмешения. Поэтому женихи с юга и востока, чтобы сохранить чистоту крови, отправлялись за невестами на север и запад. А тамошние женихи, естественно, искали себе невест на юге и востоке. При таком раскладе, если говорить за сегодняшний день, получается,  что все казахи находятся между собой в родственных отношениях.

К такому выводу подводит сама логика исторических событий. Посудите сами: за столько-то веков оно само должно было так сложиться. И сегодня Казахия – это один большой аул, в котором все кому-то кем-то да приходятся. Если покопаться, то любой  может оказаться родственником даже самого президента! На этот счет бытуют поговорки.

Читайте также
Как казахи растили невест

Например: «Қазақ жөн сұраса келе, қарын бөле болып шығады». Переводится примерно так: «Если казахи начнут наводить справки друг про друга, то окажутся кровными родственниками».

А еще: «Бір көрген – біліс, екі көрген – таныс, үш көрген – туыс». То есть: увиделись раз – познакомились, встретились во второй – подружились, в третий, считай, породнились. 

А еще говорят: «Сұрай берсең қатының – қарындасың». Смысл: «не вздумай устраивать допрос своей жене, а не то она окажется тебе сестренкой».

Поэтому впору задаться третьим и, пожалуй, самым главным на сегодня вопросом: «Если мы все друг другу родня, то почему до сих пор не можем ужиться?»

На этот вопрос существует ответ. Их даже несколько. И об этом в следующей главе.

Фото: Вадим БОРЕЙКО.

Продолжение следует.

Загрузка...
депутат мажилиса
- Без санкции суда надо человека ограничивать, чтобы он не болтал всякую чепуху, не нес в общество элементы разложения. Не ждать суд и все прочее. Если человек заболтался - ему нужно прищемить язык тут же.
Как Абаев охотится за мыслепреступлениями
Правительство требует от граждан максимальной открытости, но сами члены правительства хотят оставаться в тени
Тайна служебного подлога
Что нашёл и чего не заметил спецпрокурор в деле о странной гибели Ардака Жумкешова
Марат Ахметжанов: Это подрывает имидж государственной власти
Заместитель генерального прокурора рассказал о протестных настроениях в обществе
Держать яйца в разных корзинах
Реанимирует ли Дональд Трамп в Центральной Азии формулу «C5+1»?
Где спряталось ЦРУ
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Игры миллиардов
Почему правительство не подало в суд на Ораза Жандосова
Кто ответит за Нацфонд?
По чьему непрофессионализму или же злому умыслу Казахстан должен будет выплатить 500 млн долларов в качестве возмещения убытков иностранному инвестору
Проект курорта «Кокжайлау» - это грандиозная афера
Финансист Дмитрий Жуков рассказал Ratel.kz об экономической составляющей проекта горнолыжного курорта в предгорьях Заилийского Алатау
Айдос Сарым: Маргулан нашей стране нужнее!
Айдос Сарым прокомментировал заявление бизнесмена Маргулана Сейсембая об отъезде из страны на ПМЖ
Плетенье чепухи: Нет такой мысли, которую невозможно выразить просто
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Плохая жена
Когда у молодоженов нет детей, в нашем обществе всегда виновата только жена - мужчины стесняются ходить к врачам по «этим делам»
Геннадий Бендицкий. Избранное. Риторический Хоргос
Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Пресс-служба аэропорта Алматы: Мы все еще ждем извинений от Фостера
В пресс-службе Международного аэропорта Алматы прокомментировали заявление авиакомпании «Эйр Астана»
Азамат Джолдасбеков: Как нам обустроить Кокжайлау
В защиту уникального урочища Заилийского Алатау выступает известный казахстанский финансист
Старые штрафы можно уменьшить или вообще списать - Сергей Уткин
Участники дорожного движения получили настоящий новогодний подарок, ведь от нарушений ПДД никто не застрахован
История происхождения капиталов Сауата Мынбаева
Как в Казахстане оценят труды по сбору «райского досье»?
Мы их душили, душили…
Почему цены на заправках только растут, и как 1 января страна едва не осталась без бензина
МММ по-казахски, или Что останется будущему поколению
Как непреодолимая нефтезависимость превращает бюджетную систему в финансовую пирамиду
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Принуждение к морали
- Я 12:45:04 Прошу Вас, сфокусируйтесь, пожалуйста, на простейшей мысли: никого не волнует представление имярека о морали, поскольку оно [его представление] всегда субъективно и относительно. Именно для этого и существуют ЗАКОНЫ. И если имярек считает себя потерпевшим - пусть подаёт заявление в полицию и через суд доказывает свою правоту. А вот угрозы поджечь клуб, избить хозяев клуба или участников инцидента - уголовно наказуемы. Благодарю за общение. :)
Американский суд встал на сторону Храпунова
- Ха! Храпунов кристально чистый? Ха! Три раза ха! На одной из работ пересекался и с чиновниками и с их детьми. Фильм "Крестный отец" просто отдыхает. И если чиновники еще как-то скромничают, ибо кресло потерять могут, если сильно зарываться будут, то их детки вообще себя ничем не ограничивают.
Варежки
- :) Спасибо, Сапа! "тургеньские девушки байзаковского возраста" - это пять! :) Оставайтесь таким всегда, даже если слово "всегда" противоречит устройству этого мира
Герольд Бельгер: Кокжайлау хотят уничтожить
- ТЭТЯНА, Кокжайляу - это уникальное место, там растут эндемичные виды растений, Кокжайляу красив своей естественной красотой, там лучше ходить пешком и наслаждаться красотой, дышать свежим воздухом. А туристические объекты можно и в другом месте строить, например построить этноаул где-нить недалеко под Алматой, в степи, я лично давно мечтаю, попить настоящий кумыс, обучиться какому-нибудь народному ремеслу и т.п.
Smart-путешествия по-МИДовски
- Мой айтишник за подобное приложение запросил 500 долларов и неделю срока. Торг уместен. Приложение на уровне дипломной работы студента. Вообще траты в МИДе сумасшедшие. Довелось побывать в одном из посольств Казахстана и заценить их компьютерное оснащение. Аймаки и макбуки в топовой конфигурации. Чтобы почту проверить и документ в ворде набрать им нужны компы за 3 тысячи долларов каждый. Автомобильный парк тоже впечатлил
Ратель. Лучшее за 2017 год. Сергей Уткин
- Уткин - высококвалифицированный юрист, что редкость даже среди обладателей юр. дипломов. Таким не сделать карьеры в КЗ, только на вольных хлебах........
Сварщик для Сауата Мынбаева
- Они и есть настоящие хозяева страны и творят все, что хотят, ведь никто с них за это не спрашивает.Как можно спросить с хозяина?.Все остальные прислуга и лакеи, каждый на своем строго определенном месте, ну за небольшим исключением, имеющая только одно право и в то же время обязанность-молчать, но, они не возражают и вполне с этим согласны.Касаемо сварщика, его имя будет втоптано в историю.Уж позаботятся.