Лепсинские истории

12690 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 11 Фев 2024, 15:00

Про эгоистов, мёд, местные сенсации и разоблачение некоторых из них

Чем мне запомнился прошлый год? Пожалуй, поездками по Казахстану. Их было много. Не так много, чтоб наскучить, но достаточно, чтобы аппетит разыгрался.

Были там и крупные города, известные туристические места, были и менее известные и гораздо реже посещаемые туристами. Особенно нашими.

 

Осенью, в октябре, собрались мы хорошей компанией путешественников съездить в Лепсинск на исторический weekend. Так мы называем поездки на выходных по разным интересным местам Казахстана с целью знакомства с их историей. Собираемся небольшой компанией понимающих и любящих такие познавательные путешествия людей и едем. Или летим, если ехать далеко.

Читайте также
Как женщины-путешественницы меняют мир

Лепсы от Алматы – почти 600 км это, я по карте посмотрела, путь неблизкий. Но самолеты туда не летают. Потому без вариантов – только машина, 8 часов  пути…

В Лепсинск – сейчас Лепсы – я давно стремилась. Бывала там в студенческие годы, очень впечатлилась природой – это удивительные по красоте места.

Само село помнила плохо, но много читала про него позже. Когда-то это был город с населением в 12000 человек, а сейчас это маленькое (примерно 1300 человек) село недалеко от границы с Китаем. Место заповедное, тихое, славится природными красотами и дарами природы – грибами, ягодами, медом.

Мы же ехали за историей. Хотелось увидеть всё и сразу. Курганы, петроглифы, старые постройки и прочие артефакты. Ну и, собственно, всё это мы и увидели …

Дальняя дорога сама построила маршрут. Ехали долго - с приключениями, с ночевкой в Талдыкоргане, с экскурсией в Капале, с посещением старых мечетей – закрытых, заброшенных, с музеем Акын Сары, со старой-старой мечетью, которую сейчас восстанавливает на собственные средства местный житель… Об этом я тоже  должна рассказать, так это было здорово и интересно. Но потом.

 

 

Читайте также
Кладбищенские тайны города Семея

Ну а Лепсинск, конечно, поразил. Красотой мест и заброшенностью жилищ. Было радостно и грустно одновременно – вот такая двойственность чувств и мыслей.

На него я запланировала сутки. По моему плану, мы после обеда должны были бы уже приехать в Лепсы. Разместиться в гостевых домах, познакомиться с городом… Но пришлось менять колесо машины где-то на перевале – ах, какая там красота, места невероятные! – и к селу мы подъехали уже в сумерках.

Расселились по квартирам – а это тоже заняло время, нас было 10 человек, в один дом мы бы просто не поместились. Потому разбились на группки: по интересам и полам. Поужинали – каждая группка у своей хозяйки.

Нашей группке из пяти разновозрастных девушек достался старый-старый лепсинский дом. Хозяйка Фаузия РАХМЕТОВА рассказала историю дома. Точнее, легенду про него. Построен он был в конце 19 века специально для шпиона, который долгое время служил под прикрытием в Китае, выведывал китайские секреты для царской армии. А когда выполнил задание, ему этот дом в Лепсинске и выдали, и он жил тут со своей семьей. Не знаю, правда это или нет, но дом явно старый.

 

 

Читайте также
Хроники Верного. Дело всей жизни

Стены толстенные, больше метра, каменное основание, а верх деревянный. Первый этаж низкий, оконные проемы, как в крепости. Второй – прям классический деревянный дом, с лестницей, с двумя спальнями, с проходными комнатами-коридорами и по случаю приближающихся (мы ж были в октябре) зимних холодов "неработающей" веранде.  

Во дворе этого дома мы и собрались на вечернее чаепитие. Для него, для чаепития, мы даже привезли свой самовар – старый, 1952 года, знаменитой Тульской фабрики. Более 70 лет ему, а состояние отличнейшее! Купила я его на блошином рынке Тараза во время одного из  таких же исторических уикендов.

За чаем наметили план действий на следующий день. Времени на знакомство с лепсинскими достопримечательностями у нас было преступно мало. Фаузия посоветовала день начать с музея, и договорилась, чтобы нам его открыли в 8 утра. Да, в 8 утра! 

 

 

Село еще дремало, а нас уже ждали в местном краеведческом музее. Экскурсию нам провел Мухарам ХАЙБУЛИН – уроженец этих мест, он учился в лепсинской школе, потом преподавал в местной школе, а сейчас руководит лепсинским музеем. Он же и является основателем музея, собирателем истории края и хранителем артефактов.

Читайте также
Гляжусь в ковёр как в зеркало

А музей прекрасен, невероятен! Я вообще заметила, что в небольших городах и селах музеи интереснее, чем в центральных городах. Тут много удивительных экспонатов, реально уникальных, а сама атмосфера душевнее. Вроде как ты и не в солидном научном учреждении, а в гостях у старых знакомых. И тебе рассказывают не об исторических персонажах, а о друзьях, знакомых. Ну, или знакомых знакомых.

Так вот, Мухарам рассказ об истории этих мест начал с давних времен. А она тут богатая! Свидетельствами древней истории здешних поселений являются археологические находки, и они тоже представлены в музее. Это наконечники стрел и орудий. Есть фотографии петроглифов, которые были обнаружены в ущелье неподалеку от Лепсы. Много тут и разных курганов, экскурсовод рассказал, что они сложены из речного камня. Некоторые уже разобрали на строительство зданий. Большие курганы в самом селе сохранились у аптеки, у метеостанции, в церковном саду, на выгоне городского табуна. До выгона мы не добрались, и метеостанцию не видели, а вот в церковном саду были. А на курган у аптеки вообще забрались, на самую его макушку.

 

 

Это огромный рукотворный холм правильной формы с воронкой на вершине. Курган был вскрыт несколько веков назад - постарались грабители, расхитители гробниц.

Курган вплотную прижимается к старому-старому дому. Пообщались с хозяином – застали его на огороде, и он охотно вступил в беседу с нами.

 

 

Когда-то это был обычный лепсинский дом, рассказал он, жила тут татарская семья. Ему бабушка рассказывала, что у дома был второй этаж, и там на балкончике или веранде семья пила чай. Потом дом перестроили, и получилась аптека, а сейчас опять жилой дом – со старыми ставнями, настоящей завалинкой и летней печкой во дворе.

 

 

А в центре музея - балбал. Самый настоящий, он был найден неподалеку, в низовьях горы Коктобе, в 1989 году. Нашли комбайнеры, этот большой камень на поле мешал работе машины. Решили поднять, но аккуратно – форма показалась необычной. Мухарам, узнав о находке, поспешил на поле. Камень перевернули – и он оказался не простым булыжником, а древней тюркской скульптурой. Хорошо, когда люди видят такие вещи, понимают их ценность и могут их сохранять. Ведь сколько балбалов лежат теперь в фундаментах домов и разбиты на тротуарную крошку – и не сосчитать… А с этим балбалом мы сфотографировались на память – ценная находка, ценный музейный экспонат.

 

 

В музее много старых вещей, от одежды и оружия до музыкальных инструментов и книг. Есть и патефон, и утюги, и швейные машины. И карты, и посуда! Я люблю разглядывать вот такие обычные бытовые предметы, фотографии, монеты, документы. Они много могут поведать о людях, которым они принадлежали, и об их времени…

 

 

А Мухарам еще и рассказчик замечательный, его рассказы яркие, он буквально оживляет экспонаты: он нам и на окарине сыграл, и патефон завел, и продемонстрировал работу старой печатной машинки. Представляете наш восторг? Думаю, это как у детей, которые приходят в музей – ну где им увидеть еще вот такие допотопные вещи?

 

 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Нам здесь жить

Да и мы, казалось, бывалые люди, повидавшие много музейных экспонатов, многими здешними были поражены. К примеру, я впервые увидела самовар-эгоист. Это маленький самоварчик, он в сумку запросто поместится.

А Мухарам рассказал, что в 19 веке наиболее распространёнными были самовары большие - на 3, 5, а то и 10 литров. И их – старинных, пузатых, медных, с разными клеймами, - в коллекции музея много. Но вот такие – маленькие, литровые (а то и меньше) самовары – тоже были, их использовали для чаепитий "в одно лицо". Их называли "солитерами" (от французского слова solitaires – одинокий), или "отрада холостяка", или самовар-эгоист. Кстати сказать, это чаепитие в одно лицо вовсе не было одиноким и грустным – вот как грустить у такого самоварного чуда. Да и маленькие самовары не только у холостяков водились - даже в больших семьях были такие. Их покупали для путешествий - чтобы выпить чаю в дороге и при необходимости согреть воду для умывания.  

 

 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Город которого нет

А вот тот самовар-эгоист, что в музейной витрине, когда-то принадлежал купцу Никите ПУГАСОВУ.  Алматинцам имя этого купца известно по одноименному ресторану в основном. Был этот купец ташкентским вообще-то, но предприятия у него были по всему Туркестану. И в Лепсинске, оказывается, тоже. Он держал в городе несколько предприятий - кирпичный завод (в музее есть кирпичи с фирменными пугасовскими клеймами – буквами "Н" и "П") и еще парочку предприятий. Но это неточно, это со слов местных жителей, а слова ведь – источник ненадежный, они же не стопроцентная правда, столько лет прошло… Но есть, есть у меня замечательно-скандальная история про Пугасовых, и я ее обязательно расскажу. Как говорится, не переключайте телевизор!

А так-то там не один Пугасов предприятия открывал. Были и другие предприимчивые люди – братья ПОШИВКИНЫ, ШКУРЕНКО, Бейбит КУЛЬБАЕВ, ПОРТНЫХ, КУЗНЕЦОВ...

 

 

"1913 год - утвержден герб Лепсинска. В станице проживает 6249 человек, а в городе 8764 человека. В городе работают 2 пивоваренных Пугасовских завода, 2 маслобойни, 2 кожевенных, 2 кирпичных завода, 22 водяные мельницы, 14 кабаков и воскозавод. В городе функционировало 2 церкви, 3 мечети, церковно¬приходская начальная и татарская школы. Торговая площадь города занимала 10 гектаров земли", - это цифры с сайта села.

Там же я увидела и фото того самого герба. Есть он и в музее. На гербе – пчёлы. Конечно, не только они, но именно их сразу замечаешь. О да, мёд здесь превосходнейший, им это местечко славится далеко за своими границами.

 

 

Мухарам показал стенд с изображением путешественника Петра СЕМЕНОВА-ТЯНЬ-ШАНСКОГО, который побывал здесь в 1857 году – именно по его совету сюда с Алтая были завезены пчелы. Конечно, тогда путешественник был только Семеновым, ибо почетную приставку "Тянь-Шанский" он получил только в 1906 году за свои заслуги в научном исследования края.  

 

 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Весь национальный балет Казахстана в одном альбоме

 

А в конце 19-начале 20 века на территории Лепсинского уезда было 43 пасеки. И сейчас почти в каждом дворе стоят ульи. А в самом селе есть даже музей мёда. Мы в него не попали – он был закрыт, но мёд у местных жителей пробовали разный, выбрали каждый своё и привезли домой.

На стенах и витринах много старых фотографий, повествующих о прошлой жизни этих мест.

Здесь много документов, карт. Есть портреты известных людей края. А их, признаюсь, внимательно рассмотреть не удалось, хотя они несомненно заслуживают самого тщательного изучения. Но времени на это не было, увы.

 

 

Но у одной фотографии я замерла, увидела знакомую фамилию – КУДЕРИН. Сразу вспомнился легендарный альпинист Сырым КУДЕРИН. В Алматы каждому любителю гор знакомо это имя, он был поэтом и восходителем, и я в одном из материалов писала о нем (ссылка). Оказывается, семья Кудериных родом из этих мест, здесь их помнят и чтут. На фото - отец Сырыма.

"Жумахан Маусумбаевич – просветитель, ученый-энциклопедист, географ, этнограф, биолог. Родился в Среднеаягузской волости Семиречья, в семье бая. Род Кудериных был древний и уважаемый в Семиречье. Кудери - это название местности по имени деда Жумахана. Мужчины в этом роду в нескольких поколениях были грамотными, избирались биями, то есть судьями в родовом союзе", - это из биографии Жумахана.

Семейная история Кудериных повторяет истории многих семей того времени. Семья разорилась, и мальчик попал в батраки. Но образование получил – учился в 1911-12 годах в мусульманской школе города Сергиополя, в частной школе "Мамания". Вот об этой уникальной школе надо писать отдельно и подробно, из ее стен вышли известные личности – классик казахской литературы Ильяс ЖАНСУГУРОВ, алашординец Мухамеджан ТЫНЫШПАЕВ, просветитель Билял СУЛЕЕВ, академик Журимбек СЫДЫКОВ, писатель Какимжан КАЗЫБАЕВ. И для этого надо бы съездить бы в Аксуский район Алматинской области и посмотреть, что осталось от старого здания знаменитого учебного заведения…

Читайте также
Семей: город, к посещению обязательный

В 1917 году Жумахан Кудерин окончил местную сельскохозяйственную школу. Вступил в партию большевиков, работал в различных земельных органах. А в 1920 году из партии вышел. В знак протеста против необоснованных репрессий ЧК по отношению к участникам так называемой "Черкасской обороны". Об этой самой обороне тоже надо писать – сейчас уже и не помнит никто, как жители местных сел сопротивлялись набегам и колчаковских, и прочих военных образований, рыскавших по Семиречью в те годы. История из разряда "белые придут – грабят, красные придут – грабят"…

Потом Жумахан опять учился и одновременно преподавал на курсах, ликбезах, участвовал в научно-исследовательских экспедициях по изучению природных ресурсов и районированию территории Туркестана, работал в комиссии "По возвращению казахов из Китая" - благодаря его содействию 6000 семей вернулись на родину. В 1928 году стал земельным комиссаром КазАССР.

Он - автор учебников, в том числе "Букваря" на казахском языке (1919), он писал этнографические труды, занимался биологическими научными исследованиями - в его писательском активе 44 книги!.. Казалось – живи и твори!.. Но 20 сентября 1930 года Кудерин был арестован, обвинен в национализме и сослан в город Воронеж.

 В 1935 освободился, работал старшим научным сотрудником научно-исследовательского института животноводства и агрономом в тресте "Каучуконос". И занимался созданием русско-латинско-казахского словаря.

22 мая 1937 года его вновь арестовали - по ст. 58-2, 7, 8, 11 УК - уже как "руководителя антисоветской националистической террористическо-повстанческой и диверсионно-шпионской организации". 7 марта 1938 Кудерина приговорили к высшей мере наказания - расстрелу.

Вот такая трагическая история.

И таких историй Мухарам Хайбулин может рассказать много…

 

 

А одной из таких грустных историй мы стали свидетелями. После музея нашим экскурсоводом стала Фаузия, хозяйка нашего гостевого дома. Она повела нас по сельским улицам – широким, прямым – и рассказывала про дома и их прежних обитателей. И вот так, под душевные рассказы, мы дошли до бывшего церковного сада.

 

 

Он очень живописен. Хотя и запущен, заброшен… Когда-то вокруг сада была ограда – о ней сейчас напоминают только вот такие каменные столбики (алматинцы, вы ж их узнали?). Они стоят стройными рядами по периметру сада. А деревянные брусья, когда-то их соединявшие, уже давно исчезли – истлели или были разобраны местными жителями для своих домашних нужд.

А церкви нет. Она сгорела.

 

 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Нереальная реальность

Да, именно вот так выглядит сейчас место, где стоял когда-то Никольский храм города Лепсинска - только фундамент остался да сгоревшие балки.

Нам  рассказали, что при строительстве применяли самые последние строительные технологии того времени: цемент, железо, создали защитные рвы с гравием для защиты от землетрясения.

На пожарище кругом торчат гвозди и всевозможные крепления - их я насобирала целый мешок. Что делать с ними - не знаю. Но домой дотащила. Они тоже свидетели истории. И помнят времена, когда здесь была церковь, и помнят звон большого колокола, звук которого разносился по всей округе. А еще помнят, как в мае 1931 года церковь была закрыта, и колокола с нее сбросили. А в здании открыли клуб. В 1947 года храм стал спортзалом педучилища. Потом, уже в 1954 году, со здания сняли купола, и внешне оно превратилось в совсем обычное.

 

 

Ну а потом, уже в наши времена, клуб закрыли, а здание стали растаскивать на стройматериалы. Но с стенами справиться не могли – бревна строители когда-то насаживали на железные шомпола и сверху стягивали гайками. Потому стены стояли еще долго, справиться с ними смог только огонь…

 

 

Читайте также
Взятие Верненской крепости

В музее есть фотографии этой церкви. И в сети я нашла несколько. На всех на них написано, что храм был построен архитектором Андреем ЗЕНКОВЫМ. Но я засомневалась. По информации, которую я нашла на сайте митрополии, антиминс Никольского храма г. Лепсинска был подписан Преосвященным епископом Туркестанским и Ташкентским Аркадием (Карпинским) в октябре 1898 года. А Зенков в это время не мог строить храмы – он тогда служил в инженерных частях Омского военного округа и занимался строительством в Семипалатинске и Усть- Каменогорске.

Я стала искать информацию. Обратилась к ключарю Вознесенского собора Алматы Александру СУВОРОВУ. Он - человек огромных знаний по церковной истории. И он мне помог, прислал информацию, собранную в архиве краеведом Нелей Аубакировной БУКЕТОВОЙ: проект лепсинской церкви создавал архитектор НАРАНОВИЧ. Неля Аубакировна, которой я позвонила за уточнениями, эту информацию подтвердила – фамилию Андрея Павловича она в документах на церковь не встречала.

Вот такой миф. И этот миф настолько живуч, что проник уже во все современные документы и книги про Лепсинск и Лепсы.

А про Нарановича известно до обидного мало: звали его Николай Петрович (1862-1911 гг.), инженер-строитель, областной инженер в г. Верном (Алматы ныне) с 1889 года.

 

А еще лепсинский Никольский храм известен тем, что в этом храме свое последнее богослужение совершил Владимир ЦЕДРИНСКИЙ, святой священномученик. Он был последним здешним настоятелем и был убит большевиками в 1918 году. Когда убийцы ушли, жители села похоронили священника на кладбище на горе. В 2000 году он был канонизирован, а его мощи ныне находятся в соборе в Талдыкоргане, я там была, видела их. А на фото закладной камень, он уцелел после пожара.

 

Сейчас о том, что здесь были когда-то церковь и погост, напоминают только фундамент здания да могильные камни вокруг.

И наверное, мы, наша группа алматинских путешественников, - одни из последних, кто видел это место без новых построек... Скорее всего в следующем году на месте церкви будет возведено что-то новенькое. И очень надеюсь, что новым владельцам хватит сообразительности сохранить артефакты - я про каменную ограду.

 

 

Такая древность интересна туристам. А именно на них делают ставку местные. Все производства и бизнесы, тут действующие, так или иначе связаны с туризмом. Гостевые дома, пасеки, производство продуктов пчеловодства, сбор ягод, грибов, трав и их переработка.  Местными гидами разработаны туристические маршруты по живописным окрестностям.

Очень хотелось бы, чтобы село жило и развивалось.

Фото© Ratel.kz / Евгения Морозова.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Қазсот деген телеарна ашып, букмекерлік контораларды демеушілікке тартып, ставка тігіп отырмайық.
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Почему президент Токаев не повёз Кэмерона в этот раз на Кашаган
11 лет назад никто и не предполагал, что Казахстан будет требовать с акционеров Кашагана 150 млрд долларов упущенной выгоды
Португалия – путь к революции
50 лет назад португальская армия вышла из казарм, чтобы совершить революцию, вошедшую в историю под названием "Революция гвоздик"
Кофейная гуща для власть имущих
Так ли уж неправы мистики и эзотерики
Дар Тимура: почему самое почётное место в мавзолее Хазрета занимает котёл
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Почему Ертысбаев в коричневых носках разулся перед российским блогером
В Казахстане исчезают последние этические нормы: Салтанат, Ермек и четырёх погибших спасателей не стесняются обвинять в том, что они сами виноваты
Как главный бухгалтер ТОО "Оливия" врала в суде
И почему юрист удивился, что сотруднице обещали подарить квартиру за сдачу в эксплуатацию детской больницы в Караганде
В ВКО чиновники переписали жильё 82-летнего старика на постороннего человека
О том, что комната в общежитии, в которой он проживает много лет, перестала принадлежать ему, пенсионер узнал случайно
В Актобе кипят криминально-благотворительные разборки
Ratel.kz встретился с некоторыми потерпевшими, по чьим заявлениям возбудили уголовное дело
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.