Қаз   Рус

Слям Ахметов: Экономику погубят плохие кредиты

22817 просмотров
15
Слям Ахметов
Пятница, 04 Авг 2017, 10:00

Как в Казахстане ведется долголетняя борьба с проблемными займами

Длительное наличие больших объемов проблемных кредитов - это основная причина отсутствия кредитов в экономике, препятствие развитию предпринимательства.

За каждым безнадежным кредитом стоят разорившиеся компании и люди, потерявшие свои рабочие места.

Они могут привести к большим неэффективным государственным расходам. Поэтому скорое решение этой проблемы с минимальными денежными затратами есть важная государственная задача.

Читайте также
На чужой войне

Камни преткновения

Спустя лишь два года после кризиса 2008-2009 годов был создан АО «Фонд проблемных кредитов» (ФПК) для государственной борьбы с плохими кредитами, где 100%-ным собственником выступил Национальный банк Казахстана (НБК).

Была объявлена стратегическая задача ФПК − к 2016 году уменьшить объемы проблемных кредитов в банках до 10%.

Механизмами достижения этой задачи для ФПК были определены:

а) прямой выкуп плохих кредитов;

б) обусловленное финансирование банков для улучшения качества займов;

в) сотрудничество ФПК с коммерческими банками. В частности, предусматривалось изучение возможности участия в капитале дочерних компаний банков, занимающихся возвратом проблемных кредитов, которое не нашло реализации на практике.

В 2015 году НБК утвердил «Концепцию функционирования АО ФПК», где была определена главная цель − повышение эффективности работы Фонда.

К принятию такого документа предшествовало критическое заключение НБК − о низких результатах работы Фонда по снижению в банках объема проблемных кредитов. И по заключению НБК причинами тому стали следующие обстоятельства:

− разногласия в оценках справедливой стоимости безнадежного кредита;

Читайте также
Умут Шаяхметова: Кто-то подогревает спекуляции о скачке курса до 400 тенге

− ожидания комбанков, что цены на залоги вновь восстановятся (несмотря на то, что расходы, связанные с безнадежными кредитами, все это время увеличивались);

− привлекательность для банков работы со своими дочерними компаниями (возможность в будущем продажи по высокой цене либо получение доходов от использования активов);

− слабая капитализация самого Фонда и низкий его потенциал по привлечению дополнительных финансовых ресурсов.

Согласно публичным отчетам независимых аудиторов ФПК в течение 2014-2015 годов были выделены ресурсы: Минфином – 314,9 млрд тенге и НБК – 130 млрд тенге.

Из этих средств 250 млрд тенге решением НБК были распределены «Казкоммерцбанку» по номинальной ставке 5,5% годовых сроком на 10 лет на цели сокращения неработающих кредитов. Кроме того, 130 млрд тенге были размещены в 9 комбанках по номинальной ставке 2,99% годовых сроком на 20 лет под программу рефинансирования ипотечных займов.

Но дальше развить деятельность Фонда, наделив его современными инструментариями, широко и оздоровительно влияющими на деятельность проблемных банков и обеспечивающими системный темп работе, НБК и правительству не удалось.

Но действительно ли эти причины, выделенные НБК, завели Фонд, Центральный банк и правительство РК в долголетнюю и низко результативную работу по снижению безнадежных кредитов в банковской системе?

Ответы на эти проблемы, вероятно, следует искать в успешной зарубежной практике.

Читайте также
Девальвация по-казахски

Зарубежный опыт

Цель поддержки государством банков - это скорейшее восстановление функции значимых банков при использовании для этого средств налогоплательщиков.

Обобщая зарубежную практику, нужно выделить базовые, необходимые условия для организации государственной работы с безнадежными кредитами. К ним относятся:

− создание на основе закона специального внебюджетного фонда;

− законодательное разграничение функции Фонда, например, на:

а) предоставление гарантии по обеспечению банковской ликвидности и рекапитализации банков;

б) скупку не имеющих финансового обеспечения кредитов;

в) предоставление гарантии по межбанковским кредитам;

г) полномочия Фонда по предоставлению плохим банкам разрешения на открытие дочерних структур, которые должны будут заниматься проблемными кредитами.

Кроме всего, капитал Фонда по сумме разграничивают на поддержку банковской ликвидности и скупку не имеющих финансового обеспечения кредитов.

Ограничительные меры выставляются для каждого отдельного банка, рассчитывающего на максимальную сумму государственной помощи от всех ресурсных возможностей Фонда, и скупка, что очень важно, утративших рыночную цену активов также имеет верхний предел от средств Фонда, выделенных лишь на эти цели.

Читайте также
Государственная доля: чем меньше, тем лучше

Права и полномочия Фонда.

Для того чтобы государственный Фонд мог добиться поставленных целей при государственной поддержке плохих комбанков, его наделяют законодательными (базовыми) правами и полномочиями, такими как:

− право участвовать в принятии решений по определению финансовой политики кредитных институтов;

− полномочия по ограничению либо пресечению особо рискованных операции на финансовых рынках, настаиванию на полном отказе от некоторых сомнительных сфер деятельности, а в целях поддержки населения обязывать комбанки выдавать кредиты мелким и средним компаниям;

− право на получение доли в активах комбанков при предоставлении финансовой помощи.

Более того, Фонд наделяют правом навязывать проблемным банкам новый бизнес-план, другую эффективную организационную структуру, ограничивать «потолки» их окладов, запрещать выплачивать премии или доли от прибыли, пока не рассчитаются с государством.

Кроме всего, Фонд наделяют законодательным правом забирать себе дивиденды по ценным бумагам, предназначенные для акционеров банка, до тех пор, пока эти банки не рассчитаются с государством.

Из-за вот таких жестких условий в мировой практике частные банки и не очень спешат получить государственную денежную помощь, рассчитывая выкарабкаться другими способами. Причины тому - чтобы не подвергнуться справедливым обвинениям в несостоятельности своих бизнес-моделей, не лишить акционеров банка дивидендов и не попасть в жестко контролирующие руки государства.

Еще об одном важном моменте. После того как дочерние компании получают на свой баланс плохой актив, она предоставляет материнскому банку дисконтированную от его фундаментальной стоимости долговую облигацию, которая затем может быть использована для рефинансирования в ЦБ (получения ликвидности). Тем самым стимулируются банки для более активного кредитования бизнеса в условиях кризиса, через ценные бумаги могут реализовываться на рынке и залоги.

Зарубежная разносторонняя практика предусматривает и ряд других фундаментальных, институциональных мер.

Читайте также
ВВП Казахстана: страновая интроверсия не оправдалась

Казахстанская практика

По сути, семилетняя практика борьбы с плохими кредитами в РК была попыткой использовать децентрализованную модель, но без создания институализированной структуры, и поэтому она стала неполноценной.

И такая модель вместе со слабой надзорной работой НБК дала возможность комбанкам занижать реальные объемы плохих кредитов, а их акционерам не признавать убытки по ним (не реализовывать залоги и не вовлекать их в бизнес-оборот, немалая часть которых связана и с самими банками).

Итогом стало то, что крупные комбанки стали менее способными выдавать кредиты экономике и в значительно большей степени опираться на огромный долг перед государством.

Так, например, за последние 7 лет ресурсы комбанков были увеличены с 11,5 трлн тенге до 25,6 трлн тенге (рост в 14,1 трлн тенге), или в 2,2 раза. То есть по текущему курсу (среднему за 2 квартала текущего года 314,7 тенге за $1, далее – по этому курсу) в них было закачено около $44,8 млрд. Это в львиной доле источники государства (населения): деньги из Нацфонда, институтов развития, ЕНПФ и др.

Участие же в этом деле акционеров крупных банков осталось низкой.

Отсутствие институализированной системы, несостоятельность ФПК не могло априори решить и такую фундаментальную проблему, как возможность предложить всем нуждающимся банкам многовариантную государственную помощь и обеспечить к ним равные условия доступа.

Последствия этих отрицательных явлений - это концентрация банковских денежных средств, наращенных усилиями государства, в руках узкого круга людей, контроль ими денежных ресурсов в экономике, а все это, конечно же, сводит к минимуму рыночное распределение ресурсов и конкуренцию на рынке.

Читайте также
Рахим Ошакбаев: То, из-за чего мы упали, стало тем, благодаря чему мы восстановились

К чему привела борьба с плохими кредитами

Согласно отчетным данным, за последние 7 лет кредиты в экономике увеличились лишь на 4,9 трлн тенге.

А за последние три годы рост кредитов в экономике составил всего лишь 2,9%, а в 2016 году (к 2015 году) падение кредитов в экономике составило уже до 2,5%.

Но если эти показатели очистить (чего нет в публичных отчетах) от девальвационного роста тенговых эквивалентов по валютным кредитам (их доля 30% от всех кредитов), то эти значения могут существенно измениться в плохую сторону.

Росту кредитов в экономике серьезно начал препятствовать своими инструментами и сам НБК.

Так, повышая доходность, на депозиты в НБК и ноты НБК (первичного и вторичного рынка) на май 2017 года были стянуты ресурсы комбанков на сумму 12,8 трлн тенге, или $40,7 млрд. И эта сумма изъятых НБК денег из экономики больше всего объема, выданных банками кредитов на 200 млрд тенге.

Кроме того, на эту дату в ценные бумаги Минфина аккумулированы около 7 трлн тенге, активными приобретателями которых являются также банки.

Между тем, удельный вес кредитов в экономике на 1 июня 2017 года к ВВП (по оперативным данным) упал до низкого значения – 27% (в зарубежных экономиках до 200%). И если учесть, что другая рыночная и самая демократическая система распределения денег – фондовый рынок РК не развит, то отсутствие поддержки экономики кредитами ведет ее к критическому состоянию.

Затяжная, низко результативная борьба с плохими кредитами, начиная с кризиса 2008-2009 годов по сей день, привела в конечном счете к тому, что правительство выделило из Нацфонда «Казкоммерцбанку» на очистку от проблемных кредитов еще 2 трлн тенге и затем его, очищенного, продало по цене один (!) тенге за каждый пакет «Народному банку».

Эта огромная сумма в 2 трлн тенге опять не рассчитана на кредитную поддержку предпринимательства, на модернизацию экономики.

Они использованы, по данным СМИ, на погашение долгов (в том числе перед правительством, НБК, госкомпаниями и физлицами), и на покупку ценных бумаг у государства вновь направлено 1 трлн тенге.

Высока вероятность того, что при институционально малозначащем ФПК переданный ему огромный кредитный хлам принесет ему большие невосполнимые потери. И, конечно, тогда все эти схемы со всей очевидностью завершатся банальным переливом народных денег в частные банки.

Какие структуры и через сколько лет должны в полном объеме возместить деньги Нацфонду? Эти вопросы остаются без ответов.

Читайте также
Почему Казахстану нужны либеральные реформы

Развязка может наступить раньше

Сегодня весь кредитный портфель банков, а это 12,6 трлн тенге, или около $40 млрд, привязан петлями обратной связи к сырьевой экономике, и через них установившиеся невысокие цены на сырье оказывают негативное давление на качество кредитов.

И вся эта воздвигнутая пирамида − закачка на долгие годы в эти банки государственных денег, институтов развития, ЕНПФ и начисления по ним же доходов самим государством без их превращения в кредиты в среде сохраняющихся невысоких цен на нефть − есть лишь хрупкая защита от наступающего ухудшения ситуации.

Аргументы отдельных крупных банков о том, что нет хороших заемщиков и проблемы не в банках, а в экономике, есть яркое свидетельство их бедственного недоверия к будущему экономики РК, которая за все годы независимости формировалась всеми институтами власти, включая эти же банки.

Не случайно эксперты, в том числе международные, прогнозируют в 2017 году фактически рост проблемных кредитов до 25-30% от общего объема кредитов.

Очевидно, что финансовое «новшество» правительства и НБК за счет непрерывной девальвации тенге искусственно увеличивать тенговый эквивалент объема валют, забираемых из Нацфонда для поддержки госбюджета и привилегированных частных структур это лишь кажущееся спасение от складывающейся сложной ситуации.

Поскольку глубокая девальвация тенге размывает фундаментальную основу развития экономики РК, увеличивая банкротство компаний, убыстряя падения уровня жизни населения, обесценивая заработную плату, пенсии, пособии, стипендии, увеличивая количество безработных и т.д.

Эти негативные факторы, в свою очередь, будут принуждать Правительство РК к интенсивному расходованию средств из Нацфонда с возможной комбинацией дальнейшего ослабления тенге.

Между тем, по состоянию на июнь 2017 года условная доля каждого жителя страны в нефтяных деньгах Нацфонда только за последние три года уменьшилась с $4,4 тыс. (август 2014 года) до $3,5 тыс. (июнь 2017 года), или почти на $1 тыс., т.е. на минус 22%.

А за последние 16 лет интенсивного аккумулирования ежегодный средний прирост такой доли на каждого жителя РК в Нацфонде снизился до низкого своего значения − $215.

Читайте также
Как ВВП натянули на ППС

Ясно, что НБК должен заняться своей основной функцией: реальным снижением инфляции, снижением банковских процентных ставок, обеспечением стабильности цен и кредитования коммерческими банками экономики.

И вместе с правительством создать институализированную государственную систему борьбы с плохими кредитами, обеспечивающую реальное снижение безнадежных кредитов, кредитование экономики и банкротства безнадежных банков и т.д.

В ином случае текущий уровень работы НБК и правительства в скором времени вновь приведет к покрытию убытков частных банков за счет средства Нацфонда, а он лишь с мая по июнь 2017 года «похудел» на $884 млн, а в пересчете на глубоко девальвированный курс тенге это почти на 2,8 трлн тенге.

И такие темпы расходования без их использования на структурную поддержку экономики ведут лишь к его истощению.

Загрузка...
щас спою 2017-08-04 10:10:35
3
Хотел чего то написать, мудреный, длинный текст, и не осилить мне, и не пережевать.
Ерлан Дарменов 2017-08-04 10:40:19
7
Слям Сапаргалиевич, ну так куды бечь?
остап 2017-08-04 10:48:49
1
мозжечище
Халк 2017-08-04 10:54:23
3
Легко имтам всяким Слямам,Даниалам и прочим нуворишам сидеть и считать,высчитывать.Чем помогать банкам из нашего пенсионного фонда,лучше бы им же закрыли проблемные кредиты,тем самым напрямую помогая народу.Народу нищему при богатой земле.Банки не дают народу работать,т.к за неуплату заема за 2месяца блокируют банк.карту,тем самым перекрывая кислород.Людям приходится искать работу,где платят из рук в руки,без договоров и соглашений,и получая низкую зарплату,которую ждут месяцами.
ЕПРСТ 2017-08-04 11:42:44
19
Экономику уже погубило глупое ,делитантское руководство и неумение планировать . При высоких ценах на нефть не смогли развить и построить ни одного технологического производства . Ведь с одной тонны нефти можно было выпустить полиэтиленовых труб по цене в 1000 раз дороже ! Ни одного НПЗ не было построено! При Сталине бы всех министров бы расстреляли ! Такое ощущение что страну тупо добивают и разворовывают по офшорам.
Ерлан Дарменов 2017-08-04 12:13:12
13
"...Запомните, джентльмены: эту страну погубит коррупция!!!..."
Пэтривот 2017-08-04 12:44:27
1
Огромная статья по сути ни о чем.Может надо было проще написать то,что знают все? Например,кто возглавляет (читай,кому принадлежат) банки,о том,кому даются заведомо непогасимые огромные займы,якобы для дела,о том,как банки искусственно себя накормили за две ночи двух дефолтов и тому подобное.
Арман 2017-08-04 15:00:35
8
Погубила уже коррупция эту страну
Один из народа 2017-08-08 10:24:45
3
Кому принадлежат наши банки? Какой ссудный процент установлен для грабежа собственного народа? Банки в 2-3 раза увеличивают свои капиталы за год !!?. Схемы обогащения банкиров - грабительские ссудные проценты, рейдерские захваты бизнесов через предоставление кредитов и с помощью прокуратуры и судов, в этом сильны (удалено) банк, сейчас (удалено) банк. Банки-грабители окончательно ограбят и разорят народ, уничтожат реальный бизнес страны.
Марат К. 2017-08-14 12:45:32
0
Слям Сапаргалиевич, сильно сказано.
министр энергетики
- Есть круче анекдот. Министр энергетики вызывает к себе своего зама и говорит: "Ты понимаешь, почему цена на бензин поднялась?". Тот отвечает: "Потому что себестоимость поднялась, из России импортировали и так далее". А министр ему: "Объяснить я и сам могу. Я понять не могу".
Щедрые турецкие друзья Жансеита Туймебаева
На чем летает аким ЮКО?
Бойцы неслышимого фронта
Как народные избранники переживают за шахтеров
Профсоюз ручной, но шахтёры-то дикие!
Чем занимался профсоюз? Рассказывал в министерстве байки, что благодаря его неустанному взаимодействию с шахтёрами гасятся протестные настроения?
Акимов опять хотят поделить на фаворитов и аутсайдеров
Казахстанцам нужны не мифические рейтинги успехов и провалов, формируемые в Астане, а конкретные результаты работы акимов и местных органов власти
День Бенезависимости
История одной фотографии
Плетенье чепухи: Аул моей юности
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
До связи, Ген… До связи
Анна Устинова о своем супруге Геннадии Бендицком
Геннадий Бендицкий. Избранное. Глаза стыдятся - руки делают
Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Как невесты становились женами
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Лондонская сырость больше не котируется в астанинском смоге
Наши чиновники убедились, что принятые на Лондонской бирже стандарты корпоративного управления имеют мало общего с «бизнесом по-казахски»
Беня знает за облаву
Журналист Зарина Ахматова - о Геннадии Бендицком
Геннадий Бендицкий: У меня не бывает заказных статей
Публикуем интервью, который Геннадий Бендицкий дал Алишеру Еликбаеву в 2012 году
Мы им нужны. А они нам зачем?
Наше общество - объект «заботы», управления и контроля, а не субъект политики и принятия решений. У нас один-единственный субъект – власть
Веревка для шахтёра
После девальвации тенге жизнь хозяев карагандинских шахт снова стала упоительна и прекрасна, а про рабочих они забыли
Стоит ли спасать проблемные банки?
Важнейшая задача государства – поддерживать доверие населения, бизнеса, общества в целом к банковской системе
Педагогическая поэма
Папе девяносто лет. У него почти нет зрения и слуха. Он не слышит ни этой глупости и не видит этой тупости. Маразма, который простирается вокруг
Новый скандал на Хоргосе
Почему на приграничной территории перестают работать законы
Не смейтесь над Байбеком
Напрасно аким Алматы оказался мишенью всех шутников страны
Хрен всё знает
В социальных сетях появились фотографии некоего продуктового набора якобы стоимостью 500 тенге с биркой «Ланч Байбек»
Ставка больше, чем жизнь
Почему банки не выдают кредиты
Лживый рынок молочной продукции
Как проверить молоко из холодильника на «натуральность»
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
В пригороде Павлодара переименуют 69 улиц
- Думаю, что в Алматы не помешало бы назвать одну из улиц в честь Бендицкого, ведь Геннадий ни разу не запятнал имя честного журналиста, боролся и помогал простым людям, высвечивал и выпячивал взяточников и коррупционеров! Геннадий действительно был яркой личностью и ярким журналистом который не давал проходу ворам, проходимцам засевшим в кабинетах власти! Думаю такая улица многим простым гражданам пришлась бы по душе!
Умер Геннадий Бендицкий
- Он не только был талантливым журналистом, он был настоящим юристом, аналитиком... и настоящим Батыром! Не верится что его подвел здоровья, нужно сделать вскрытия на должном уровне, не отравили ли его, так называемые ничтожные люди , про которых он писал, Почему то это дурацкая мысль не выходить из головы, как слышала эту печальную новость. Он был незаменим, такого журналиста больше нет! Генадий про Вас и про Ваших статьей никогда не забуду! Как жаль...
Как правильно уничтожить рыночную экономику
- Чтобы уничтожить экономику - достаточно вынести неправосудное решение суда и формально ликвидировать работоспособных предприятий, и без террористов разрушат до основания.
Ашаршылық. Искусство забвения
- Гульнар, меня не отпускает Ваш рассказ. Впервые признание о людоедстве ( страшно писать это слово, но другим его не заменишь). В нашей семье тоже есть такой рассказ, менее трагичен, но связан именно с этим ужасом. Пару лет назад я его тоже описала на странице одного издания, должна была это сделать. Много свидетельств ушло безвозвратно, жертвам нелегки эти признания. Да и не поощрялось. Думаю, и вам непросто было найти слова. Вы молодец.
Государство не смогло забрать у сестры Бергея Рыскалиева гостиницу
- Говорят Кина нет!Чем не кино?Братьев награждали орденами.Управляли они областью с нефтеперерабатывающим заводом, а дорог асфальтированных в той стороне вообще нет,только в городе. Прикрол,что еще один олигарх сидит пьет свое иссыкское вино. деньги получил на строительство дороги,аони закончились еще на стадии покрытия.Как считали,как он выиграл тендер? Зато сми должны уплатить 55 млн за моральный и за какой-то материальный ущерб. Многосерийное кино