«Ұят»: бес стыда

2647 просмотров
2
Антон КУЗНЕЦОВ
Воскресенье, 11 Сен 2016, 20:00

Режиссер театра АРТиШОК Галина ПЬЯНОВА – о новой постановке, которая нашумела еще до премьеры

* Анализировать и давать прогнозы – не дело театра

* Мы получили пьесу и впали в депрессию

* «Уят» - это очень глубокое понятие в казахской ментальности

* Говоря на эти темы, страшно давать ответы

* Мы все ждем, что мы уедем на Гоа

Читайте также
Новорождённые в мусорных баках: право на жизнь

Анализировать и давать прогнозы – не дело театра

- Галина, почему среди авторов спектакля «Ұят» помимо вас и драматурга Натальи ВОРОЖБИТ указан Досым САТПАЕВ?

- Потому что в этом спектакле мы затрагиваем кое-какие острые темы. А чтобы говорить о них корректно, нужно владеть информацией не на уровне интуиции и ощущения, а на уровне цифр, статистики. Я считаю, что анализировать и давать прогнозы – это не дело театра, поэтому мы обратились к профессионалу. Тем более что когда мы ознакомились с книгой Досыма Сатпаева «Коктейль Молотова», она у нас в театре просто разошлась на цитаты и показалась интересным материалом для работы. Мы думали о том, чтобы сделать в некотором смысле продолжение спектакля «Прямопотолеби». Продолжение в том смысле, чтобы это был разговор о нас самих от нас самих.

Мы получили пьесу и впали в депрессию

- Но при этом автор пьесы – драматург из Украины…

- Я уже не раз была вынуждена делать оговорки, чтобы предупредить какие-то политические аллюзии на этот счет. Наталья ВОРОЖБИТ - очень мудрый драматург мирового класса, который работает по всему миру и является очень ярким представителем современной драматургии. Мы читали ее пьесы в рамках ридингов (чтений – А.К.), которые проводили в АРТиШОКе, видели, что нашему зрителю нравится этот материал, и думали: «Вот бы нам такое же, да про нас - такое же по жанру, по ощущению любви к людям, по какой-то интуитивной мудрости». Мы обратились к Наташе. Она в течение года приезжала в Алматы, собирала материал. А когда мы получили от нее пьесу, то, скажу честно, впали в депрессию. Потому что увидели, какими мы – алмаатинцы, казахстанцы - выглядим со стороны. Хотя я подозревала, что мы производим такое впечатление.

«Уят» - это очень глубокое понятие в казахской ментальности

- И какое впечатление мы производим?

Читайте также
Театр ARTиШОК заговорит по-казахски

- Очень бы хотелось быть героями, а выглядим мы какими-то инфантильными – с очень детским уровнем понимания того, что такое моя страна. Спектакль «Ұят» ставит вопрос: а что дальше? Думаю, многие боятся задать себе его напрямую, потому что куда комфортнее махнуть рукой: «будь что будет», или относиться к происходящему вокруг с излишним негативом или, наоборот, с каким-то инфантильным оптимизмом. Меня неприятно удивляют люди, которые транслируют: «Давайте жить в гармонии» или «Вокруг нас такой гармоничный мир». Мне в таком случае хочется их спросить: «Вы что живете на Гоа?» Но ведь здесь вокруг нас не Гоа. И если ты здесь говоришь о гармоничном мире, то это трусость, а трусость - это подлость. Мы хотим показать, что не надо прятаться, не надо стесняться, например, своей национальной принадлежности. Если использовать такое модное слово, как «посыл», то у нас этот самый посыл можно сформулировать так: «Пора всем перестать бояться друг друга». Драма называется «Ұят», но «стыд» - это очень поверхностный перевод этого слова. На самом деле это очень глубокое понятие в казахской ментальности.

- Но при этом его смысл часто искажается…

- Да. Этим понятием прикрываются, используют его для манипуляций и провокаций…

- То есть девушке родить ребенка вне брака – это стыд, а выбросить его в туалет – не стыд…

- Эта история заложена в наш спектакль, как и многие другие. Много документального, доведенного до художественного образа. Без каких-то прямых отсылок и имен. Если у кого-то возникнет соблазн искать прямые параллели, этого делать не стоит. Мы пытаемся говорить, например, о том, почему людям стыдно отвечать на вопрос: «Почему ты не говоришь на родном языке?», о том, почему вообще это становится проблемой, почему потерян контакт города и аула?

Читайте также
Если целоваться – то дети народятся

Говоря на эти темы, страшно давать ответы

- Ставя все эти вопросы, вы даете на них ответы?

- Честно скажу, у нас в группе возникают споры по этому поводу. Одна позиция заключается в том, что театр должен давать ответы, потому что пришло время для этого. Но у меня есть ощущение, что говоря на те темы, которые мы затрагиваем, страшно давать ответы. Потому что это будет либо очередное табу, либо какое-то руководство к действию: «Ребята, надо делать так». Но кто мы такие, чтобы давать это руководство? Мы сами участники новейшей истории – как мы можем? Мы рискуем стать попами Гапонами. Но я сужу по себе - уже от того, что готовя этот спектакль, мы поднимали эти вопросы внутри себя, нам самим стало легче выходить в город, строить отношения, понимать окружающих и относиться к ним с доверием, быть более открытыми.

Мы все ждем, что мы уедем на Гоа

- Я знаю, что сюрпризом для зрителей стало не только содержание спектакля, но и актерский состав.

- Да, у нас пополнение в труппе. На сцене задействованы двенадцать человек. При том, что бы обычно их шесть. С нами работают новые артисты. Практически все – выпускники Ярославского театрального института. Все окончили его с красными дипломами и вернулись в страну, в которой они родились и выросли. И сразу попали в тот материал, о котором мы говорим.

- И еще одним новым артистом на площадке АРТиШОКа стал Азиз БЕЙШЕНАЛИЕВ?

Читайте также
Как можно позорить страну

- Да, и Азиз с нами. Мы искали артиста среднего поколения. Я говорю про свое поколение, потому что в нем особенно сильна вот эта инфантильность, стремление спрятаться за идею о гармоничном мире от мира реального. Мы бывшие пионеры, мы выросли на песнях Бориса ГРЕБЕНЩИКОВА, потом попали в перестройку и т.д., но остались подростками: мы все ждем, что кто-то придет и все изменит, или что мы уедем на Гоа. Нам нужен был представитель этого поколения, который при этом имеет серьезную гражданскую позицию. Я очень рада, что это Азиз. Потому что он прекрасный артист. Он пятнадцать минут репетирует, а я уже вижу, что его можно в премьеру пускать. Мне даже неловко было, потому что он пришел работать, а я его не загружаю работой. Он все делает с лету. И на репетициях он всем нам очень помог. Потому что мы очень много времени проводили за разговорами о том, где моя больная точка, чего я хочу, чего хочет мой персонаж? Гамлет говорил про мать: «Она учит меня добру». Вот так же Азиз приходил и учил нас добру, учил нас родину любить, имя свое помнить.

Фото: Абдуазиз МАДЬЯРОВ

Света 0000-00-00 00:00:00
0
Не согласна. Человек может жить в гармонии и не находясь на ГОА. Гармонии внутри: при любом внешнем раскладе. Гармония и гражданская позиция-разные вещи.
mika 0000-00-00 00:00:00
0
Почему и кто решил, что жизнь в ГОА без проблем и сплошная гармония. На взгляд туриста со стороны, да может быть. Но там ведь тоже есть коренное население, у которых возможно проблем не меньше, чем у нас. Однако тенденция пошла в последнее время у нас, все кому не лень начинают пугать отъездом. Может они как крысы, что-то неладное чувствуют, перед тем как покинуть корабль.

Несмотря на заявления официальных лиц, что лишних денег в бюджете нет, правительство вдруг срочно утвердило положение о Национальном пантеоне. Чем вызвана такая спешка?

- Надо учиться у монголов. Новый президент призвал искать не могилу Чингисхана, а офшорные счета монголов за границей.
Кого дозволено уволить Умирзаку Шукееву? 
Дополнительные полномочия по кадровым вопросам глава "Самрук-Казына", похоже, не получил
Избить педофила
Пользователи соцсетей считают героем полицейского, избившего подозреваемого в педофилии на камеру мобильного (видео)
Плетенье чепухи: Российско-украинский конфликт меня угнетает
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Алишер Еликбаев: О Рашеве и не только
Вадим Борейко завершает беседу с известным казахстанским пиарщиком Алишером Еликбаевым в цикле интервью «Лица Казнета»
Занимательная нумерология в казахстанских законах
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Демонтаж диктатуры
Как из недр диктаторского режима появился архитектор новой, демократической Испании – Адольфо Суарес
Про сундет
Традиционно по субботам Ratel.kz публикует новые рассказы кинорежиссера и писателя Ермека Турсунова, которые войдут в его новую книгу
Полиция раскрыла кражу велосипедов у замакима области, но молчит
Дуйсенбая Турганова защищают от ненужного внимания
Суды и законы живут в разных измерениях
Казахстанский суд разрешил чиновникам прятать информацию о деньгах налогоплательщиков
Смерть в АЛЖИРе
Генпрокурору Асанову следует без камер и журналистов ехать в область, район и рвать погоны с мясом самолично
Рецидив Интуриста
Что не так делали до сих пор в Казахстане отели, рестораны, переводчики, валютчики и проститутки?
Дело Кузнецова: где пределы самообороны?
В громком уголовном деле об убийстве возле алматинского ночного клуба «Чукотка» появились новые обстоятельства
Опаснее хакера - только коррупционер с компроматом
Проблема киберугроз и «гибридных» войн не обошла и Казахстан, где хакерским атакам уже подвергались сайты госструктур и финансовых организаций
Отправьте Абаева в районную газету
Каждый довод министра информации и коммуникаций демонстрирует, что он – не журналист
Бабий ветер
Самая ожидаемая рецензия года: Салима Дуйсекова прочитала книгу Баян Есентаевой (Максаткызы) «Баян. Обо мне и не только»
Путь Абаева
Айдос Сарым: У нас не хватает смелости признать очевидную смерть журналистики
ЭКСПО – наша маленькая жизнь
Сеанс разоблачения магии блистательных цифр, греющих чистую есимовскую душу
Джохар Утебеков: Мы не собираемся помирать на коленях
Известный адвокат о том, как Верховный суд политизирует обстановку
Грядет очередная задержка на Кашагане?
Откровенность министра энергетики Каната Бозумбаева очень похожа на подготовку общественного мнения к неприятной новости
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Зачем Boeing-737 притворялся, что он Airbus-340-313
- Если вспомнить кто у Жениса Касымбека отец то многое становится понятнее ;)
Как безнаказанно украсть миллионы
- После публикации в Ратель о проблемах ЖК Юго-восток по поручению зам.генпрокурора Кравченко в Прокуратуре города Астаны создана Рабочая группа для решения этой проблемы. Большое спасибо Болату Абилкасымову за объективное освещение наших проблем...... Будем надеяться все завершиться для всех дольщиков благополучно а виновные понесут реальное наказание
Кайрату Мами вход воспрещён
- После гнусной истории с Какимжановым никаких инвесторов у нас не будет, буржуи не идиоты. ЭКСПО не спасёт, читал зарубежную прессу, там от души потешаются над этим мероприятием.
Аким Бердыбек Сапарбаев пообещал четырем братьям квартиру
- Приятно когда кульминацией материала стала логическим завершением справедливости. Спасибо редакции и всем кто откликнулся и отозвался и не остались в стороне. Можем же когда хотим, делаем же когда можем.
ООН, сюда иди!
- Позорище!!! Вот таков уровень судей в нашем славном конституционном правовом государстве, вот они птенцы из гнезда Мами. Да вряд ли и сам Мами далеко ушел по уровню компетентности от этого ... Стыдобище
В Павлодаре на торги выставили арестованную четырехколесную тачку
- Как же она годна к эксплуатации если колеса в раскорячку, тормозная система отсутствует? Надо комиссионно дефектовать и пригодные части продать отдельными лотами, а непригодные части утилизировать в специализированном предприятии имеющей лицензию. Чиновников выдавших эту дичь включить в комплект к этому имуществу как экипаж!