Карточный домик

2504 просмотров
0
Мадина КУАНОВА
Понедельник, 25 Апр 2016, 10:11

Электронная система оплаты проезда появится в Астане в конце мая

Уже скоро жителям столицы предоставят новый способ оплаты проезда в автобусе. Электронная система оплаты появится в Астане в конце мая. В рамках Программы модернизации транспортного комплекса привычные всем одноразовые билеты меняют на электронные карты. Что же будет в ближайшее время с автобусами, водителями и пассажирами Астаны, Ratel.kz объяснил руководитель центра платежных систем ТОО «Астана LRT» Сергей ПОПОВ.

Сергей ПОПОВ

- На чем специализируется компания ТОО «Астана LRT»?

- Мы являемся управляющей компанией по транспортной системе в Астане. Занимаемся всем процессом пассажирских перевозок. LRT - это система легкорельсового транспорта. Его внедрение одно из главных задач нашей компании. Пока он на стадии разработки. Помимо новой транспортной системы, мы реализуем ряд значимых проектов. Один из них – внедрение электронной системы оплаты проезда в общественном транспорте столицы.

- ТОО «Astana LRT» подотчетна акимату Астаны? Какие у вас отношения с местной исполнительной властью?

- Да, мы являемся подведомственной компанией Управления пассажирского транспорта Астаны. Местный исполнительный орган ставит перед нами важные задачи по внедрению инновационных технологий в сфере транспорта, мы их реализуем согласно всем мировым стандартам.

- Какое участие акимат Астаны принимал во внедрении электронной системы оплаты (ЭСОП)?

- Акимат является непосредственным заказчиком проекта. Астана – визитная карточка нашей страны. Ежегодно сюда стекается огромное количество туристов, гостей. По нашей столице они формируют мнение о всей республике. Поэтому здесь важно обеспечить транспортную доступность, внедрить новые технологии для удобства и комфорта жителей и гостей столицы. Все наши проекты инициированы Управлением пассажирского транспорта и акиматом Астаны. Учитывая международный опыт, я могу сказать точно: если на территории одного города будет несколько платежных систем общественного транспорта, то проект не покажет эффективности. Вся суть в том, что, имея одну карточку, человек может пользоваться услугами всех видов транспорта. Поэтому мы единственный исполнитель этого заказа.

- Кто является источником финансирования проекта ЭСОП?

- В рамках реализации проекта привлекается частный инвестор, за счет механизма государственно-частного партнерства. На данный момент объем инвестиций находится на стадии уточнения.

- В каком состоянии находится разработка ЭСОП? Когда вы планируете ее внедрять?

- Первый этап внедрения электронной системы оплаты проезда запланирован на 31 мая. Он охватит все пригородные и экспресс-маршруты города. Сейчас полным ходом идет установка оборудования в автобусах. Уже оснащено порядка 480 единиц подвижного состава из 880. Городские автобусы будут запускаться поэтапно. У входа в среднюю и заднюю двери автобуса будет установлен валидатор. При входе в переднюю дверь у водительской кабины будет стоять специальное устройство - консоль, на котором также можно будет «провести» карточкой, то есть провалидироваться. Если у пассажира не будет карточки при себе, он сможет расплатиться наличными средствами. Водитель распечатает ему бумажный билет с QR-кодом. Так пассажир без карточки сможет доказать инспекторам службы транспортного контроля, что он действительно оплатил проезд. Это очень важно. Ведь сейчас за неоплату проезда в общественном транспорте полагается штраф в размере 2 МРП.

- Выходит, оплата проезда электронной картой не исключает полностью оплату наличными, как это пытаются делать в Алматы?

- У нас другие принципы работы, нежели у алматинской компании. Для удобства пассажиров мы предоставляем выбор – оплатить проезд электронной картой или наличными средствами. Однако мы все же заинтересованы в переходе людей на электронную оплату, поэтому будет применяться зарубежный опыт мотивации пассажиров, когда оплата наличными будет стоить дороже оплаты картой.

- Как будет называться ЭСОП в Астане?

- Электронная система оплаты проезда будет носить название ASTRA PLAT. Транспортные карты будут называться Astra Card. Здесь ASTRA расшифровывается как Astana Transport Authority.

- Сколько будет стоить электронная карта оплаты проезда?

- Стоимость карты сейчас на этапе утверждения. Об этом будет известно чуть позже. Но уже можно сказать, что мы предусмотрели возможность оплаты проезда тремя способами. Во-первых, наличными. Во-вторых, электронной картой на бумажной основе с ограниченным количеством поездок. Она не пополняется. Например, в ней будет 10 поездок. После десятой можно карточку смело выбрасывать. И третий способ оплаты — это постоянная пластиковая карта. Пассажир может оплачивать ею поездки, время от времени пополняя в специальных кассах.

- Объясните, как работает система оплаты проезда? Кем и как снимаются с карточки средства, когда её прикладывают к валидатору?

- На карточке нет денежных средств, весь расчет идет в поездках. Пассажир покупает поездки. Когда карточку подносят к валидатору, с нее списывается 1 поездка. К примеру, карточки для лифта работают так же. Пополнять поездки можно в специальных пунктах с кассами и в автоматах.

- При пополнении карты кому уходят деньги? Главный бенефициар — это ТОО «Астана LRT»?

- Да. Вырученные средства от реализации транспортных карт идут оператору системы, в Управляющую компанию, то есть в ТОО «Астана LRT». Затем оператор системы направляет средства компаниям-перевозчикам. Разумеется, мы будем удерживать определенный процент от общей суммы на содержание системы. Однако это не имеет значения для потребителей, так как на стоимости проезда и качестве перевозок никак не отразится. Это лишь механизм распределения денежных потоков.

- Глядя на процесс внедрения подобной системы в общественном транспорте Алматы, вы не думали, что астанчане будут также сопротивляться? В Алматы, например, водители и пассажиры устраивали забастовки.

- Можем предположить, что часть жителей Алматы сопротивлялась новой системе из-за невозможности оплатить проезд наличными. А перевозчики утверждали, что несут потери. В нашей системе наличка не отменяется. Мы просто делаем так, что пассажирам будет выгоднее пользоваться картой. Мы предусмотрели дополнительные бонусы, которые пользователь сможет получать от оплаты картой. Оплатив первую поездку, к примеру, человек в течение часа может пересаживаться бесплатно на другие маршруты. Что касается компаний-перевозчиков, то в Алматы возмущались «частники». А в Астане перевозчики, обслуживающие маршруты города, имеют договоры с акиматом. Это значит, что у сторон есть определенные условия и обязательства друг перед другом. Никаких юридических казусов возникнуть не должно.

- Что вы предусмотрели для пассажиров, пользующихся социальными льготами?

- Льготной категории граждан будут выданы именные карты. На них будут фотография владельца карты, имя, фамилия и год рождения. При помощи этой карты они будут фиксировать проезд в автобусах. На этой карточке не будет ни поездок, ни денег. Льготники вообще ничего не будут платить. Эта карта нужна только для того, чтобы зафиксировать проезд. Чтобы мы потом смогли возместить затраты перевозчику.

- Кто будет возмещать затраты за льготников?

- Акимат Астаны. Это предусмотрено в бюджете города. Астана - единственный город Казахстана, где право бесплатного проезда в общественном транспорте предоставлено не только пенсионерам и ветеранам ВОВ, но и многодетным семьям или семьям, потерявшим кормильца. В некоторых городах для пенсионеров и ветеранов войны предусмотрены скидки в 50%. Заблаговременно до внедрения ЭСОП мы организовали фоторегистрацию для льготной категории граждан. В нашу базу были занесены данные около 60 тысяч человек, претендующих на льготы.

- Как новая система защитит водителей от «зайцев»?

- При нашей компании в прошлом году была создана служба транспортного контроля. Инспекторы данной службы будут заходить в автобусы, блокировать валидаторы и проверять карты и одноразовые билеты пассажиров при помощи специальных устройств или путем поднесения карты пассажира к валидатору в режиме «проверка». Это делается для того, чтобы человек, который пытался проехать бесплатно, завидев инспектора, не ринулся оплачивать проезд.

- Вы говорили в других интервью, что кондукторы автобусов с внедрением ЭСОП станут консультантами. В чем будет заключаться их работа?

- Кондукторы действительно переквалифицируются в консультантов. Они будут как прежде находиться в автобусах и объяснять пассажирам, как пользоваться картами проезда, наблюдать, чтобы все пассажиры провалидировались. Когда население привыкнет к электронным карточкам и необходимость в консультантах отпадет, бывшие кондукторы смогут перейти в службу транспортного контроля. Проверка оплаты себя не изживет. Поэтому, необходимость в кадрах будет, без работы они не останутся.

- Кто будет их переобучать в консультантов и за чей счет?

- В центре квалификации специалистов транспорта Астаны. Первый этап обучения работников транспорта начался еще в прошлом году в рамках общей программы переподготовки. С апреля началось усиленное обучение. Это второй этап, в рамках которого кондукторы, водители, инспекторы службы транспортного контроля знакомятся с работой на оборудовании. Данное обучение проводится бесплатно. Однако по итогам обучения сотрудники должны сдать аттестацию. Если результаты будут неутешительными, специалистам необходимо пройти курсы еще раз, но уже за свой счет.

- Какие минусы вы видите в сегодняшней, уже традиционной оплате проезда одноразовыми бумажными билетами?

- Самый большой минус — это отсутствие надлежащего контроля за количеством проданных билетов. Мы называем это теневым оборотом. Люди периодически обращаются в наш контакт-центр, рассказывают, что кондукторы не выдают им билеты, либо требуют их обратно перед выходом пассажира на остановке. Это и есть показатели того, что сегодня система доходов непрозрачна. Это означает, что вырученные средства могут не в полной мере поступать компаниям-перевозчикам.

блогер
Қазсот деген телеарна ашып, букмекерлік контораларды демеушілікке тартып, ставка тігіп отырмайық.
Почему женщину в Казахстане не считают человеком
Государство не станет цивилизованным никогда, если не прекратится насилие над гражданами женского пола
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Зачем Управлению делами президента поле для гольфа
Нацкомпания QazaqGaz избавилась, наконец, от навязанного ей убыточного актива
Португалия – путь к революции
50 лет назад португальская армия вышла из казарм, чтобы совершить революцию, вошедшую в историю под названием "Революция гвоздик"
Бесплатная идея для беспроигрышного стартапа
Разбогатеет тот, кто придумает крышку
Казахи 200 лет назад: смеялись над конокрадами, боялись башкирской судьбы, ограничивали ханскую власть
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Адвокатам Бишимбаева не понравились футболки потерпевших
Защита экс-министра потребовала удалить тех, кто в футболках с надписью "За Салтанат"
Как за четыре часа в Казахстане отменили георгиевскую ленту
К чему привели "невнимательность заполнения и перекопирование неправильного текста в технической спецификации"
Жители Усть-Каменогорска наживались на желании педагогов гарантированно пройти оценку знаний
Предприимчивые горожане брали деньги, заявив о наличии у них возможности оказания содействия в получении сертификатов
Актюбинца незаконно лишили свободы, водительских прав, поставили на учёт в наркодиспансер
Виною всему - непрофессионализм врача-нарколога и неисправный алкотестер
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.