Почему наши театры не могут брать натурой?

1236 просмотров
1
Ольга МАЛЫШЕВА
Пятница, 07 Апр 2017, 16:15

На что делать современное искусство в Казахстане, если государство в него вкладываться не хочет, а бизнес не может

На снимке: Вероника Насальская в спектакле театра ARTиШОК "Аккомпаниаторша". Фото: radiotochka.kz

На что делать современное искусство, если государство в него вкладываться не хочет, а бизнес не может? И больше того – если культурная политика государства такова, чтобы никоим образом не заинтересовать бизнес в финансировании культурных проектов.

Бедный театр

Читайте также
Откровенно об «Откровении»

Концепция «бедного театра» появилась в середине прошлого века в Польше. Режиссер, культуролог и реформатор современного театра Ежи ГРОТОВСКИЙ придумал собственную театральную систему, в которой отказался от музыки, сценографии, костюмов и прочих внешних атрибутов, сосредоточив внимание исключительно на актере.

Таким образом, для функционирования «бедного театра» по Гротовскому необходим только актер и зритель. Но в наших современных отечественных театральных реалиях выражение «бедный театр», особенно когда дело касается театра частного, приобретает буквальный смысл.

В конце февраля этого года алматинские театралы обсуждали только одну тему: невиданный убыток фестиваля исполнительских искусств «Откровение». Директор фестиваля Ольга СУЛТАНОВА (на снимке) объявила, что впервые за четыре года проведения мероприятия она осталась должна своим партнерам 9,5 миллиона тенге. Из них 2 миллиона – чистый минус, то есть те средства, которые ей не удалось найти через от спонсоров. Остальная сумма – непроданные билеты.

Отчего так получилось, что билетов на фестивальные спектакли не продалось больше, чем на семь миллионов, выяснить важно, но в решении вопроса о долгах это не поможет. Султанова во всех интервью повторяет: уже два года подряд государство открещивается от единственного в стране фестиваля современного театра, в качестве поддержки предлагая лишь информационную, и то – размещение пресс-релиза на сайте управления культуры Алматы. А между тем, именно это управление в первые два года выделяло значительные суммы на привоз зарубежных театров.

Но самое грустное, что это первый год, когда денег не дает и бизнес. Как рассказывает продюсер фестиваля, за время поисков средств бизнесмены ей отказали не только в финансировании «Откровения», но и просто в том, чтобы дать денег в долг.

Читайте также
«Ұят»: бес стыда

Чтоб никто не догадался

Не раз приходилось слышать о том, что бизнес, если и дает некоторые суммы на поддержку культурных проектов, предпочитает это не афишировать. Мол, тогда все узнают, что у меня есть деньги, а зачем мне это надо.

Яркий пример тому – краудфандинговая акция театра ARTиШОК «Театру нужен воздух», когда команда собирала средства на то, чтобы обеспечить театральный подвальчик системой кондиционирования. Тогда свои небольшие вклады сделали несколько частных компаний, зрители театра, но за вентиляцию в конечном итоге заплатил один человек – бизнесмен из Новосибирска, который не назвал свое имя прессе. Когда дело касается отечественных бизнесменов, такие ситуации тоже случаются.

Чуть ли не единственный пример открытой поддержки бизнесом театра – «Жас Сахна». Но ситуация там в корне другая: бизнесвуман Жанна ОМАРОВА, владелица сети мебельных салонов «Жанна», вложила собственные средства не просто в театр, а в мемориал своему отцу, режиссеру Байтену ОМАРОВУ.

Театр «Жас Сахна» имени Байтена Омарова расположен в удачном районе – в центре Алматы, на линии метро. Ему отвели место на цокольном этаже мебельного салона, а сам зал, визуально и по оснащению, объективно один из лучших в мегаполисе.

Читайте также
Разия Хасанова: Я до сих пор боюсь танцевального зала

С протянутой рукой

У некоторых же независимых театральных команд собственного помещения нет вообще. Театральный продюсер Разия ХАСАНОВА, автор спектаклей «Любовница» и «Другая Дюймовочка», вынуждена брать сцены в аренду. Но ее пример – один из немногих удачных в перечне небогатых частных театров.

Продавая билеты по алматинским меркам задорого, Хасанова собирает аншлаг за аншлагом и позволяет прилично зарабатывать своим артистам. Больше того, она повторяет, что считает ниже своего достоинства просить деньги у меценатов: ее театр – это ее бизнес, и бизнес вполне доходный. Другое дело, что оба спектакля Хасановой с трудом можно назвать современным театром, это ближе к антрепризному движению, массовой культуре.

Однако, нельзя забывать, что на первый спектакль, «Любовницу», Разия Хасанова получила грант общественного фонда.

Такие фонды, а также культурные миссии, несут на себе громадную нагрузку, когда дело касается поддержки современного искусства в Казахстане.

Читайте также
Песня про зайцев Арыстанбека Мухамедиулы

Львиная доля важных проектов, особенно в области театра, в последние годы создана на средства Фонда Сорос-Казахстан, Британского Совета, Гете-Института, фонда Фридриха Эберта, ЮНЕСКО. 

Особняком здесь стоит Россотрудничество, которое хоть и поддерживает по большей части государственные русские театры в Казахстане, но сейчас с российской культурной миссией ведет переговоры театр «Дом Q», который ищет средства, чтобы привезти свой спектакль «Причины жить» в Москву и попасть в программу мероприятий празднования 125-летия со дня рождения Марины ЦВЕТАЕВОЙ.

Без денег, но с алкоголем

Главная причина, отчего бизнес не стремится финансировать культуру - отсутствие видимых мотиваций и внятного профита. От инвестиций в искусство в казахстанских условиях частные компании не только не получат заметных преимуществ, но и элементарно – заработают убытки. Есть еще и причина, уже обозначенная выше: в давно культивируемой традиции укрытия доходов есть вероятность эти самые доходы рассекретить.

Но всем известна другая истина: практически всегда положительный ответ можно получить на просьбу помочь «натурой» – когда дело касается, например, алкоголя. В свете принятия закона о запрете на рекламу такой продукции, сотрудничество с организаторами мероприятий и событий остается одним из немногих способов промоушна для алкогольных брендов. Поэтому культурные акции часто могут проходить хоть и небогато, но весело.

Читайте также
Кто хочет сделать Алматы культурной провинцией?

А как на Западе?

В то же время, в мире существует масса моделей, которым можно следовать в выстраивании модели отношений между государством, бизнесом и культурой. В странах Европы, например, предприятия, которые оказывают меценатскую помощь, получают послабления по уплате налогов: в Германии налоги для компаний в случае поддержки проектов могут быть уменьшены на треть, во Франции почти на две трети.

Быть открытым меценатом на западе почетно, престижно и выгодно. К примеру, в США налоговые льготы зависят и от статуса принимающей организации – так, для открытых фондов они выше, для закрытых – ниже.

В Казахстане же не раз за годы независимости обсуждались проекты законов о культуре, куда предлагали внести пункт о льготах для компаний, вкладывающих деньги в финансирование культурных проектов. Но до сих пор никаких ощутимых бонусов бизнес за это не имеет, больше того - в мировых рейтингах по уровню развития благотворительности и меценатства наша страна не входит даже в первую сотню.

Пэтривот 2017-04-07 17:36:25
0
Большинство театров сейчас на уровне школьной художественной самодеятельности. Я не ханжа,но их развелось столько,сколько и не нужно.Об актерах разговор особый.Раньше поступить в театральные учебные заведения было под силу одаренным единицам,а сейчас все считают себя главными и необычайными.
Русланчик (вице-министр национальной экономики Руслан Даленов – Ред.), ты так на меня смотришь, как будто в первый раз меня увидел.
Серик Ахметов вышел из колонии
Оставшиеся четыре года наказания экс-премьер-министру заменили на ограничение свободы
Контрцикличная профанация
Деньгами будущих поколений покрывают непрофессионализм нынешнего правительства
Досым Сатпаев: Боишься – не делай, делаешь – не бойся
Невозможно создать ни одно по-настоящему конкурентоспособное государство, если его базисом не является культура
Кто сильнее: слон или кит?
Нефтяные поля Казахстана – пашут только свои
Трусы мужские – қорқақтар еркек
Когда речь идет о латинизации, о переходе на казахский в государственном масштабе, важно не потерять на этом пути то, что было наработано столетиями
Марат Толибаев: Хочу заступиться за Владимира Божко
Известный в социальных сетях автор считает, что вице-спикеру приписали абсурдные мысли
Раздвоение путеводной звезды
С кем себя хочет сравнить Казахстан в области прав человека – с Узбекистаном и Таджикистаном или с 30 развитыми странами мира?
Информация как дефицит
Почему значительное число наших предпринимателей несет дополнительные издержки, препятствующие развитию бизнеса
Все будет как всегда. Но может быть и хуже
Поправки в Закон о СМИ – удавка на шее журналистов
Терра
Внимание, спойлер. Если вы намерены смотреть фильм «Оралман» режиссёра Сабита Курманбекова, текст не рекомендуется к прочтению
Предпосылка для Байбека
Беспричинно можно любить глупую девушку, вредную кошку или партию «Нур Отан», а все остальное должно иметь какую-то логику
О чем говорили два шакала
Как правильно устроить вакуум в голове
Взятка открытым переводом
За что задержаны экс-глава «Казавиаспаса» Малик Досымбеков и бывший гендиректор «Казавиалесоохраны» Толеугазы Сексенбаев
Некосмический Байконур
Айдан Карибжанов побывал в Байконуре и увидел в нем Венецию
Пятерня может сжаться в кулак
Будет ли реанимирован Союз центральноазиатских государств?
Плетенье чепухи: Личные вкусы историков отвращают меня от истины
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Врать надо с прибылей, а не с убытков
В потоке информации о ситуации с Национальным фондом может заблудиться даже профессионал, не говоря уже о простых гражданах нашей страны
Терра
Внимание, спойлер. Если вы намерены смотреть фильм «Оралман» режиссёра Сабита Курманбекова, текст не рекомендуется к прочтению
Айдос Сарым: Арестовывать сорок казахов и ни одного индуса - это ошибка
Политолог считает, что в конфликте в "Абу Даби Плаза" виноваты индусы и их работодатели
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Джохар Утебеков: Нет исключений, позволяющих полицейским пытать людей!
Свобода от пыток - одно из абсолютных прав человека, которая не подлежит ограничениям ни при каких условиях
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Правительство ищет казахов по всему миру
- "База успешных ученых – мы хотим иметь связь. " Их еще найти надо. Начните с базы бездарностей: и ученых, и чиновников, и артистов. Здесь работы непочатый край!
Еще один казахстанский многоженец проживает в Алматинской области
- Конституцию применяем выборочно. Законы - тоже выборочно. И даже традиции ислама тоже применяем выборочно!!! Не думаю, что большинство наших мусульман выскажутся за забивание камнями насмерть за супружескую измену. А ведь это норма шариата... И нечего к Байбеку придираться... Приплыли. Выборочное применение закона - НОРМА ЖИЗНИ в Казахстане! И никакого когнитивного диссонанса!
Хиджаб раздора
- Однозначно - права администрация школы. Вне всякого сомнения. У нас по Конституции Казахстан - светсткое государство. Кроме того, школа есть государственное учреждение. С установленной единообразной формой одежды. Поэтому будьте так добры - соблюдайте в школе установленнцую эту самую форму одежды. а дома - ходите в чём хотите, хоть голыми. Всё. И нех тут демагогию разводить. Хотите учиться и при этом носить религиозную форму одежды - идите в медресе и учитесь там. Всё.
О чем говорили два шакала
- Всегда считал и до сих пор считаю лучшим школьным учебником физики - 3-хтомник Григория Ландсберга. Не знаю кто и когда его переведет на казахский. ...
О чем говорили два шакала
- С кириллицей живем почти 80 лет. В этот период пришла массовая грамотность казахов и была создана основная масса письменных произведений в казахской культуре в широком её понимании. И почему должны от всего этого отказаться? Ежегодно 160 - 200 тысяч детей заканчивают казахские школы. Половину примут отечественные ВУЗы, а куда поедут учиться остальные? Западное образование смогут позволить единицы. Или нас обрекают стать нацией охранников, грузчиков и т.п.?
Хотят ли банки обвалить тенге
- Есть и другое обоснование роста курса тенге, например Резервы Нац.фонда у нас в долларах, соответственно высокий курс доллара помогает продавать Нац.фонду доллар за тенге на внутреннем рынке дороже и тем самым закрывать нехватку бюджета. Экспо завершилось, денег в бюджете нет, где взять деньги? Ответ лежит на поверхности, на внутреннем рынке, то есть с карманов казахстанцев, доллар верх -народ срочно бежит в обменники скупать капусту
Родова
- Какой слог, слова, как жемчужины, как драгоценности, каждое задевает какую-то струнку. не ни одного лишнего ненужного ради красоты словца. Это настоящая литература. это настоящий писатель. Читать - одно удовольствие. Такое же чувство вызывает Ермек Турсунов. Как здорово, что у нас есть такие.