Қаз   Рус

Почему наши театры не могут брать натурой?

1251 просмотров
1
Ольга МАЛЫШЕВА
Пятница, 07 Апр 2017, 16:15

На что делать современное искусство в Казахстане, если государство в него вкладываться не хочет, а бизнес не может

На снимке: Вероника Насальская в спектакле театра ARTиШОК "Аккомпаниаторша". Фото: radiotochka.kz

На что делать современное искусство, если государство в него вкладываться не хочет, а бизнес не может? И больше того – если культурная политика государства такова, чтобы никоим образом не заинтересовать бизнес в финансировании культурных проектов.

Бедный театр

Читайте также
Откровенно об «Откровении»

Концепция «бедного театра» появилась в середине прошлого века в Польше. Режиссер, культуролог и реформатор современного театра Ежи ГРОТОВСКИЙ придумал собственную театральную систему, в которой отказался от музыки, сценографии, костюмов и прочих внешних атрибутов, сосредоточив внимание исключительно на актере.

Таким образом, для функционирования «бедного театра» по Гротовскому необходим только актер и зритель. Но в наших современных отечественных театральных реалиях выражение «бедный театр», особенно когда дело касается театра частного, приобретает буквальный смысл.

В конце февраля этого года алматинские театралы обсуждали только одну тему: невиданный убыток фестиваля исполнительских искусств «Откровение». Директор фестиваля Ольга СУЛТАНОВА (на снимке) объявила, что впервые за четыре года проведения мероприятия она осталась должна своим партнерам 9,5 миллиона тенге. Из них 2 миллиона – чистый минус, то есть те средства, которые ей не удалось найти через от спонсоров. Остальная сумма – непроданные билеты.

Отчего так получилось, что билетов на фестивальные спектакли не продалось больше, чем на семь миллионов, выяснить важно, но в решении вопроса о долгах это не поможет. Султанова во всех интервью повторяет: уже два года подряд государство открещивается от единственного в стране фестиваля современного театра, в качестве поддержки предлагая лишь информационную, и то – размещение пресс-релиза на сайте управления культуры Алматы. А между тем, именно это управление в первые два года выделяло значительные суммы на привоз зарубежных театров.

Но самое грустное, что это первый год, когда денег не дает и бизнес. Как рассказывает продюсер фестиваля, за время поисков средств бизнесмены ей отказали не только в финансировании «Откровения», но и просто в том, чтобы дать денег в долг.

Читайте также
«Ұят»: бес стыда

Чтоб никто не догадался

Не раз приходилось слышать о том, что бизнес, если и дает некоторые суммы на поддержку культурных проектов, предпочитает это не афишировать. Мол, тогда все узнают, что у меня есть деньги, а зачем мне это надо.

Яркий пример тому – краудфандинговая акция театра ARTиШОК «Театру нужен воздух», когда команда собирала средства на то, чтобы обеспечить театральный подвальчик системой кондиционирования. Тогда свои небольшие вклады сделали несколько частных компаний, зрители театра, но за вентиляцию в конечном итоге заплатил один человек – бизнесмен из Новосибирска, который не назвал свое имя прессе. Когда дело касается отечественных бизнесменов, такие ситуации тоже случаются.

Чуть ли не единственный пример открытой поддержки бизнесом театра – «Жас Сахна». Но ситуация там в корне другая: бизнесвуман Жанна ОМАРОВА, владелица сети мебельных салонов «Жанна», вложила собственные средства не просто в театр, а в мемориал своему отцу, режиссеру Байтену ОМАРОВУ.

Театр «Жас Сахна» имени Байтена Омарова расположен в удачном районе – в центре Алматы, на линии метро. Ему отвели место на цокольном этаже мебельного салона, а сам зал, визуально и по оснащению, объективно один из лучших в мегаполисе.

Читайте также
Разия Хасанова: Я до сих пор боюсь танцевального зала

С протянутой рукой

У некоторых же независимых театральных команд собственного помещения нет вообще. Театральный продюсер Разия ХАСАНОВА, автор спектаклей «Любовница» и «Другая Дюймовочка», вынуждена брать сцены в аренду. Но ее пример – один из немногих удачных в перечне небогатых частных театров.

Продавая билеты по алматинским меркам задорого, Хасанова собирает аншлаг за аншлагом и позволяет прилично зарабатывать своим артистам. Больше того, она повторяет, что считает ниже своего достоинства просить деньги у меценатов: ее театр – это ее бизнес, и бизнес вполне доходный. Другое дело, что оба спектакля Хасановой с трудом можно назвать современным театром, это ближе к антрепризному движению, массовой культуре.

Однако, нельзя забывать, что на первый спектакль, «Любовницу», Разия Хасанова получила грант общественного фонда.

Такие фонды, а также культурные миссии, несут на себе громадную нагрузку, когда дело касается поддержки современного искусства в Казахстане.

Читайте также
Песня про зайцев Арыстанбека Мухамедиулы

Львиная доля важных проектов, особенно в области театра, в последние годы создана на средства Фонда Сорос-Казахстан, Британского Совета, Гете-Института, фонда Фридриха Эберта, ЮНЕСКО. 

Особняком здесь стоит Россотрудничество, которое хоть и поддерживает по большей части государственные русские театры в Казахстане, но сейчас с российской культурной миссией ведет переговоры театр «Дом Q», который ищет средства, чтобы привезти свой спектакль «Причины жить» в Москву и попасть в программу мероприятий празднования 125-летия со дня рождения Марины ЦВЕТАЕВОЙ.

Без денег, но с алкоголем

Главная причина, отчего бизнес не стремится финансировать культуру - отсутствие видимых мотиваций и внятного профита. От инвестиций в искусство в казахстанских условиях частные компании не только не получат заметных преимуществ, но и элементарно – заработают убытки. Есть еще и причина, уже обозначенная выше: в давно культивируемой традиции укрытия доходов есть вероятность эти самые доходы рассекретить.

Но всем известна другая истина: практически всегда положительный ответ можно получить на просьбу помочь «натурой» – когда дело касается, например, алкоголя. В свете принятия закона о запрете на рекламу такой продукции, сотрудничество с организаторами мероприятий и событий остается одним из немногих способов промоушна для алкогольных брендов. Поэтому культурные акции часто могут проходить хоть и небогато, но весело.

Читайте также
Кто хочет сделать Алматы культурной провинцией?

А как на Западе?

В то же время, в мире существует масса моделей, которым можно следовать в выстраивании модели отношений между государством, бизнесом и культурой. В странах Европы, например, предприятия, которые оказывают меценатскую помощь, получают послабления по уплате налогов: в Германии налоги для компаний в случае поддержки проектов могут быть уменьшены на треть, во Франции почти на две трети.

Быть открытым меценатом на западе почетно, престижно и выгодно. К примеру, в США налоговые льготы зависят и от статуса принимающей организации – так, для открытых фондов они выше, для закрытых – ниже.

В Казахстане же не раз за годы независимости обсуждались проекты законов о культуре, куда предлагали внести пункт о льготах для компаний, вкладывающих деньги в финансирование культурных проектов. Но до сих пор никаких ощутимых бонусов бизнес за это не имеет, больше того - в мировых рейтингах по уровню развития благотворительности и меценатства наша страна не входит даже в первую сотню.

Загрузка...
Пэтривот 2017-04-07 17:36:25
0
Большинство театров сейчас на уровне школьной художественной самодеятельности. Я не ханжа,но их развелось столько,сколько и не нужно.Об актерах разговор особый.Раньше поступить в театральные учебные заведения было под силу одаренным единицам,а сейчас все считают себя главными и необычайными.
министр энергетики
- Есть круче анекдот. Министр энергетики вызывает к себе своего зама и говорит: "Ты понимаешь, почему цена на бензин поднялась?". Тот отвечает: "Потому что себестоимость поднялась, из России импортировали и так далее". А министр ему: "Объяснить я и сам могу. Я понять не могу".
Бандитская Караганда: папа все решит
Зачем Кукумбаев давал полицейскому Галиму кататься на своей машине, и как тот решал его проблемы
Уволенного премьером чиновника простил Сауат Мынбаев
Данияр Берлибаев, обвиненный в бензиновом кризисе, вернулся в «КазМунайГаз»
Не борат ты мне!
Казахстан продолжает настойчиво сражаться с давно «вышедшим в тираж» персонажем британского комика
Уход патриарха
Вечером во вторник, 21 ноября, 93-летний президент Зимбабве Роберт Мугабе, не дожидаясь импичмента, подал в отставку
Три задачи нового президента Кыргызстана
На пятницу, 24 ноября, намечена инаугурация нового президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова
Контроль и учет как способ построения демократии
Когда наше государство собирается развивать общественную сферу - жди надзора и ограничений
Стоит ли спасать проблемные банки?
Важнейшая задача государства – поддерживать доверие населения, бизнеса, общества в целом к банковской системе
Плетенье чепухи: Урусов в драке не одолеть
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Педагогическая поэма
Папе девяносто лет. У него почти нет зрения и слуха. Он не слышит ни этой глупости и не видит этой тупости. Маразма, который простирается вокруг
Дефолт покажет, кто где деньги держал
ЕНПФ вложил 50 млрд тенге в облигации Bank RBK и почти 2,7 млрд тенге хранит на его депозитах, но иски о возврате, по данным Ratel.kz, пока не предъявил
Как казахи провожали и встречали невесту
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Новый скандал на Хоргосе
Почему на приграничной территории перестают работать законы
Не смейтесь над Байбеком
Напрасно аким Алматы оказался мишенью всех шутников страны
Хрен всё знает
В социальных сетях появились фотографии некоего продуктового набора якобы стоимостью 500 тенге с биркой «Ланч Байбек»
Ставка больше, чем жизнь
Почему банки не выдают кредиты
Потерянные миллиарды
Те, кто государственные деньги в банки клал, должны разделить ответственность с теми, кто их потерял
Чужая смерть
Жуткие приступы мизантропии из-за обычных людей, живущих в вечном страхе и неспособных помочь в трудную минуту другим
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Как правильно уничтожить рыночную экономику
- Чтобы уничтожить экономику - достаточно вынести неправосудное решение суда и формально ликвидировать работоспособных предприятий, и без террористов разрушат до основания.
Ашаршылық. Искусство забвения
- Гульнар, меня не отпускает Ваш рассказ. Впервые признание о людоедстве ( страшно писать это слово, но другим его не заменишь). В нашей семье тоже есть такой рассказ, менее трагичен, но связан именно с этим ужасом. Пару лет назад я его тоже описала на странице одного издания, должна была это сделать. Много свидетельств ушло безвозвратно, жертвам нелегки эти признания. Да и не поощрялось. Думаю, и вам непросто было найти слова. Вы молодец.
Государство не смогло забрать у сестры Бергея Рыскалиева гостиницу
- Говорят Кина нет!Чем не кино?Братьев награждали орденами.Управляли они областью с нефтеперерабатывающим заводом, а дорог асфальтированных в той стороне вообще нет,только в городе. Прикрол,что еще один олигарх сидит пьет свое иссыкское вино. деньги получил на строительство дороги,аони закончились еще на стадии покрытия.Как считали,как он выиграл тендер? Зато сми должны уплатить 55 млн за моральный и за какой-то материальный ущерб. Многосерийное кино
Рузский мир
- Учитель - это призвание! Нужно уже сегодня начать делать жесткий отбор и в эту профессию принимать только по таким параметрам, как любовь к детям, к преподаванию, умение отдавать.а не только впитывать материал. В институтах на комиссии должны быть и психологи, которые будут выявлять будущих настоящих учителей. И это не только языковедов касается. А всех учителей. А то зачастую в профессию идут от безысходности и желания иметь просто всегда кусок хлеба. А страдают потом дети
Что лежит под клавиатурой?
- Аффтар написал страшилку. В Юникоде есть и латинские буквы, есть и апострофы. Лучше бы Аффтар написал, что в ИМЕНАХ САЙТОВ и в адресах ЕМАЙЛ нет, не было и не будет апострофов в качестве допустимых символов. Для особо умных абисняю - не будет сайтов типа qo'qsag'yz.kz, придется писать по старинке - koksagyz.kz. Не будет емайлов типа s'as'y'@mail.ru, придется писать shashu@mail.ru. Ну и смысл тогда в нововведении?
Приятного просмотрика, Бауке!
- Уважаемая, Салима! Люблю читать Ваши стати, да вообще Ратель это единственное читабельное издание в стране к сожалению или к ... ?