Оправданная считает, что настоящего виновника трагедии увели от ответственности
25 марта Айтекебийский райсуд полностью оправдал Савину ЖАКСАЛЫКОВУ с формулировкой “за отсутствием состава преступления”.
21 февраля 2023 года, вместе с мужем и тремя детьми двух, пяти и семи лет, они ехали со свадьбы. Савина была за рулём. На 921 километре трассы Актобе-Шымкент её машина столкнулась с фурой, которая, заняв её полосу и выехав на обгон “КАМАЗа”, не рассчитав расстояние, допустила столкновение с Mitsubishi под управлением Савины. Всё, что было после удара, Савина прокручивает в голове каждый день. Столкновение произошло при заносе, после того как она, увидев опасность, применила экстренное торможение. Час после аварии, пока ехала “скорая”, Савина сидела на проезжей части дороги, прижимая к себе младшего ребёнка, который был жив, а двое лежали рядом с ней. Супруга Савины долго не могли извлечь из покорёженного авто. По показаниям очевидцев, её муж умер сразу после столкновения. Полиция, приехавшая на место аварии, не дала проезжавшим мимо водителям отвезти детей в больницу. Фото с этого ДТП облетело все соцсети. А полиция, комментируя аварию, назвала Савину виновной в этом происшествии.
Следствие обвинило Жаксалыкову в том, что она на скользком участке дороги ехала с превышением скорости, и на её машине были летние шины. Как было сказано в обвинительном акте: “Жаксалыкова, проявляя преступную самонадеянность, предвидя возможность наступления общественно-опасных последствий своих действий, но легкомысленно рассчитывая на их предотвращение, не обеспечила безопасность своего движения. Не справившись с рулевым управлением на обледенелом участке дороги, выехала на полосу, предназначенную для встречного движения, вследствие чего допустила столкновение с грузовой автомашиной марки VOLVO-FH с прицепом марки MERKER под управлением гражданина Республики Кыргызстан Инфурова Рамазана Мухармеевича, который двигался во встречном направлении”.
Это обвинение развалилось в суде. Машина, за рулём которой была Савина, двигалась по своей полосе. А водитель VOLVO-FH выехал на встречную полосу с маневром обгона на подъём, когда ему была ограничена видимость, установил суд. Жаксалыкова, увидев опасность, экстренно применила торможение. Как было установлено в суде, после этого её машину занесло на встречную полосу. То, что с самого начала полиция вела следствие односторонне, было очевидно. Схема ДТП была составлена с нарушениями: в эту схему не был внесён водитель “КАМАЗа”, который ехал впереди фуры. Водитель “КАМАЗа” дал показания, что прицеп VOLVO-FH при столкновении был на полосе, по которой ехала машина Савины, то есть на встречной полосе. Игнорировало следствие и показания двух других свидетелей, которые ехали за машиной Савины. Они говорили, что в момент ДТП водитель фуры не завершил свой манёвр обгона, и они вынужденно объехали прицеп автопоезда по обочине. Услышав звук удара, они развернулись, остановив свою машину возле “КАМАЗа”, который остановился в нескольких метрах от покорёженного авто Жаксалыковой. На свидетелей во время расследования оказывалось давление; адвокат обращалась с жалобами, в которых писала, что их показания полисмены всё время искажали. Но на её жалобы ни органы полиции, ни прокуроры не ответили.
Прокурор утверждал, что ответы адвокату были отправлены. Как оказалось, это были отписки о том, что жалобы адвоката прокуроры направили тем, на кого адвокат жаловалась, то есть полицейским. Кроме того, было установлено, что на VOLVO-FH были летние шины, это подтвердили допрошенные в суде эксперты. Куда делись из дела показания водителя фуры, которые он дал в день ДТП полицейским, так и осталось неясным. Также в суде подтвердилось, что медицинское освидетельствование водителя фуры было проведено с нарушениями: его освидетельствовали только спустя семь часов, процедуру проводила проводила медсестра, которая не имела на это права. Также в суде выяснилось, что заместитель начальника отдела полиции Айтекебийского района Алдабергенов делал запрос по поводу шин на машине Жаксалыковой. В этом запросе полицейский, почему-то, исказил маркировочные данные шин. Из-за этого был получен ответ, что шины на машине Савины были летние, тогда как на самом деле было установлено, что они были всесезонными и на них можно было ездить зимой.
- Если бы полиция в своём запросе указала маркировку шин полностью - Triangl Radial 265/70 R16 112Т M+S, M+S (Mud + Snow), ответ был бы, что эта маркировка означает “грязь плюс снег” и, значит, что шины всесезонные. И это не единственный пример, когда в течение всего времени следствия в отношении Жаксалыковой не соблюдалась объективность и полнота расследования. Было похоже, что полиция однозначно решила сделать Савину виновной, вопреки фактам, которые говорили об обратном. Иначе как объяснить, что не был изъят тахограф, контрольное устройство режима труда и отдыха водителей? По тахографу можно было установить фактическую скорость фуры. Следствием игнорировались показания свидетеля-водителя “КАМАЗа”, который был на месте ДТП и который вынужденно снизил скорость и затем остановил свою машину. Он дал письменные показания и показания на видеокамеру одного из сотрудников полиции о том, что в ДТП виновата фура, которая, по его словам, выехала на обгон и не успела его завершить, допустив столкновение с автомобилем, в котором ехала Жаксалыкова с семьёй. Видеозапись с показаниями этого свидетеля появилась в деле только спустя четыре месяца после начала следствия, после неоднократных жалоб. Мы не раз были на приёме у начальника департамента полиции области Абая ЖУСУПОВА. Ему мы не раз говорили о том, что его подчинённые неверно составили схему ДТП. Но нас услышал только суд. Ни Жусупов, ни прокуроры, к которым мы тоже обращались за помощью, нас не слышали. Из-за неправильно составленной схемы происшествия и неправильной юридической оценки моя подзащитная оказалась незаконно на скамье подсудимых, - прокомментировала приговор адвокат Савины Жаксалыковой Нурсулу ДАУЛТАЕВА.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!