Царство раздробленности

8698 просмотров
0
Марат АСИПОВ
Понедельник, 19 Окт 2015, 09:51

Как скоро Казахстан распадется на автономии?

Тридцать лет назад из затерянного в пустыни поселка Уланбель Мойынкумского района Джамбульской области можно было улететь на самолете в Джамбул. Да, это был «кукурузник» АН-2, в котором нещадно трясло. Он летел пару часов, делал несколько посадок по дороге, но это было все равно быстрее и безопаснее, чем на автомобиле. А уж из Джамбула можно было выбраться практически в любую точку Казахстана и даже СССР. Конечно, самолет из Уланбеля летал не каждый день, если мне не изменяет память, несколько раз в неделю можно было выбраться на большую землю по воздуху.

Спустя три десятилетия мы имеем 20 аэропортов, причем каждый второй – международный.

Но вы никогда не попадете в Талдыкорган из, например, Усть-Каменогорска, если только не полетите через Астану.

Если вам вдруг понадобится объехать западную часть Казахстана, то это будет очень непростая задача. До Костаная еще можно долететь из Алматы или Астаны, но из Павлодара – никогда. А чтобы из Костаная добраться в Актобе, придется ехать поездом целых 15 часов, далее в Уральск – еще 13 часов по железной дороге. В Атырау – пять часов на такси. Оттуда, правда, можно лететь в Актау, Алматы, Астану.

Выбраться из Балхаша, где был вполне приличный аэропорт, откуда можно было улететь в Аркалык, сегодня сложнее, чем когда-то из Уланбеля.

Все реформы в авиации, куча авиакомпаний, высокие статусы аэропортов никак не упростили логистику. Чтобы облететь страну, придется все время возвращаться либо в Алматы, либо в Астану – только два этих города поддерживают регулярное авиасообщение с другими областными центрами страны. За этими рейсами и охотятся авиаперевозчики, толкаясь и интригуя в столичных кабинетах. Авиасообщение между городами, судя по всему, мертвая тема.

Тут можно долго размышлять о парадоксах. Почему, к примеру, нет спроса на рейсы между Атырау с дорогими продуктами питания и Жабылской областью, богатой сельзхозпродукцией?

Тадыкорганцы могли бы что-то поставлять в Актау, где вообще ничего не растет.

Если в 80-х можно было утром вылететь из Алматы и до полуночи добраться до поселка Тургай, то сегодня алматинец несколько раз подумает: а не проще ли ему с комфортом слетать в Таиланд, что по времени и деньгам может оказаться и дешевле, и быстрее, чем почти сутки по плохой дороге трястись в автомобиле?

Потому что в наше время быстрее долететь из Шымкента в Шарджу, чем перекладными самолетами добираться в Атырау.

Это означает, что жители страны отдаляются друг от друга. Есть центр – Астана, где решаются все вопросы, но горизонтальные связи между регионами практически полностью разрушены. Малый и средний бизнес не будет тратить несколько суток на то, чтобы открывать для себя новые рынки и возможности в другой области.

Нет у меня уверенности, что широко рекламируемая авиакомпания Qazaq Air восполнит пробелы. Едва родившаяся компания уже окутана шлейфом скандалов, из-за огласки которых, возможно, и заблокировали наш сайт.

А раз нет сообщения между людьми – нет общности интересов. Жителю восточной части страны легче познакомиться с костанайцем где-нибудь в Алматы, чем встретить его на улице своего Усть-Каменогорска, куда тот может добраться только по совсем крайней надобности.

Патриотично настроенный житель Шымкента, случись что, просто не доберется до Петропавловска. Пока волонтер приедет для оказания помощи при стихийном бедствии или другому какому делу, уйдет драгоценное время и подмога может просто запоздать. Для родившихся в Усть-Каменогорске парня или девушки, жители Актау – люди с другой планеты, вся общность с которыми ограничивается лишь одной записью в паспорте.

Уже сегодня республиканские издания сократили до минимума свои тиражи в регионах. При низкой плотности населения, отсутствии горизонтальных связей теряются экономические, культурные, межнациональные и просто человеческие связи. Мы становимся не интересны друг другу, и на каком-то этапе возникнет вопрос, зачем, к примеру, атыраусцам, беспокоиться о жителях Павлодара, с которыми их вообще уже давно ничего не связывает?

Даже в маленьком Израиле все школьники, военнослужащие и студенты отправляются в экскурсии по стране.

А казахстанцам проще посетить Иерусалим, чем добраться до комплекса Бекет-ата, Бурабая и могил великих предков, разбросанных по всей стране. Мы теряем не только связи между собой, но и связь со своими корнями.

 

экономист
21-ші ғасырда судан құм толған қаппен қорғану деген сөз, жұрттар дронмен атысып жатқанда біз таспен атыса береміз дейтін бірдеңе емес пе?
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Казахстан резко повышает ставки
Переплюнут ли инвесторы Кашагана компанию ВР?
Неудобные, но обоснованные вопросы об алматинских дорогах
Пришла весна и в Алматы обнажаются дорожные ямы
Запад vs Китай: от de-risking до decoupling
Новый тренд уже сейчас важно учитывать Казахстану в расчётах по использованию своего географического потенциала для транзита китайских товаров в Европу
"Одно из самых практичных изобретений, которое когда-либо сделал человек": что писали про юрту в России и Европе
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Унитазы в судьбе экс-министра нацэкономики Казахстана
Как чья-то воля свыше переиграла крутых политтехнологов Куандыка Бишимбаева
Как акимат Алматы в 2024 году будет покупать квартиры на 61,4 млрд тенге у Qazaq Stroy
Управление строительства города взыскало с ТОО "ПКС" 931 млн тенге неустойки по договорам 2023 года
В области Абай увеличат пропуск людей и грузов из КНР
Для этого усиленными темпами модернизируют и расширяют пункт пропуска "Бахты"
Женщину-врача зарезал ухажёр-абьюзер
Рано утром он залез к ней домой через балкон
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.