
В профильном ведомстве говорят: их требования законны
В последнее время посетители точек общественного питания стали жаловаться на отсутствие меню на государственном языке. Об этом рассказал руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей Жетысуской области Едил ЗАЙТБЕКОВ. По его словам, бизнесмены не редко игнорируют и закон о защите прав предпринимателей.
- Меню в ресторанах, кафе, столовых и других местах питания в соответствии со статьей 24 закона “О защите прав потребителей” должно содержать информацию о товаре, работе, услуге, а также о продавце, изготовителе и исполнителе на казахском и русском языках. Это требование заложено и в другом законе - "О языках в Республике Казахстан". Как выяснилось на практике, владельцы бизнеса предъявляют меню только на русском языке, а со стороны потребителей поступают жалобы на то, что они не указаны на государственном языке.
Еще один актуальный вопрос - возможность написания жалоб потребителями. Во 2-м пункте статьи 33 закона “О защите прав потребителей" сказано: продавец, изготовитель, исполнитель обязан в месте реализации товара, выполнения работы, оказания услуги размещать контактные данные уполномоченного органа и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров, а также информацию о праве потребителя обратиться к ним или в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов, - пояснил Зайтбеков.
По заверениям защитников прав потребителей, в последнее время в увеселительных заведениях, на базах отдыха бурную коммерческую деятельность развели торговцы депозитами. Они внаглую впихивают свой “товар” гражданам, расслабившимся на солнышке и желающим отдохнуть в увеселительных заведениях.
- Согласно статье 28 закона “О защите прав потребителей”, запрещается реализация одних товаров под видом других. Депозит противоречит требованиям вышеуказанного закона. За такие действия предусмотрен штраф в пользу потребителя, чьи законные требования не были удовлетворены предпринимателем на досудебном этапе.
Уникальная особенность данного штрафа заключается в том, что его сумма, взысканная судом на основе состязательности сторон, перечисляется в пользу потребителя, защищающего свои законные права в суде. Кроме того, с введением института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей будет осуществлено институциональное усиление общественной защиты прав потребителей, - говорит господин Зайтбеков.
В областном департаменте торговли и защиты прав потребителей пояснили, что они имеют в виду, упоминая депозиты увеселительных заведений. Как выяснилось, некоторые владельцы клубов, ресторанов, кафе и турбаз стали клиентам уже при входе продавать эти самые депозиты на конкретные суммы вклада.
К примеру, когда посетитель приходит в заведение, чаще всего в раскрученное и посещаемое, ему предлагают купить депозит на определённую сумму, к примеру, на 50 тысяч тенге. Если он покушает и повеселится на 25 или 30 тысяч тенге, то сдачу ему, как правило, не возвращают.
При этом клиенту непонятно, в счёт какой услуги они не возвращают оставшиеся деньги. Всего, по данным департамента, за первое полугодие этого года к ним поступило более 200 обращений, возвращено потребителю 6 101 000 тенге. Среди обращений наиболее частыми жалобами являются: отказ от ремонта, обмена и возврата некачественного товара.
Фото: zhaikpress.kz.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!