Фоторепортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Юные особы, которые смотрят на вас с этих фотоснимков, уже разменяли свои седьмые десятки. Вместе с ними мы учились в одном классе 21-й средней школы Талгарского района Алма-Атинской области. И хотя со многими я не потерял контактов до сих пор, вспоминая, я почему-то представляю себе их именно такими, какими они были полвека назад. "Нашими девочками". Комсомолками, спортсменками, красавицами!
Что выделяло девушек того поколения, чем они отличались от своих дочек и внучек? Необыкновенной внутренней наполненностью, врождённой гуманностью, разнообразием интересов. А ещё – утончённо-романтичным отношением к жизни и стремлением к совершенству во всём. Цельностью и красотой натуры. С ними можно было не только "говорить о песнях".
Несмотря на то, что на государственном уровне культивировался образ "женщины-труженицы" - сильной, передовой, идейной (и партийной) - не она правила бал в "золотой век" Советского Союза. Тон и моду задавала женщина-интеллигентка - студентка, комсомолка, красавица, которая, оканчивая вуз, превращалась в воспитательницу всего того лучшего, что передавалось по наследству и расточалось вокруг.
Интеллигентность вообще-то была в фаворе, хотя в идеологическом рейтинге интеллигенция и стояла на последнем месте классовой триады общества - после пролетариата и трудового крестьянства. Однако не было ни в одной рабочей или колхозной семье такой девочки, которая не мечтала бы о высшей образованности и "другой жизни", отличной от родительской. (Именно образованности, а не образовании!).
Да и поступить в вуз возможно было, только имея какие-то предпосылки внутри себя. Тем более - если ты происходил из "простой семьи". Тяга к полноценной образованности довлела над всеми устремлёнными к идеалу и определяла жизненные установки. "Наши девочки" были тому яркой иллюстрацией – невзирая на "происхождение", все они не только стремились "поступить" в институты и университеты, но и поучиться в лучших вузах Казахстана и Советского Союза.
Высшее образование, повторюсь, не рассматривалось в отрыве от личной образованности. "Мода на интеллигентность" творила чудеса - робкие девочки с длинными косами, приезжавшие после школы учиться в вузы из далёких колхозов и рабочих поселков, за пять лет преобразовывались в полноценных носительниц не только знаний, но и стиля (уже, правда, без кос).
Но это была лишь одна сторона медали. Ту советскую женщину периода апофеоза (60-80-е годы) формировало не одно только образование. Свою лепту вносила мобилизующая раздвоенность в условиях непрерывной борьбы двух противоположностей - внутренней перенаполненности и обступающего со всех сторон дефицита (средств, товаров, услуг). Для того, чтобы твой внутренний идеал соответствовал внешнему виду и образу жизни, приходилось прилагать значительные усилия, много изощряться и многому учиться дополнительно. Необходимо было быть не только разумной, но и умелой. Крутиться и выкручиваться. Выкраивать и перекраивать. Воспитывать и перевоспитывать. Стоять в очередях и у плиты.
И через всё это "наши девочки" прошли. И, несмотря на то, что жизнь разбросала их по всему свету, у меня есть уверенность, что тот внутренний стержень, который они обрели в своей юности, не позволяет им сгибаться и ныне. В эти праздничные мартовские дни я вспоминаю тех, с кем свела судьба и кто не затерялся в памяти. "Наших девочек".
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / из архива Андрея Михайлова.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!