Фоторепортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Весенний праздник Наурыз в СССР оказался под запретом. Как и онтологически связанные с наступлением весны Масленица и Пасха. Вместо этого трудящимся было предложено отмечать возрождение природы празднованием Мира и Труда - 1 мая. Что они и делали. Самозабвенно, и особо не заморачиваясь на политическом подтексте солидарности трудящихся.
Если кто-то сегодня утверждает, что, несмотря на все запреты, в Казахстане всё равно праздновал в советские годы Наурыз – относитесь к тому снисходительно. Если кто и праздновал, то очень тихо и скромно. Так что большей части населения Советского Казахстана даже название "Наурыз" - не говорило ничего сверх названия весеннего месяца.
Однако древний праздник запретить-то – запретили, но искоренить так и не смогли. Наурыз смиренно тлел все эти годы, поддерживаемый в основном по "женской линии" - упорными и бережливыми бабушками. Которые, упрятав праздник в лоно семейных ценностей, каждый год упорно готовили своё наурыз-коже и не давали искре затухнуть. Воистину, женщина – хранительница традиций! И это благодаря им, этим бережливым и терпеливым старушкам, как только настала пора – "из искры возгорелось пламя".
В конце 80-х Наурыз вновь оказался на слуху после полувекового полузабвения. И хотя ещё и не занял место в перечне официальных (государственный статус он получил лишь в 2001 году), вылился на улицы и вновь стал всенародным. Один из тех возрождённых Наурызов, проходивший в Алма-Ате в 1991 году, я и фотографировал на нашем "арбате" (появление пешеходных зон с таким названием - ещё одно веяние того времени) - улице Горького-ЖибекЖолы.
Основное внимание привлекали тогда огромные огнедышащие монгольфьеры, которые хотя и не имели отношения к традициям празднования Наурыза, но были весьма популярными на любом тогдашнем мероприятии. В те годы воздушные шары не только катали желающих вверх-вниз на привязи, но и свободно парили над городом.
Что до самого праздника, то он, в отличие от нынешних, проходил сдержанно и настороженно. Растерянные люди искали каких-то воплощённых радостей, но радостей находилось немного. И это – легко объяснимо.
Во-первых – народ ещё толком не понимал, что и как нужно праздновать. Достаточно сказать, что партия (та самая, коммунистическая), которая десятилетиями гнобила традиции всех народов СССР, теперь рассылала специальные циркуляры – как правильно отмечать Наурыз. Но у людей и без указаний сверху открылась насущная потребность – не стесняясь и не прячась, демонстрировать своё отношение ко всему исконному, выводить из тени традиции предков. Желания возрождаться было предостаточно, но годы запрета и забвения накладывали печать – многому предстояло учиться заново, в том числе и празднованию Наурыза.
А во-вторых, каждый "всенародный праздник" нуждается в материальном подкреплении. Между тем, начало 90-х было временем полного провала в экономике. Время запомнилось тотальным дефицитом и сверхдлинными очередями. Так что о каких-то юртах, полных яств и торговых рядах, ломящихся от снеди – тогда и не мечтали. Потому и толкались молчаливо по улицам, в поисках хоть каких-то внешних признаков радости, дабы хоть чем-то подкрепить своё душевное воодушевление.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / из архива Андрея Михайлова.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!