Казахстан на пути к устойчивости и развитию

223 просмотров
0
Айдар АМРЕБАЕВ
Вторник, 16 Дек 2025, 21:30

Политолог Айдар Амребаев о сильной президентской власти, гибридной модели управления и окне возможностей для дальнейших структурных реформ

Государственность Казахстана имеет достаточно длительную историю, которая была не линейной и часто прерывалась в силу тех или иных исторических обстоятельств. Были различные периоды в истории нашей государственности, сопровождавшиеся, как временем расцвета и могущества, так и периодами спада и «эпохи скорби»… Современная независимость Казахстана обрела государственное оформление в результате распада СССР.

Следует отметить, что 34 года современного суверенного развития оказались временем кардинальных изменений, созидания нового независимого государства модернизационного типа. Благодаря выверенной внутренней и внешней политике стране удалось поступательно и конструктивно осуществить необходимые институциональные преобразования. При этом руководству страны удалось сохранить стабильность и общественное согласие. Нам удалось не попасть в воронку турбулентности, которая сопровождала процессы суверенизации некоторых государств бывшего СССР.

Перед нашими глазами опыт различных государств, которые в условиях транзита пережили драматичные катаклизмы со множеством человеческих жертв и экономических катастроф. Руководству Казахстана удалось удержать ситуацию под контролем и осуществить поступательные реформы в интересах полиэтничного народа Казахстана.

Был реализован целый ряд фундаментальных преобразований, которые привели к изменению в целом характера политической и экономической системы Казахстана.

Если брать экономическую составляющую, то был осуществлен кардинальный переход к новой либеральной модели экономических отношений, произошли разгосударствление и приватизация государственной собственности. В результате, страна встала на рыночные рельсы, появился класс собственников. Появление среднего класса, взявшего ответственность за будущее государство, изменил социальную структуру общества. Процессы социальной мобильности и новой стратификации придали особый динамизм общественному развитию. Граждане взяли ответственность за свою судьбу в собственные руки. Экономическая демонополизация и социальная модернизация привели к росту политической активности граждан, развитию конкурентного политического поля страны, интенсивным поискам модели национальной идентичности, отвечающей новым реалиям.

Глубокие преобразования всех сторон жизни общества, наряду с положительными изменениями, также привели к росту диспропорций в развитии. Курс первого президента на приоритет экономической трансформации над политической («сначала экономика, затем политика») не позволил в полной мере реализовать потенциал реформ для изменения качества жизни казахстанцев. Чрезмерная концентрация власти в одних руках, сопровождавшаяся ростом непотизма и коррупции, привели к серьезному торможению в развитии Казахстана.

Либеральная экономическая система предполагает также конкурентную политическую надстройку. В развитых западных странах эту задачу выполняет система разделения властей и регулярные демократические процедуры в виде выборов. Однако в Казахстане власть была централизована и не спешила с демократизацией общественно-политического пространства. Эта модель получила условное название «управляемой демократии». С одной стороны, это позволило сохранить управляемость системы, что не удалось сохранить в странах, увлекшихся «митинговыми страстями» и «цветными революциями. С другой стороны, имела существенные издержки, связанные с политической инертностью и пассивностью населения, отсутствием широкого доверия общества к власти.

После передачи власти в 2019 году новый президент страны Касым-Жомарт Токаев, ясно осознавая пагубность разрыва общества с властью, провозгласил концепцию «слышащего государства», ориентированной на повышение общественного доверия власти. При этом, Глава государства считает целесообразным сохранить сильную государственную власть.

После январских событий 2022 года президентом Токаевым была предложена более сбалансированная система власти в стране в отличие от суперпрезидентской модели Назарбаева. Им была предложена триада: «сильный президент - авторитетный и полномочный парламент -  подотчётное правительство». Внимание сконцентрировано на функциональном равновесии исполнительной, законодательной и представительной властей. Как известно, либеральная конструкция строится на равновесии исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти.

Казахстанская модель управленческой триады соответствует азиатскому цивилизационному типу политического проектирования.
Классическая модель гармонизации ветвей власти присуща европейским странам, таким, как Франция. Кстати, французская модель конституционного строительства мы взяли за образец, хотя и со своей спецификой. Особенностью ее является сохранение всех нитей управления в руках президента и его администрации, которая достаточно сильно влияет на расклад сил и полномочия парламента и правительства.

В Казахстане «правила игры» на политическом поле, в частности выборный процесс во многом согласуется администрацией президента и это позволяет сохранить устойчивость и предсказуемость политического процесса в стране. Например, опыт нашего ближайшего соседа Кыргызстана говорит о том, что они пережили несколько так называемых «цветных революций» потому, что политический процесс был отпущен на самотек, демократия превратилась в свою противоположность, - «охлократию» (власть толпы). В результате чего, авторитет власти был существенно снижен, что отбросило страну назад в экономическом и социальном развитии.

Вместе с тем, издержками казахстанской модели является пассивная роль гражданского общества и вообще сокращение общественного участия в процессе принятия решений. Низкий уровень доверия общества к госорганам, особенно на местном уровне. Социологические исследования показывают, что из всех органов власти, наиболее высокий уровень доверия населения сохраняет президент.

Сейчас президент пытается как-то гармонизировать эту модель, сделать ее более эффективной. В связи с чем, наряду с инструментами «слышащего государства», расширяются «социальные лифты» для эффективных менеджеров нового поколения. Например, формируется президентский кадровый резерв, широко используются цифровые платформы и искусственный интеллект при подготовке управленческих решений, внедряется система местного самоуправления на основе конкурентных выборов акимов разного уровня. Президент инициировал парламентскую реформу, которая по замыслу главы государства должна лучше отражать диапазон общественных запросов и интересов.

Однако в обществе имеются разнообразные мнения о возможностях власти  самостоятельно измениться, став ближе к народу. Многие гражданские активисты публично говорят о том, что государство всё больше становится автократическим, и говорить о прямом диалоге с обществом достаточно сложно. Западные эксперты говорят о наступлении эпохи «deep state» (глубинного государства), в котором интересы «глубинного общества» оказываются на заднем плане.

С моей точки зрения, в Казахстане на сегодняшний день сформировалась гибридная модель, с которой в целом мирятся интересы и общества, и власти.

На мой взгляд сейчас мы завершаем политический цикл, связанный с эпохой политического транзита, который начался в 2019-м году.

В январе 2022 года была попытка осуществить «модернизацию снизу» системы, которая сформировалась за первые 30 лет независимости Казахстана. И это дало толчок к модернизации, и сейчас мы идём к тому, чтобы общество принимало более активное участие в политическом процессе. Интересно, что сама власть выступает инициатором активизации гражданского участия в процессе принятия решений. Например, был принят Закон «Об общественном контроле», Национальный Совет общественного доверия преобразован в Национальный Курултай, в процессе подготовки ведомственных решений активно задействуются Общественные Советы разного уровня. Сами общественные активисты находятся в постоянном поле внимания властей и принимают активное участие в подготовке реформ.

Особенностью реформ Токаева является, прежде всего, «заточенность» на институциональных реформах. Хотя они и наталкиваются на сопротивление прежних элит, которые привыкли к решениям кулуарного характера на персоналистском уровне. К сожалению, общество пока никак не примет к действию президентский посыл к беспрекословному исполнению «закона и порядка», предпочитая нелегитимные форматы решения проблем. Исполнение законов пока не стало нормой жизни граждан страны.  Не могу здесь не вспомнить, как говорили когда-то в Древней Греции: лучше плохие законы, которые исполняются, чем хорошие законы, которые не исполняются…

Если рассматривать экономику, то сегодняшняя конъюнктура мировых рынков не в пользу Казахстана. Мы до сих пор сохраняем сырьевой характер экономики. Продаём нефть, газ, другие ископаемые, сейчас актуализировался вопрос с редкоземельными металлами. При этом все еще не удаётся уйти от сырьевой зависимости. Это «сырьевое проклятие», которое за 34 года мы так и не сумели сменить. И поэтому мы очень сильно зависим от колебаний мировых цен на наше сырье. К этому добавляется технологическая и инвестиционная зависимость от центров мирового экономического развития, того же Китая и стран Запада. Курс главы государства на развитие обрабатывающего сектора и транспортно-логистическую коннективность нашей экономики пока не реализуются в полной мере. Технологическая ниша не восполнена отечественными разработками, достаточным количеством и качеством стартапов.

Негативным фоном является внешняя конъюнктура и осложняемая торговыми и санкционными войнами инфраструктура экономического развития. Мы находимся в эпицентре военной напряжённости, как на  европейском треке – это война России в Украине, так и на юге – неспокойный афганский узел и Ближний Восток.

Благодаря огромным усилиям, которые предпринимает власть и лично президент, как профессиональный дипломат, Казахстану удаётся лавировать между основными центрами силы, но пока мы стоим на паузе полнокровной экономической активности и решительной функциональной трансформации.

И эту паузу нам нужно использовать для разработки и осуществления принципиальных структурных изменений в оптимизации системы государственного управления на новой технологической основе и экономической стратегии, опирающейся не на «бюджет выживания», а планирующей экономический подъем на «бюджете развития».

Цифровизация и использование искусственного интеллекта позволят оптимизировать государственное управление, сделать его более профессиональным и эффективным.

И в этом контексте речь не идёт о переходе к демократии, или наоборот к модели жёсткого управления, а именно об эффективном управлении. То есть государство должно быть состоятельным и функционально дееспособным. И это, на мой взгляд, следующий этап реформ, который необходимо реализовывать: «от слышащего государства к деятельному и справедливому государству». Большое значение будет иметь переход к действительно независимой и вызывающей доверие у общества судебной системе Казахстана, которая будет выносить справедливые вердикты.

Всё, о чём я написал выше, приводит нас к вопросу о кадрах, который сегодня тоже очень остро стоит в Казахстане.

В этом отношении сейчас очень большое внимание уделяется развитию образования и науки. Потому, что страны, которые смогут быстро овладеть цифровыми инструментами и искусственным интеллектом окажутся в группе опережающего развития. Мы видим как в Казахстане осуществляется целенаправленная работа по открытию новых университетов и образовательных программ международного уровня. Научные проекты ориентируются на передовые эконометрические показатели. Это должно дать качественный эффект уже в ближайшем будущем. А это уже вопрос нового качества рынка труда, востребованных квалификациях нового поколения.   

Западные эксперты Казахстан относят к группе «средних держав». Если 30 лет назад о Казахстане в мире знали, как о некоем пространстве между Россией и Китаем, то сегодня о Казахстане говорят как о самодостаточном центре развития.

Если первые 30 лет независимости наша страна находилась в фарватере российской политики, то сегодня Казахстан, в группе таких динамичных стран, как Узбекистан, и Азербайджан реализуют проактивную стратегию внешней и внутренней политики, и занимают более значимое место в мире.
И мир тоже поворачивается лицом к нам, как мы видим, очень актуализировался сейчас формат центральноазиатских стран «С5 + 1», то есть плюс Китай, Россия, Америка, Япония, Южная Корея и так далее.

Казахстан сегодня рассматривают на мировом уровне, как государство, которое может нести большую ответственность, как за собственную стабильность, так и за вектор развития целого региона.

Мы становимся более значимым центром влияния на Евразийском континенте. Я не хочу сказать, что мы заменим роль России, которой санкции не позволяют сейчас в полной мере реализовать её потенциал влияния в континентальной внешней политике.

Но как «средняя держава» мы заняли своё место на мировой арене.
Внутренняя социальная стабильность тоже является визитной карточкой Казахстана. У нас полиэтническое государство, в котором созданы достаточно комплиментарные отношения между разными этносами. Мы сумели преодолеть соблазн «национализирующегося государства». Государственная идеология концентрируется на формировании  социальной стабильности и равенства прав граждан, независимо от этнической или конфессиональной принадлежности.

Если сравнивать межэтническую ситуацию в Казахстане с другими государствами бывшего Советского Союза, то и прежнему и нынешнему руководству страны удалось сохранить социальную стабильность и равенство прав всех граждан. как принцип построения независимого государства.

Отмечу, что Казахстан сумел стать страной приёма, а не страной отъезда в отличие от тех же Кыргызстана или Таджикистана, из которых мы наблюдали значительные волны трудовой миграции. Граждане этих республик все еще массово выезжают в поисках лучшей доли за рубеж. Казахстан, напротив, стал страной приема, например, во время миграции граждан России после начала мобилизации на войну в Украине.

Вместе с тем, в Казахстане остаётся все еще напряженной проблема «утечки мозгов», когда молодые талантливые люди покидают страну в поисках качественного образования и работы в ведущих технологических корпорациях мира. Актуальной задачей здесь является создание благоприятной экосреды для бизнес стартапов и успешной карьеры для молодежи.

Примеры «success stories» (успешных историй) молодых людей, сделавших себя сами, говорит о том, что в стране создаётся пространство, которое является комфортным для проживания и перспективным как для своих граждан, так и приезжих, как для получения здесь образования, так и для дальнейшей карьеры. Думается, в условиях все более усиливающейся в мире конкуренции «за мозги» Казахстану следует обратить внимание на развитие человеческого капитала. Это самые перспективные инвестиции в будущее страны.

Сегодняшние демографические показатели Казахстана обнадеживают. Мы - молодая страна с динамичным ростом казахского населения, что создает благоприятные условия для укрепления национальной идентичности, широкого использования государственного языка, объективно отвечающих национальным интересам Казахстана.

В целом, налицо качественное улучшение социальной инфраструктуры страны. Казахстан все больше заявляет о себе как о «цифровом государстве». Стали привычным делом цифровые услуги, как со стороны государства, так и в бизнес среде. Процессы современной урбанизации происходят практически во всех регионах государства. Строительство современных больниц, детских садов, школ, мест времяпровождения детского и подросткового досуга, центры развития и так далее, стали одним из критериев оценки эффективности госуправления на местах. Люди привыкают к комфорту и социальным благам. Качество жизни населения неуклонно растет. Мы постепенно переходим на новый уровень благосостояния, сопоставимый с самыми передовыми странами.

Все это есть результат когда-то обретенной независимости страны!

Казахстану есть чем гордиться! С Днём Независимости!

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Невидимое братство независимой страны
Интервью с Великим Мастером Великой Ложи Казахстана Айдаром Алпысбаевым ко Дню Независимости
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером