Стоит ли спасать проблемные банки?

7019 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Вторник, 21 Ноя 2017, 10:00

Важнейшая задача государства – поддерживать доверие населения, бизнеса, общества в целом к банковской системе

Читайте предыдущую статью Жарса АХМЕТОВА "Сеньоры и вассалы современного Казахстана".

Читайте также
Слям Ахметов: Экономику погубят плохие кредиты

Не совсем здоровый сектор

Весь год прошел в обсуждениях состояния нашего банковского сектора. Мы как-то незаметно для себя признали, что он не очень здоров и сосредоточились на дискуссиях о том, стоит ли спасать банки, попавшие в неприятности.

И прежде чем продолжить споры на эту крайне увлекательную тему, стоит понять, какую роль играет банковский сектор в экономике страны.

Доля всего финансового сектора в ВВП страны по предварительным данным за 9 месяцев этого года составила 4,1%.

Если посмотреть на график 1, можно увидеть, что доля финансового сектора снижалась до 2011 года и только потом стала понемногу расти.

Несомненно, на весь финансовый сектор негативно повлиял мировой финансовый кризис 2008-2009 годов. Это хорошо видно на графике 2, отображающем разницу между текущими доходами и расходами банков второго уровня.

Для справки: по итогам девяти месяцев этого года текущие расходы превышают текущие доходы на 122,8 млрд тенге.

Ту роль, которую мог бы играть банковский сектор в экономике страны, но не играет, можно увидеть на графике 3: на протяжении последних десяти лет отношение ссудного портфеля к ВВП страны снижается.

Особенно драматичным было снижение в период с 2007 по 2011 годы. И судя по тому, как сжимается ссудный портфель в этом году – на 1 октября этого года он составлял 13,9 трлн тенге против 15,5 трлн тенге на 1 января этого же года – отношение ссудного портфеля к ВВП будет ниже, чем в прошлом году.

Из всего этого можно сделать один вывод: отечественные банки могли бы играть более значительную роль в экономике страны, но что-то им в этом препятствует.

Читайте также
Bank RBK: печальный опыт «Альянса» не наука

Барьеры роста

На одно из препятствий для развития банковского сектора указывает сам Национальный банк – низкое качество менеджмента и вмешательство акционеров в кредитную политику банков.

Ярко на эту тему высказался президент страны, когда комментировал ситуацию с RBK: «Это тот же вопрос воровства самих акционеров для финансирования своих людей. Мы всех приведем в чувство. Воры будут сидеть там, где они должны сидеть».

Безусловно, любые проблемы всегда порождаются лицами, принимающими решения. Но для того и существует регулятор, чтобы своевременно выявлять действия, которые нарушают существующие правила и процедуры, идут во вред акционерам и кредиторам банка, включая вкладчиков.

На графике 4 отображено изменение доли кредитов с просрочкой свыше 90 дней в кредитном портфеле RBK.

Выглядит все вполне пристойно. И даже по состоянию на 1 октября объем нестандартных кредитов не вызывает опасения. И вдруг выясняется, что проблемы есть и они серьезные, требующие вмешательства государства. Такого рода проблемы не возникают сами по себе и в одночасье. Значит, Национальный банк как регулятор их вовремя не заметил и не отреагировал.

Есть такая народная поговорка: «Собака не видит – не брешет». У нас очень часто действуют по этому принципу – проблему не решить, а спрятать, словно ее нет, и радостно отрапортовать, что все в порядке. Посмотрите на график 5, где отображено изменение доли просроченных кредитов по всей банковской системе.

В 2014 году ничего такого с нашей экономикой, что позволило бы улучшить качество заемщиков, не произошло, но доля просроченных кредитов в течение года сократилась почти в два раза. Тогда энергично, используя компании по управлению стрессовыми активами, превращали нестандартные кредиты в стандартные. А сегодня Национальный банк жалуется, что не может выявить плохие кредиты и просит специальные полномочия.

Можно согласиться и на специальные полномочия, но кто даст гарантии, что ими не будут злоупотреблять?

Читайте также
Слям Ахметов: Нужно отказаться от помощи "дырявым" банкам

Так стоит спасать или нет?

Деньги – это кровь экономики. И банковскую систему можно сравнить с кровеносной. И если где-то возникает закупорка, тромб, то проблему надо решать.

Важнейшая задача государства – поддерживать доверие населения, бизнеса, общества в целом к банковской системе. И каждый держатель банковского счета, депозита, каждый кредитор банка должен быть уверен, что если у банка возникнут проблемы, то государство его не бросит с ними один на один.

В противном случае просто наступит экономический крах.

С этой позиции государство не может не помогать банкам, попавшим в тяжелое положение.

Но есть и оборотная сторона – такая помощь, если ничто не меняется в качестве управления, в качестве надзора, – развращает, стимулирует и дальше использовать серые схемы, генерировать новые проблемы.

Одними изменениями правил надзора здесь не обойтись – задача комплексная.

Необходимо и повышение качества аудиторских отчетов, и ответственности самих аудиторов, надо откровенно признать, что есть соучастники в деле заметания проблем под ковер, чтобы их никто не видел.

Нужно еще большей открытости нашей банковской системы; больше независимых и разбирающихся в финансовой сфере журналистов, способных вовремя оповестить общество о возникших проблемах. Много чего нужно. И самое главное, нужно больше качественных заемщиков – без этого банковская система не сможет развиваться.

Фото: nk.org.ua.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером