На журфаках этому не учат

3538 просмотров
0
Ратель
Четверг, 21 Ноя 2019, 11:30

В театре ARTиШОК задались вопросом о судьбе расследовательской журналистики в Казахстане

В спектакле "Норд-Ост" ARTиШОКа одной из сюжетных линий стала работа съемочной группы телеканала, которая ведет хронику теракта, а прототипом журналистки - Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, которая участвовала в переговорах с террористами во время захвата здания театрального центра на Дубровке в 2002 году. Ее журналистские расследования по больше части были связаны с ситуацией в Чечне.

Журналистское расследование - жанр сложный, и только единицы в профессии имеют силы и талант к этому. В Казахстане в последние годы со словом "расследование" ассоциировалось единственное СМИ - Ratel.kz, на днях возобновившее работу после продолжительной блокировки. Расследовательским "Ратель" делал журналист Геннадий БЕНДИЦКИЙ, которого нет в живых вот уже два года.

Как сейчас обстоит дело с расследованиями в отечественных медиа, мы спросили у алматинских журналистов - Зарины АХМАТОВОЙ и Ульяны ФАТЬЯНОВОЙ.

Зарина Ахматова, журналистка:

Читайте также
Возвращение Рателя

- Романтическая журналисткая интенция – раскопать и рассказать обществу сокрытое от него, в реальности много раз меняла мир и нашу действительность. "Уотергейт", расследования страшных эпизодов почти всех военных конфликтов, вскрытые тайны в области экологии, медицины, церквей и политических систем, сегодняшние YouTube проекты, которые устами и глазами журналистов и блогеров, пришедших в интернет, по-новому и впервые за долгое время рассказывают о терактах 15-тилетней давности в соседней России. Расследовательская журналистика – удел смелых, сильных, по-хорошему голодных профессионалов, кристаллизованная миссия большого журналиста. Свежий из примеров – кампания в защиту российского журналиста Ивана ГОЛУНОВА, которому (уже доказано) подкинули наркотические средства, дабы помешать его расследованию о похоронном бизнесе. Королем жанра у нас, в Казахстане, пожалуй, всегда был покойный Геннадий Бендицкий, и после него сложно сходу называть фамилии. Но по-прежнему остается очевидным – санитарная миссия расследователей: дать знать, что они есть, и в случае чего, эксгумируют то, что обличенные хоть какой-то властью (не обязательно политической) утаивают от общества.

В казахстанской новой истории, как ни грустно, нет ни школы, ни традиции жанра расследования. Так уж вышло, что себе дороже – в лучшем случае, сайты блокируют (и за меньшие деяния). “Ратель”, что специализировался на таких социально-важных журналистских "раскопках" больше полутора лет тягался за право вернуть себе возможность продолжать работу. И удивительно, что вообще это получилось сделать.

Есть еще маленькие региональные редакции, которые каждый день продолжают доказывать, что общество имеет право на информацию и правду, и каждый день несут какие-то боевые потери. Но в целом, жанр журналистского расследования – точка исхода казахстанской журналистики. Как будто его всегда было в дефиците, а теперь и вовсе – трудно найти сколько-нибудь показательные примеры. Хотя на деле, журналисты этого жанра – это та инстанция, в которую идут, когда больше никто не помог. Хорошо, если они не нужны, но плохо, что их нет, если они понадобятся.

Ульяна Фатьянова, журналистка:

Читайте также
Геннадий Бендицкий. Избранное. Арканкерген: бойня на границе

- Сложно говорить о расследовательской журналистике в нашей стране, потому что ее сейчас почти нет. Некоторые пытаются что-то сделать, например, те, кто работает с data данными, но это мне кажется, какие-то осколки. Или наоборот, первые осторожные шаги. Единственное имя, которое легко ставят рядом со словосочетанием "журналистские расследование" в Казахстане – это Геннадий Бендицкий. Но когда он делал свои расследования, я была слишком маленькая – и по возрасту, и в профессиональном плане.

Почему у нас нет громких расследований? Я вижу несколько причин. Во-первых, на журфаках этому не учат, справедливости ради, там вообще учат абы как. Во-вторых, придя уже в редакцию, попасть под крыло к крутому редактору, который смог бы объяснить, что и как делается в этом мире, - это большая удача, и не всем так везет. А еще не все готовы пахать.

Расследование – это кропотливый труд, который занимает много времени. Если у тебя как у журналиста план на десять материалов в неделю, ты крутишься, как белка в колесе, и у тебя ни времени, ни желания что-то расследовать не остается. И еще одна важная проблема – это менталитет, его особенно в регионах видно. Когда ты подходишь к какому-то важному агашке, задаешь ему какой-нибудь неудобный вопрос, а на тебя какие-то непонятные люди начинают "шикать": зачем у такого большого человека такие глупости спрашиваешь, поимей уважение. В общем, неприлично у нас что-то расследовать.

Источник

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Марат Шибутов: «Это далеко не последний террористический акт, направленный по религиозным мотивам против евреев»
Может настать время, когда придётся спасать от беженцев тех, кто ратует за их приём
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером