Миграционная служба России отменяет экзамен по русскому языку для выходцев из Казахстана, Киргизии и Белоруссии

1125 просмотров
0
Четверг, 21 Мая 2015, 13:00

Федеральная миграционная служба (ФМС) намерена существенно упростить получение трудового патента для мигрантов из дружественных России государств, сообщает «Коммерсантъ» («Ъ»). Согласно разработанному ведомством законопроекту, гражданам стран, в которых русский язык является государственным, больше не потребуется сдавать обязательный экзамен по русскому языку, законодательству и истории РФ. В первую очередь речь идет о выходцах из Казахстана, Киргизии и Белоруссии, для легализации которых в РФ устранены "дополнительные административные барьеры".

Опубликованные для общественного обсуждения на сайте regulation.gov.ru поправки к закону "О правовом положении иностранных граждан" касаются граждан Казахстана, Киргизии и Белоруссии, где русский называется государственным. Если законопроект будет одобрен, мигрантам из этих стран больше не понадобится сдавать комплексный экзамен по русскому языку, истории и законодательству РФ для получения патента на право работать в России. Обязательная сдача экзамена, говорится в пояснительной записке, создала для мигрантов "дополнительные административные барьеры", которые должны быть устранены.

Напомним: нормы об обязательном знании русского языка трудовыми мигрантами, работающими в сфере ЖКХ, торговли и бытового обслуживания, вступили в силу в 2012 году. Через два года законодатели распространили действие закона на остальные категории работников, обязав мигрантов еще и сдавать экзамен на знание истории и законодательства России. С 1 января 2015 года такой тест должен сдать каждый мигрант в течение первого месяца пребывания в РФ. После сдачи экзаменов в специальных центрах по обучению мигрантов приезжие получают сертификат, который, в свою очередь, дает право получения патента на работу. Процедура получения сертификата обходится соискателям в 4,9 тыс. руб. Если экзамен не сдан, иностранным гражданам грозит депортация.

Российский тестовый консорциум (в него входят МГУ, РУДН, СПбГУ, Институт русского языка имени Пушкина и Тихоокеанский госуниверситет) лицензирует деятельность региональных центров. По данным ФМС на начало 2015 года, в РФ создано почти 400 таких учреждений, документы на обучение подали около 900 тыс. приезжих. Всего, по данным ФМС на апрель 2015 года, патенты получили 598 280 мигрантов. Но сертификаты о знании русского языка, истории и законодательства РФ пока выдали не всем из-за того, что центры не могут справиться со столь массовым потоком мигрантов. "Самые серьезные проблемы с выдачей сертификатов были в начале года,— рассказала "Ъ" председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина.— Некоторые центры, получившие лицензии, так и не смогли по разным причинам наладить работу".

При этом ФМС предлагает скорректировать и процедуру сдачи экзамена. В частности, ведомство намерено ограничить мигрантам доступ к материалам экзамена. В ведомстве "Ъ", впрочем, не смогли объяснить, в чем будет выражено это ограничение. В Общественной палате уточняют, что речь идет о том, чтобы не публиковать заранее экзаменационные вопросы. "Мы стараемся сделать процедуру сдачи экзаменов предельно простой, а инициатива ФМС сводит эти усилия на нет. Я и представители экспертного сообщества будем выступать категорически против этой нормы в ходе общественных слушаний законопроекта",— заявила "Ъ" Елена Сутормина, уточнив, что слушания в ОП предложенного ФМС законопроекта состоятся в ближайшее время.

Руководитель фонда "Миграция и право" Гафхар Джураева уверена, что инициатива ФМС облегчит жизнь отдельным категориям мигрантов. "Но проще нужно делать при этом и сам экзамен, который для приезжих порой бывает непосильным, ведь разрабатывали обучающие программы академики",— сказала "Ъ" эксперт.

Для примера, в билетах к экзамену в разделе "чтение" мигрантам предлагалось прочитать объявление: "Все рабочие едут в медцентр на автобусе" — и ответить на вопрос, на каком виде транспорта поедут рабочие.

"Ничего страшного, если мигранты не будут знать русский язык,— заявил "Ъ" глава комиссии по миграционной политике президентского Совета по правам человека Евгений Бобров.— Им все равно недостаточно тех знаний, которые даются в ходе обучения, для написания жалобы, к примеру, по факту нарушения своих прав". Ответственность за адаптацию приезжих эксперт предлагает возложить на работодателя: "Работодатель, который будет отвечать под страхом санкций за мигранта, будет заинтересован в общей грамотности своего работника".

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Невидимое братство независимой страны
Интервью с Великим Мастером Великой Ложи Казахстана Айдаром Алпысбаевым ко Дню Независимости
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером