Фоторепортажи из прошлого от Андрея Михайлова
В 1962 году по улицам Алма-Аты ездило всего 14 267 автомашин (из них – 998 автобусов и 800 такси), а также 126 трамваев и 70 троллейбусов. А самую большую часть городского автопарка составляли грузовые и специальные машины. Между тем, сам город в те времена имел изрядную площадь, протягиваясь от появляющихся микрорайонов до аэропорта и от Тастака до Развилки. Если бы даже собрать весь тогдашний автопарк (вместе с трамваями и троллейбусами) на одном проспекте, то глазам предстал бы вполне гуманный трафик, сопоставимый с воскресным движением в нынешние времена.
Улица Комсомольская в 70-е годы.
Фотографии тех лет, как правило, запечатлевали совершенно пустые алма-атинские улицы, главным украшением которых оставались деревья. Для примера интересно взглянуть на первую многоуровневую развязку города (пересечение Ташкентской и Сейфуллина). Нужно учесть, что фотограф для того, чтобы получить эффектный снимок, наверняка долго ждал, пока в кадре не окажется побольше машин.
А на сохранившемся снимке 1953 года изображена часть улицы Пушкина, сфотографированная от Ташкентского тракта. В те времена никто ещё, даже в самом дурном сне, не мог вообразить, что настанут времена, когда деревья станут мешать машинам. И народ искренне и прямодушно мечтал о том, чтобы автомобилей в городе стало побольше. (Вот мечта, которой суждено было стать былью!)
Улица Пушкина.
Если внимательно присмотреться к снимку, то единственным участником дорожного движения на всём протяжении полосы, по которой транспорт двигался в сторону Зелёного базара – окажется одинокий велосипедист. Который, никого не стесняясь и никем не стесняемый, мирно крутит педали по самому центру проезжей части. Вот – время, когда не требовалось выдумывать никаких велодорожек и правил для велосипедов! Тем более что парковать свои автомобили на обочинах в те времена считалось дикостью. Для них хватало стоянок.
1970. Дом Советов.
Аварии, конечно, случались и в те времена. Пьяное вождение также имело место. Но "попасть под машину" – нужно было умудриться. А особенно в отдалённых от центра "спальных районах", где проезжая часть считалась нормальной "детской площадкой" для командных игр, а появление каждого автомобиля вызывало повышенный интерес и пересуды зевак. Впрочем, центр от окраины отличался незначительно.
Проспект Коммунистический в 60-е годы.
Никаких пробок в Алма-Ате не существовало априори. А днём город пустел ещё и потому, что днём все горожане работали на своих рабочих местах. О том, что никогда и никакие потоки машин, даже самых дорогих и современных, не смогут создать такой гуманной ауры городского пространства, какое случается на улицах при полном отсутствии любого автотранспорта – в те годы не рассуждал никто. Как и о том, что ни один, даже самый престижный автомобиль, не поспособствует городской индивидуальности более чем одно столетнее дерево.
1965 год, улица Кирова.
Интересно, что уже тогда общественность начала проявлять озабоченность тем, что "машин в городе стало очень много" и выхлопные газы "сильно загрязняли городскую атмосферу". Впрочем, в те времена, когда очереди на приобретение собственной автомашины спорили в длине с очередью на получение собственного жилья, озабоченность эта серьёзно не воспринималась. Для того чтобы успокоиться и усомниться, обывателю достаточно было выглянуть в окно на улицу.
Выглянуть и убедиться, что тезис об "ограниченности пропускной способности алма-атинских улиц" при тогдашних транспортных реалиях был, если не фантазией учёных, то перспективой весьма отдалённого и светлого будущего. Такого отдалённого, про которое можно было не думать, а только мечтать - того самого в котором посчастливилось жить нам с вами ныне. Счастливое, наивное время!
Городской автовокзал.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
Иллюстрации из книг середины XX века.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!