Дар Тимура: почему самое почётное место в мавзолее Хазрета занимает котёл

3848 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 27 Апр 2024, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Сложно в Казахстане отыскать памятник, в котором переплелось бы столько неожиданных ракурсов и любопытных казусов, как тут, у могилы Ходжи Ахмета в Туркестане. Ну, к примеру, какое отношение к погребённому под этими сводами суфийскому праведнику имеет древко от знамени одного из самых кровожадных завоевателей Востока? Или для чего установлены защитные зубцы на башенках недостроенного портала? А ещё интересно - каково значение двух почти что равнозначных куполов, расположенных на одной линии?

Читайте также
Аблайкит: печальная судьба величайшего творения хана Аблая

Сегодня речь пойдёт о самом узнаваемом атрибуте Туркестанской святыни и её символе – знаменитом казане, отлитом по приказу Тамерлана, самого великого (и ужасного) повелителя из всех, когда-либо правивших в государствах Средней Азии.

Братство котла

То, что в первую очередь бросается в глаза внимательным посетителям мавзолея Ходжи Ахмета в Туркестане и что во все времена возбуждало исследователей - гипертрофированная роль, которая отведена здесь огромному бронзовому котлу, специально отлитому по приказу Тимура. Это знаменитый тай-казан.

Самый большой казан (не исключаю, что второго такого в мире нет), сделанный из "сплава семи металлов", установлен в центральной зале - казандыке, под самым большим в Средней Азии голубым куполом. Знаменательно, что он занимает куда более заметное и центральное место нежели даже могила самого Хазрета. Если смотреть на план здания, то место котла-казана вообще обозначает точный центр всей архитектурной композиции. Случайность?

Случайность в культовом строительстве – всё равно, что честность в торговле или искренность в политике!

Культ котла – очень древний и эзотеричный. Котлы-жертвенники находят археологи в погребениях кочевых аристократов, живших задолго до Пророка. И не только в погребениях – известно достаточное количество "случайных" находок. Зайдите в любой наш музей, и там обязательно сыщется бронзовый котёл на изогнутых ножках-лапках – свидетель архаичных культов тех народов, которые населяли Великую Степь в эпоху великих кочевых цивилизаций древности.

И тут само собой вспоминается любопытное свидетельство о сакральности котла у скифов, приведённое отцом истории Геродотом в четвёртой книге своего капитального труда:

Читайте также
Ходжа Ахмед Ясави: что известно о жизни святого до его появления в Туркестане

"Между реками Борисфеном и Гипанисом существует местность под названием Эксампей… В этой местности стоит сосуд величиной, пожалуй, в шесть раз больше сосуда для смешения вина, который Павсаний, сын Клеомброта, велел посвятить богам и поставить у входа в Понт. Кто не видел этого сосуда, тому я его опишу: он свободно вмещает 600 амфор, а толщина этого скифского сосуда шесть пальцев. По словам местных жителей, сделан он из наконечников стрел…"

Тенгри + Умай =…

Металлический котёл-казан в степях Евразии издревле таил в себе не только аппетитно пахнущую мясную пищу. Он нёс в своём нутре ещё целый ряд неподвластных обонянию, но осязаемых чем-то запрятанным гораздо глубже значений, спаянных с единением этносов, гарантированной подачей потомства и счастьем номадов. Что и определяло его сакральную суть в важных ритуалах и значимое место в системе традиционного миросозерцания. Предположу, что котёл в условиях динамичной кочевой жизни претендовал не только на роль жертвенника, но и составлял материальное основание передвижных "святилищ" номадов.

Именно котёл-казан - чаша, но не небесная, а земная, обозначал тот символический центр Космоса, от которого велись все отсчеты. О его символическом значении в связи с землёй свидетельствует Серикбол КАНДЫБАЙ:

"В мангыстаусской версии предания о Коркуте говорится, что Коркут скрывался от вечно преследующей его смерти под перевёрнутым котлом, но и здесь смерть настигла его, она пронзила котёл в виде молнии-стрелы и убила Коркута… Скрываться под котлом – это значит скрываться в некоей сакральной пещере…".

Читайте также
Потрясающая смерть Чингисхана! Надо ли искать его могилу в Казахстане

А ещё казан можно уподобить магической антенне, нацеленной на постоянный приём кочующим по земле родом-племенем бесконечной благости, истекающей из небесного мира. Что и говорить - такая постоянная связь всегда почиталась первостепенной и архиважной для разбросанных по необъятным степям небопоклонников-тенгрианцев. Недаром в выверенной мирозданческой конструкции номадов она повторялась на уровне каждой отдельной юрты, которая сама по себе являла собой Вселенную в миниатюре. И опять же на самом почётном месте, под шаныраком, центром войлочной небесной сферы стоял казан – сакральная модель земли.

Но как тут не вспомнить ещё об одном эзотерическом значении чаши-котла-казана – олицетворённом женском лоне, в котором всё неузнаваемо трансформируется и из которого в конечном итоге всё происходит? А началом магического акта любого творения считалось трансцендентное "зачатие" - наполнение священного лона-котла мясом жертвенного животного (а у древних народов любое убитое животное было жертвой) или небесной влагой, "янским" семенем неба (если исходить из ключевой философской антитезы китайцев, чьё мировоззрение причудливо переплелось с представлениями "северных варваров").

Таким образом, котёл-казан в юрте каждого кочевника (независимо – кагана или простого скотовода) можно считать той священной точкой, в которую через шанырак изливалась оплодотворяющая влага свыше и где происходило чудесное миросоединение двух космических партнёров – Неба Тенгри и Земли Умай!

Дар Железного Хромца

В этом отношении интересны наблюдения у тай-казана в Туркестане, сделанное в начале XX века, когда культ ещё не был выхолощен. Вот, в частности, что пишет французский этнограф Ш.-Е Ужфальви де МЕЗЁ-КОВЁЗД:

Читайте также
Героическая Ак-Мечеть: не все кокандские крепости одинаково легко сдавались России

"Посреди этого зала возвышается бронзовый котёл, в котором готовили пищу для паломников, а в наши дни киргизы, у которых нет детей, приносят здесь в жертву баранов".

Знаменательно, что и тут, в мемориальном комплексе Ходжи Ахмета, котёл-жертвенник стоит именно под голубым куполом-небом! И здесь он был некогда наполнен святой водой, которая всегда стояла "вровень со ртом любого жаждущего".

Что хотел показать своим даром пантюркистски настроенный Тамерлан - вдохновитель эпопеи всего этого строительства? Кто знает. Во всяком случае нужно учитывать, что его жизнь большей частью прошла отнюдь не во дворцах Самарканда, а в различных юртах, и уж он-то хорошо представлял, чем можно тронуть душу кочевника. И то, что центральное место во всём этом начинании отводилось не праху Хазрета (как декларировалось), а именно специально изготовленному лучшими мастерами котлу, важному символу древнего "тенгрианства" – говорит обо многом.

Не исключено, что в тех областях, откуда ислам начал своё победное шествие по миру, поклонение подобному фетишу восприняли бы как святотатство. Но Великая Степь могла иметь и "свою Мекку". И она её получила.

Уважаемый казан

Архаичный культ Котла у казахов дошёл практически до нашего времени.

Мне вспоминается село Аккойлы, которое находится между Туркестаном и Шымкентом. Ещё недавно тут, рядом с местной школой, мне показывали большой котёл, подернутый легкой ржавчиной. Рассказывали, что во время голода, в 30-е годы, он спас многих. В нём вскладчину варили на весь аул то, что удавалось насобирать среди сельчан.

Этот непрезентабельный, но уважаемый железный казан – можно смело ставить в один ряд с изукрашенными бронзовыми треножниками из усуньских курганов.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Серик Буркитбаев: Вода - это суверенитет
Почему идея поворота сибирских рек опасна для Казахстана и какой водный сценарий эксперт считает стратегически верным
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером