АЭС в Казахстане: Кто бы ни победил – мы проиграли

12837 просмотров
0
Расул РЫСМАМБЕТОВ
Понедельник, 26 Сен 2016, 13:40

Российские партнеры предлагают разместить у нас АЭС на основе атомного реактора подводной лодки – по сути, чтобы испытать его на людях в наземных условиях

* Покрыть грех атомной станцией

* Подводная лодка в степях Казахстана

* Кредит двойного назначения

* Зачем Казахстану АЭС?

Аналитик Расул РЫСМАМБЕТОВ выяснял, кому выгодно строительство атомной электростанции (АЭС) в Казахстане.

Покрыть грех атомной станцией

Сейчас вновь стали обсуждать вопрос о строительстве атомной электростанции на Балхаше. Этим занимаются наши правительственные структуры, национальные компании и три потенциальных партнёра: Китай, Россия и Франция. 

После провала проекта Балхашской теплоэнергостанции (ТЭС), которую должны были строить совместно с корейскими подрядчиками-партнёрами, перед правительством Казахстана встал вопрос: как оправдать уже вложенные деньги?

Ответ: только строительством чего-то более масштабного, что может поглотить уже понесённые затраты.

Выбор пал на АЭС.

Сразу появились потенциальные партнёры - Россия, Китай и Франция.

Если в случае с Францией вопрос стоит о  бизнесе, то при рассмотрении российских и китайских инициатив следует учитывать и иные интересы. 

Подводная лодка в степях Казахстана

Как писали в разных СМИ, российские партнеры предлагают разместить у нас АЭС на основе атомного реактора подводной лодки, где используется высокообогащенный уран.

То есть «Росатому» интересно попробовать в Казахстане наземное использование судового реактора. В случае успеха Россия сможет размещать такие реакторы у себя и закрыть дефицит электроэнергии в своих регионах.

Кроме того, закрепляется первый клиент - Казахстан, который будет использовать эксклюзивные запчасти. Кроме того, наша республика связана своим урановым технологическим циклом с рядом российских предприятий. Не говоря уже об исторически хороших отношениях. Таким образом, АЭС может стать ещё одним кирпичиком – в фундамент дружбы или ее надгробие.

Это будет зависеть от того, насколько рискованно использование реактора на суше.

Вопрос с его использованием в океане решён: в случае аварии экипаж покидает подлодку и реактор тонет в нейтральных водах. 

Однако озеро Балхаш совсем не океан. В его бассейне и вокруг живут миллионы жителей - весь юг Казахстана. Авария недопустима. Но с точки зрения «Росатома», наверное, риски адекватные.

Подводники - народ отчаянный. Последние высокотехнологичные разработки соседей-россиян пугают регулярностью провалов: «Булава», «Протон», строительство космопорта «Восточный»…

Кредит двойного назначения

 Китаю, меж тем, надо закрывать дефицит энергии в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). Запад Китая развивается темпами, превышающими казахстанские в несколько раз. 

Поэтому строительство АЭС - вопрос времени для китайцев. Однако есть и экологические риски. Ведь АЭС надо ставить близко к источнику воды. При потенциальном риске утечки радиации никто из китайских менеджеров не хочет идти под суд и расстрел за отравление китайских вод. Выход один – не строить АЭС в Китае. И тут возникает Балхаш.

Идеальное место для китайской АЭС - ниже по течению, на чужой территории, в стране с либеральными взглядами на собственную экологическую безопасность.

Тюлени на Каспии мрут, сайгаки погибают десятками тысяч и никто не несёт наказания. Значит, следует ожидать и такого же отношения в случае с неполадками на АЭС.

Поэтому китайские лоббисты готовы дать Казахстану кредит. А любой китайский кредит имеет двойное назначение. Даже если станция сломается, Казахстан будет вынужден расплачиваться. Деньгами или ресурсами – нефтью, газом, землей.  

Впрочем, французы тоже могут дать кредит и даже приплатить нашим казахстанским лоббистам за помощь. 

Вопрос в другом. Население Казахстана никто ни о чем не спрашивает.

Зачем Казахстану АЭС?

Не боюсь показаться дремучим человеком и спрошу: насколько необходимо строить в Казахстане АЭС?

Только чтобы трудоустроить десяток казахстанских студентов, которые сейчас учатся в Москве?

Только чтобы наши лоббисты заработали?

Только чтобы помочь российскому конструкторскому бюро продолжить испытание реактора на суше?

Или только чтобы помочь Китаю справиться с экологическими рисками в СУАР?

Президент Южной Кореи заявил, что в Казахстане потери при доставке электричества составляют чуть ли не 20%. Дырявое ведро не наполнить, пока не заделаны дырки.

Ситуация в нашей экономике не очень хорошая, и я понимаю желание лоббистов в Казахстане получить свою ренту с россиян, французов или китайцев. Но социальное самочувствие населения, как и экономика, особо не радуют. Рейтинги доверия к властным структурам падают. Как падают и дома, построенные казахстанскими строительными компаниями.  

Именно поэтому я задаюсь вопросами:

- Самое ли удачное время мы выбрали, чтобы строить АЭС?

- Думают ли нынешние партнёры о благополучии Казахстана?

Денег в бюджете нет – значит, придется занимать.

У нас нет опыта реализации проектов серьезнее отверточной сборки устаревших иностранных автомобилей. Реакторы в Мангистау и под Алматы строили не мы.

А по уровню экологической опасности – это будет самый серьезный проект, потенциально способный сделать безжизненным юг Казахстана.

Понимаем ли мы это?    

P.S. Интересно, кто стоит за интересами Китая в Казахстане? И кто лоббирует российские интересы?

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
МВД Казахстана закручивает пробки на рынке алкоголя
Что стоит за попыткой ужесточения продаж алкогольных напитков?
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Мечты казахстанцев о квадратных метрах «уходят» в область фантастики
Разбираемся к чему приведет повышение базовой ставки до 18%
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента