Бу-бу-бу

7921 просмотров
0
Айдан КАРИБЖАНОВ
Четверг, 11 Июн 2015, 15:33

Упали цены на нефть - иссякли источники погашения кредитов

Хотел бы посмотреть на ситуацию с нацкомпаниями не с точки зрения того, "что есть куча", и на какую зарплату Голдман Сакс готов переманить Бахмутову, Шукеева и Рахметова. Это вещи малосущественные и скорее юмористические.

Долг государственной нефтяной компании в $18 млрд - это уже вещь существенная. Копился он много лет и стал результатом растущих амбиций. Через КМГ государство купило много активов во многом под давлением общественного мнения. "Почему иностранцы из нашей земли нефть добывают, по чьей земле ходят и т.д." Хорошо хоть, что не просто отобрали (хотя было и такое), иначе еще сто лет ходили бы со спущенными штанами по международным арбитражам.

Как всем было известно, нефть могла только дорожать! Чтобы купить месторождения, добывающие нефть, которая через год и десять лет будет только дороже, почему бы не взять денег в долг? Тем более, что деньги эти в долг иностранные инвесторы давали с удовольствием - не сможет КМГ, так государство поможет и заплатит, оно богатое. Весь этот фестиваль-карнавал очень напоминал историю с вечно дорожающими квартирами, ипотеками и спекулянтами. Упали цены на нефть - иссякли источники погашения кредитов.

Все это есть отражение очень большой недоговорённости в том, что делает государство. У государства есть роль контролировать, как нефтекомпании добывают нефть, соблюдают экологические требования, уважают трудовое законодательство и т.д. В условиях СРП, Кашагана и Карачаганака оно должно следить за тем, как компании делают инвестиции, контролировать расходы. А еще оно должно собирать с компаний много денег. В виде налогов, причитающейся нефти и т.д. Это очень большой спектр вещей, которые надо иметь волю делать, да еще и с должным умением. Хоть и прогресс в этом есть, но государство это делает пока плохо. А еще эта функция довольно конфликтная, государство при всей мягкости риторики про любовь к иностранным инвесторам в отношении сырьевых компаний должно умеючи вести перманентную войну. Если этого не делать - сядут на голову.

Вдруг в какой-то момент времени государство начинает активно лезть на другую сторону баррикад. Становится участником разных больших проектов, не имея должной экспертизы и глубоких карманов, становится "инвестором." Причем не главным, не сидит в водительском кресле, а больше в качестве статиста. Причем заплатив большие деньги, взятые в кредит. Складывается абсурдная ситуация, когда одним полушарием мозга государство должно заботиться о максимизации налогов, увеличении нагрузки, местном содержании, использовании местных кадров. С другой стороны, государство как инвестор должно думать о минимизации налогов, уворачиваться от экологических требований, хитрить и обманывать свое другое полушарие. Еще большую пикантность этому придает тот факт, что ключевые решения и по одним, и по другим вопросам принимают одни и те же люди.

В результате имеем то, что имеем. Что надо делать дальше? Дать денег из Нацфонда на развитие нефтянки и спасение КМГ? А разве Нацфонд не создан, чтобы инвестировать в несырьевые инструменты? А, кстати, куда инвестирует Нацфонд? Все ли там в порядке с инвестициями? А может КМГ лучше продать некоторые из своих победоносных активов? А почем? А кому? А почему РД КМГ сидит на куче денег и не инвестирует их?

А можно посмотреть еще шире и выйти за пределы КМГ и нефтяного сектора. А что происходит с долгами КТЖ? А КТЖ не просит денег из Нацфонда? А скольким компаниям КТЖ должна денег? А платит ли она их вовремя? А есть ли достаточный поток транзитных грузов из Китая, чтобы оправдать все эти эпические логистические проекты?

Или посмотреть на проблемы финансового сектора. Про девальвацию и курс тенге - уже оскомина. Тут у них один рецепт - может быть, рубль и нефть вырастут, тогда, может быть, и не придется ничего делать. А если не вырастут? Не вырастут - тогда и думать будем. Огосударствленная пенсионная система жива или нет? Что за чудовищные сделки по покупке облигаций, о которых мы слышим на рынке последние месяцы? Это какие такие частные компании теперь намерены осуществлять ее управление? Никаких внятных ответов на это нет. Зато нам рассказали про новый финансовый центр в Астане и английских судей, которые будут творить арбитраж в стеклянных зданиях будущей ЭКСПО.

Вопросов накопилось много. Никаких существенных ответов не них никто не дает. Только слышится какая-то монотонная колыбельная мелодия. Бу-бу-бу. Бу-бу-бу. Доиграемся мы так скоро.

Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Метания правительства: реформа или откат к ручному управлению?
Экстренные меры по стабилизации экономики перечеркивают логику заявленных преобразований
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента