Элиты не хотят допустить неконтролируемого ими процесса обновления
В отечественном публичном дискурсе активно обсуждается экономическая политика нашего государства. Большей частью преобладают критические оценки, что вполне справедливо: мы все видим, что реальные проблемы не решаются, а забалтываются; предлагаются не решения, а лозунги.
Но что отсутствует в отечественном общественном дискурсе, так это определение того, что есть содержание государственной экономической политики. Этот пробел объясняется просто: цельной и содержательной формулировки экономической политики государства нет. Есть набор пожеланий за все хорошее, против всего плохого, плохо увязанных друг с другом, а зачастую просто противоречащих друг другу.
По воле общества и в его интересах
По одному из определений, экономическая политика – это взаимодействие государства и хозяйствующих субъектов, при котором осуществляется целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы на всех уровнях хозяйствования по воле общества и в его интересах.
На диаграмме 1 отображена динамика оценок того, в какой степени правительство уважает прессу и свободу средств массовой информации, свободу простых людей обсуждать политические вопросы дома и в общественной сфере, а также свободу академического и культурного самовыражения. Оценки лежат в интервале от 0 (никак не уважает) до 1 (уважает полностью). Из того, что отображено на диаграмме, видно, что наше общество очень слабо влияет на власть и имеет мало возможностей донести до нее свою волю. Можно ли считать рост индекса в последние три года тенденцией или случайным всплеском, покажет время, но текущая действительность свидетельствует в пользу случайного всплеска. В любом случае, в 2023 году в этом рейтинге Казахстан был хуже Зимбабве, Чада, Ливии и Анголы.
Другая проблема – наше общество само толком не знает, в чем состоит его воля. Это следствие отсутствия общенациональных дискуссий по самым острым и актуальным проблемам нашей жизни.
Институт V-Dem при Гетеборгском университете проводит глобальные исследования в области демократии. В том числе он составляет рейтинг стран мира по Совещательному принципу демократии. “Совещательный процесс – это процесс, в котором общественное мнение, ориентированное на общее благо, мотивирует политические решения, в отличие от эмоциональных призывов, солидарности, узких интересов или принуждения. Согласно этому принципу, демократия требует большего, чем совокупность существующих предпочтений. На всех уровнях – от формирования предпочтений до принятия окончательного решения – также должен быть уважительный диалог между информированными и компетентными участниками, которые открыты для убеждения”.
Значения для Казахстана в этом рейтинге значительно уступают среднемировым значениям (смотрите диаграмму 2). В 2023 году Казахстан по этому показателю был хуже Гвинеи, Центральной Африканской Республики, Буркина-Фасо и Руанды.
Дефицит общественных дискуссий, слабые навыки ведения содержательной дискуссии — это следствие отсутствия политической конкуренции, отсутствия независимых политических партий, борющихся за голоса избирателей.
Экономическая политика электоральной автократии
Этот раздел в значительной мере основывается на книге Г. ГОЛОСОВА “Политические режимы и трансформации: Россия в сравнительной перспективе”. Хотя целью книги является объяснение траектории развития России, многие из идей, содержащихся в ней, можно применить к Казахстану. Для облегчения чтения обильные цитаты из этой книги не будут специально выделяться.
Электоральные авторитарные режимы базируются на лишенных монолитности правящих группах. Это значит, что любая стратегия реформ должна быть согласована со всеми заинтересованными игроками. Но такое согласование, как правило, невозможно.
В условиях демократии предпочтения избирателей служат ориентиром, который позволяет правящему классу пересмотреть условия консенсуса, временно отстранив наиболее консервативные группы от процесса принятия решений. Это открывает путь к реформам. Однако в условиях политической монополии механизма для отстранения консерваторов нет. Самые влиятельные среди них неуязвимы. А без ротации в наборе игроков, влияющих на экономическую политику, преобразований не будет.
При этом, однако, электоральные авторитарные режимы отличаются от прочих тем, что полностью игнорировать предпочтения избирателей они не могут. А поскольку отреагировать на недовольство избирателей резкими изменениями экономического курса им не по зубам, то единственный путь умилостивить избирателя – это мелкие подачки наиболее важным в электоральном плане группам. Почти повсеместно одна из таких групп – пенсионеры. Есть и другие: государственные служащие, работники образования, низкооплачиваемые рабочие. Конечно же, прекрасно, что уязвимым слоям не отказывают в социальной защите. Но нужно видеть и то, что уже в среднесрочной перспективе реформирование экономики могло бы даже этим слоям дать больше.
Таким образом, электоральный авторитаризм блокирует экономические преобразования на двух уровнях. Это происходит на уровне правящего класса, потому что в закрытой от избирателей конкуренции верх всегда одерживают консервативные фракции, у которых есть все стимулы к защите системы, гарантирующей их привилегии. И это происходит на уровне взаимодействия между правящим классом и массами, потому что у политики мелких подачек есть популярный синоним: “стабильность”, ключевое для режимов данного типа слово. Застой, который для жестких авторитарных режимов часто является лишь заключительной фазой, для электоральных авторитарных режимов – естественное и неустранимое состояние. Они структурно противопоказаны реформам.
При этом авторитарным правителям все же приходится прибегать к дополнительным политическим средствам для того, чтобы блокировать неизбежное недовольство населения. Одно из этих средств — публичная борьба с коррупцией. Конечно, бороться с коррупцией нужно просто для повышения эффективности государственного аппарата. Однако в условиях авторитаризма антикоррупционные кампании неизбежно приобретают второе измерение, поскольку апеллируют к сантиментам масс, показывая, что власть – на стороне народа. Кроме того, официальная борьба с коррупцией всегда носит точечный характер, так что ее жертвами становятся группы правящего класса, по тем или иным причинам выбивающиеся из иерархической структуры режима. Это открывает для властей дополнительные возможности контроля.
Таким образом, экономическая политика нашего государства имеет несколько целей. Во-первых, сохранение статус-кво – элиты не хотят допустить неконтролируемого ими процесса обновления элит. Во-вторых, обеспечение экономического роста, чтобы иметь возможность давать обществу “подачки” по терминологии Г. Голосова, обеспечивая тем самым социальную стабильность.
Такая экономическая политика не может не быть внутренне противоречивой. С одной стороны, провозглашается лозунг поддержки предпринимательской активности, с другой стороны, создаются привилегии для ограниченного числа предпринимателей, формируя неравные конкурентные условия.
Такая экономическая политика приводит к тому, что наша страна постоянно упускает реальные возможности для социального и экономического развития.
Фото: iStock.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!