Казахстан упускает возможности для развития, чтобы элиты сохранили статус-кво

4789 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Пятница, 18 Окт 2024, 14:15

Элиты не хотят допустить неконтролируемого ими процесса обновления

Читайте также
Как год за годом снижается уровень жизни казахстанцев

В отечественном публичном дискурсе активно обсуждается экономическая политика нашего государства. Большей частью преобладают критические оценки, что вполне справедливо: мы все видим, что реальные проблемы не решаются, а забалтываются; предлагаются не решения, а лозунги.

Но что отсутствует в отечественном общественном дискурсе, так это определение того, что есть содержание государственной экономической политики. Этот пробел объясняется просто: цельной и содержательной формулировки экономической политики государства нет. Есть набор пожеланий за все хорошее, против всего плохого, плохо увязанных друг с другом, а зачастую просто противоречащих друг другу.

По воле общества и в его интересах

По одному из определений, экономическая политика – это взаимодействие государства и хозяйствующих субъектов, при котором осуществляется целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы на всех уровнях хозяйствования по воле общества и в его интересах.

На диаграмме 1 отображена динамика оценок того, в какой степени правительство уважает прессу и свободу средств массовой информации, свободу простых людей обсуждать политические вопросы дома и в общественной сфере, а также свободу академического и культурного самовыражения. Оценки лежат в интервале от 0 (никак не уважает) до 1 (уважает полностью). Из того, что отображено на диаграмме, видно, что наше общество очень слабо влияет на власть и имеет мало возможностей донести до нее свою волю. Можно ли считать рост индекса в последние три года тенденцией или случайным всплеском, покажет время, но текущая действительность свидетельствует в пользу случайного всплеска. В любом случае, в 2023 году в этом рейтинге Казахстан был хуже Зимбабве, Чада, Ливии и Анголы.

Другая проблема – наше общество само толком не знает, в чем состоит его воля. Это следствие отсутствия общенациональных дискуссий по самым острым и актуальным проблемам нашей жизни.

Институт V-Dem при Гетеборгском университете проводит глобальные исследования в области демократии. В том числе он составляет рейтинг стран мира по Совещательному принципу демократии. “Совещательный процесс это процесс, в котором общественное мнение, ориентированное на общее благо, мотивирует политические решения, в отличие от эмоциональных призывов, солидарности, узких интересов или принуждения. Согласно этому принципу, демократия требует большего, чем совокупность существующих предпочтений. На всех уровнях от формирования предпочтений до принятия окончательного решения также должен быть уважительный диалог между информированными и компетентными участниками, которые открыты для убеждения”.

Значения для Казахстана в этом рейтинге значительно уступают среднемировым значениям (смотрите диаграмму 2). В 2023 году Казахстан по этому показателю был хуже Гвинеи, Центральной Африканской Республики, Буркина-Фасо и Руанды.

Дефицит общественных дискуссий, слабые навыки ведения содержательной дискуссии — это следствие отсутствия политической конкуренции, отсутствия независимых политических партий, борющихся за голоса избирателей.

Экономическая политика электоральной автократии

Читайте также
Казахстан попал в состояние застоя

Этот раздел в значительной мере основывается на книге Г. ГОЛОСОВА “Политические режимы и трансформации: Россия в сравнительной перспективе”. Хотя целью книги является объяснение траектории развития России, многие из идей, содержащихся в ней, можно применить к Казахстану. Для облегчения чтения обильные цитаты из этой книги не будут специально выделяться.

Электоральные авторитарные режимы базируются на лишенных монолитности правящих группах. Это значит, что любая стратегия реформ должна быть согласована со всеми заинтересованными игроками. Но такое согласование, как правило, невозможно.

В условиях демократии предпочтения избирателей служат ориентиром, который позволяет правящему классу пересмотреть условия консенсуса, временно отстранив наиболее консервативные группы от процесса принятия решений. Это открывает путь к реформам. Однако в условиях политической монополии механизма для отстранения консерваторов нет. Самые влиятельные среди них неуязвимы. А без ротации в наборе игроков, влияющих на экономическую политику, преобразований не будет.

При этом, однако, электоральные авторитарные режимы отличаются от прочих тем, что полностью игнорировать предпочтения избирателей они не могут. А поскольку отреагировать на недовольство избирателей резкими изменениями экономического курса им не по зубам, то единственный путь умилостивить избирателя – это мелкие подачки наиболее важным в электоральном плане группам. Почти повсеместно одна из таких групп – пенсионеры. Есть и другие: государственные служащие, работники образования, низкооплачиваемые рабочие. Конечно же, прекрасно, что уязвимым слоям не отказывают в социальной защите. Но нужно видеть и то, что уже в среднесрочной перспективе реформирование экономики могло бы даже этим слоям дать больше.

Таким образом, электоральный авторитаризм блокирует экономические преобразования на двух уровнях. Это происходит на уровне правящего класса, потому что в закрытой от избирателей конкуренции верх всегда одерживают консервативные фракции, у которых есть все стимулы к защите системы, гарантирующей их привилегии. И это происходит на уровне взаимодействия между правящим классом и массами, потому что у политики мелких подачек есть популярный синоним: “стабильность”, ключевое для режимов данного типа слово. Застой, который для жестких авторитарных режимов часто является лишь заключительной фазой, для электоральных авторитарных режимов – естественное и неустранимое состояние. Они структурно противопоказаны реформам.

Читайте также
Как казахстанцы помогают Путину

При этом авторитарным правителям все же приходится прибегать к дополнительным политическим средствам для того, чтобы блокировать неизбежное недовольство населения. Одно из этих средств — публичная борьба с коррупцией. Конечно, бороться с коррупцией нужно просто для повышения эффективности государственного аппарата. Однако в условиях авторитаризма антикоррупционные кампании неизбежно приобретают второе измерение, поскольку апеллируют к сантиментам масс, показывая, что власть – на стороне народа. Кроме того, официальная борьба с коррупцией всегда носит точечный характер, так что ее жертвами становятся группы правящего класса, по тем или иным причинам выбивающиеся из иерархической структуры режима. Это открывает для властей дополнительные возможности контроля.

Таким образом, экономическая политика нашего государства имеет несколько целей. Во-первых, сохранение статус-кво – элиты не хотят допустить неконтролируемого ими процесса обновления элит. Во-вторых, обеспечение экономического роста, чтобы иметь возможность давать обществу “подачки” по терминологии Г. Голосова, обеспечивая тем самым социальную стабильность.

Такая экономическая политика не может не быть внутренне противоречивой. С одной стороны, провозглашается лозунг поддержки предпринимательской активности, с другой стороны, создаются привилегии для ограниченного числа предпринимателей, формируя неравные конкурентные условия.

Такая экономическая политика приводит к тому, что наша страна постоянно упускает реальные возможности для социального и экономического развития.

Фото: iStock.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Марат Шибутов: «Это далеко не последний террористический акт, направленный по религиозным мотивам против евреев»
Может настать время, когда придётся спасать от беженцев тех, кто ратует за их приём
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером