?> ?>

Китайские акционеры разочаровались в казахстанских специалистах

71715 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Вторник, 15 Авг 2023, 11:00

Пред-ТЭО расширения Шымкентского НПЗ будут дорабатывать в Китае

"КазМунайГаз" рассчитывал победить дефицит бензина в стране путем реализации проекта расширения Шымкентского НПЗ (ТОО "ПетроКазахстан Ойл Продактс", ПКОП). Его мощность предполагалось увеличить вдвое: с текущих 6 млн до 12 млн тонн в год. Минэнерго согласилось, посчитав это лучшей альтернативой строительству еще одного, четвертого НПЗ в стране. Однако, как сообщил телеграм-канал Energy Monitor, китайский акционер ПКОП - компания CNPC - не одобрил разработанное казахстанской стороной пред-ТЭО проекта. В частности, оно не содержит ответа на два ключевых вопроса: где взять деньги на новую модернизацию, если завод еще не рассчитался за предыдущую? И где брать сырье на переработку, если внутренние цены на нефть будут продолжать оставаться в разы ниже экспортных? Как сообщают источники канала, китайская сторона сообщила, что сама будет дорабатывать пред-ТЭО в течение следующих шести месяцев, а затем будет принято (или не принято) инвестиционное решение.

Читайте также
Как "КазМунайГаз" дотирует посредников и перекупщиков

Что выгоднее стране – очередная модернизация или строительство четвертого НПЗ – мы спросили эксперта в области нефтепереработки и нефтегазохимии Аскара ИСМАИЛОВА.

Аскар, почему все-таки не строительство нового завода, а расширение действующего?

– Наверное, потому что и "КазМунайГаз", и правительство трезво оценивают возможности и компетенции нацкомпании. КМГ такие заводы никогда не строил с нуля, поэтому правительству придется предлагать проект четвертого НПЗ зарубежным инвесторам, у которых есть большой опыт. А вот модернизацией НПЗ КМГ уже занимался… Думаю, комментарии излишни.

Основной довод, который был официально озвучен – что на модернизацию существующего НПЗ будет потрачено меньше времени, средств и имеется в наличии инфраструктура. Но это в теории. На практике ожидания и реальность не совпадают. Давайте по порядку разберемся, является ли модернизация более эффективным решением и закроет ли она потребности страны в ГСМ.

На ваш взгляд специалиста, какие существуют вызовы в модернизации существующих производств?

– Первое, это вопросы безопасности. Те, кто имеет опыт работы "в поле", прекрасно понимают, что работы на brownfield (действующее производство) всегда опаснее, чем greenfield (в чистом поле). И это всегда влияет как на продолжительность работ, так и на их стоимость. Поэтому говорить о том, что модернизация – это проще, чем строительство нового завода, не всегда корректно. Вероятность несчастных случаев на действующем производстве всегда выше, чем работы в чистом поле.

Читайте также
"ЛУКОЙЛ" ушёл с Кумколя

Добавьте сюда возможные выбросы газов, вероятность взрывов и прочее. В международной практике это краеугольный вопрос. Риски там умеют просчитывать и понимают последствия и ответственность перед людьми, а не только перед акционерами. Если цена жизни человека в Казахстане чего-то стоит, то нужно вернуться к рассмотрению вопроса строительства нового НПЗ.

Второе – время. Ожидать завершения модернизации раньше 2030 года не стоит. На практике от стадии пред-ТЭО до полноценного запуска может уйти от 7 до 10 лет. Добавьте сюда сложности коммуникаций, когда есть два собственника из разных стран. Это тоже время. То есть до 2030 года проблему периодически стабильного дефицита ГСМ будут предлагать решать импортом из России. А будет ли поставлять Россия столько ГСМ в обозримой перспективе?

Как мы видим, в текущем году у соседей уже складывается дефицит ГСМ, так как большие объемы идут на экспорт, где цены намного приятнее внутренних российских, не говоря уже о казахстанских. Допустим, россияне будут выручать нас до 2030 года. А что потом? Закроют ли дополнительные 6 миллионов тонн на ПКОП потребность 2030 года в Казахстане? В прошлую модернизацию нам обещали, что дефицита не будет. А он есть. Конечно, можно говорить, что не весь объем модернизации был выполнен. Хотя бы на том же ПНХЗ. Но факт остается фактом: с точки зрения стратегического планирования, модернизация ПКОП – это полумера.

Читайте также
Чем грозят Казахстану атаки на Новороссийск

Нужно также понимать, что 50% от дополнительных 6 млн тонн на ПКОП принадлежит китайской стороне. Куда они направят эти объемы, пока непонятно. Возможно, в Китай. Тогда дефицит ГСМ не решается от слова совсем.

Третье – стоимость. Говорить о том, что модернизация может обойтись дешевле, в реалиях Казахстана, я считаю, преждевременно. И основной вопрос - финансирование. Заемные деньги? Под какие проценты? Например, случай с займом АНПЗ, взятым в российских рублях, показал, как всё может поменяться и какую нагрузку оказывает это решение на финансовые результаты завода. Банкиры – люди хладнокровные и будут учитывать свой интерес в первую очередь, а не вопросы обеспечения ГСМ в стране. Так что скажу в стиле бывшего руководителя соседней страны – денег нет, но вы держитесь!

И, наконец, откуда брать нефть? Уровень добычи в Кызылординской области падает катастрофически. Хорошо, если через 7-10 лет завод в Шымкенте будет получать достаточно нефти для существующих объемов переработки. А тут требуется еще 6 миллионов тонн только на пост-модернизацию. Гипотетически можно предположить, что китайская сторона может привлечь нефть с Кашагана. Какой объем? 1,5-2 миллиона тонн или больше? Этого недостаточно. Да и будет ли китайцам выгодно продавать на ПКОП, если экспортные цены намного выше внутренних для НПЗ?

Плюс нужно будет платить за транспортировку до Шымкента. Будет ли КТК-К в восторге от того, что объемы прокачиваемой нефти снизятся из-за такого разворота? Как на это отреагируют другие партнеры по Кашагану? Интересы многих там могут быть задеты.

Читайте также
"КазМунайГаз" и "Татнефть" не поделили шкуру неубитого медведя

И что вы предлагаете?

– Прорабатывать оба варианта: и модернизацию, и строительство нового НПЗ, и по итогам решить, что лучше для республики. Возможно, строительство нового НПЗ с привлечением международных игроков. Возможно, оба варианта. Пусть КМГ модернизирует ПКОП, а строительство идет своим чередом. А время покажет, какое решение было правильным.

Хочу отметить, что новый завод можно проектировать сразу на объемы 10-12 миллионов тонн в год, а после дополнительно модернизировать, если будет потребность. Излишки ГСМ всегда можно выгодно экспортировать. Посмотрите, как россияне успешно продают топливо в Азиатском регионе. И экспортная цена всегда выше, как и на нефть. А это дополнительные доходы для государства. Жизнь вносит свои коррективы, как показывает практика, а Безумный Макс подсказывает, что бензин будет пользоваться спросом еще долго…

Фото: kazpravda.kz.

Ежедневные нефтегазовые новости и комментарии – в Telegram-канале Олега Червинского "Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии": t.me/oilgazKZ.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




?> ?>
первый заместитель главы Антикора
Большинство госслужащих – порядочные люди, я отвечаю!
Как получить автомобиль, не потратив ни тиына на его покупку
Лизинговая компания Astana Motors Finance позволяет клиентам использовать новый автомобиль без капиталовложений
Ловкость рук и никакой коррупции: как снять сливки с бюджетных миллиардов
Для чего управление строительства Алматы переиграло тендеры для ПКС на квартиры для очередников
Устроивший ДТП мопедист признан свидетелем аварии
В Алматы судят водителя минивэна, не сумевшего увернуться от мопеда с пассажиром
Новые тарифы на газ: мир – хижинам, война – дворцам
Живёте в большом доме? Готовьтесь платить за газ в полтора раза больше
Как год за годом снижается уровень жизни казахстанцев
Доля бедных в Казахстане начала расти ещё в 2017 году, до того, как пришел Covid-19
Успех программы Starship: как Илон Маск одним выстрелом сразил трёх зайцев
Основателя SpaceX можно поздравить и согласиться с прогнозом Informa Connect Academy, что к 2027 году Маск может стать первым на планете долларовым триллионером
Эпизод из жизни великого Пржевальского: три месяца тюрьмы в "поганом Зайсане"
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Талхиз. Выхода нет?
Нужен ли нашей стране  памятник ЮНЕСКО и может ли он когда-нибудь стать популярным туристическим объектом
Что думают прокуроры и адвокаты о деле Лизы Пылаевой
Приговоры должны быть понятны, как финалы в книгах Агаты Кристи, а мы в растерянности: то ли развели, то ли следствие неграмотное, то ли ничего не было
Голову жителя Хромтау нашли в морозильнике
Остальные части тела полицейские обнаружили в пакетах за городом
Димаш қатысқан бір клип үшін бюджет қаншаға шашылды
Димаштың әніне танымал туристік жерлерде клип түсірілді
Полиция: ОПГ “Хуторские” на учёте не состоит
Полиция сама вышла на связь со СМИ, но что хорошего это может сулить?
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Президент и крестьяне
Земельные кадастры - как инструмент восстановления справедливости (или передела незаконно захваченного)
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.