Люди с активной гражданской позицией выжидают

198 просмотров
0
Анна КАЛАШНИКОВА
Пятница, 26 Дек 2025, 11:35

Политолог Андрей Чеботарёв об итогах 2025 года, институциональных изменениях и границах гражданского участия

В 2025 году в политической повестке обозначились несколько ключевых линий: обсуждение парламентской реформы, резонансные конфликты вокруг СМИ, кадровые решения и заметное снижение публичной гражданской активности. Эти процессы по-разному проявлялись в течение года, но в совокупности показали, где проходят границы изменений и участия. О том, какие из них оказались принципиальными и почему люди с активной гражданской позицией предпочли выжидать, редакции Ratel.kz рассказал политолог Андрей Чеботарёв - директор Центра актуальных исследований «Альтернатива».

- Какие политические события этого года вы считаете самыми запоминающимися? Почему именно они, на ваш взгляд, стали ключевыми?

- Прежде всего, это анонсирование президентом страны Касым-Жомартом Токаевым проведения в 2027 году парламентской реформы. Считаю, что она призвана обеспечить в обозримой перспективе преемственность не столько президентской власти, сколько официального политического курса. В связи с этим ставка делается не столько на конкретную персону как потенциального кандидата в президенты, сколько на институциональные изменения в политической системе Казахстана. К тому же запрос на введение однопалатного парламента в унитарном государстве имеется давно. Правда, есть спорные моменты, включая возвращение пропорциональной избирательной системы. Но в целом ожидается усиление полномочий законодательного органа и уровня подотчетности правительства перед ним.

Далее это утверждение Указом Президента РК от 5 ноября т.г. документа «Основные принципы, ценности и направления внутренней политики Республики Казахстан». До этого данное направление деятельности государства и его органов, несмотря на свою важность, не было отражено в едином официальном документе, определяющем ее суть, цель, принципы, основные направления и механизмы реализации. Но, как говорится, «Лучше поздно, чем никогда». В первую очередь, этот документ является своего рода инструкцией для сотрудников профильных госорганов. Вместе с тем он значим и для широкой общественности, которая получила максимальное представление о внутренней политике государства и может так или иначе использовать эти знания в процессе своей жизнедеятельности. Начиная от воспитания детей в духе общенациональных ценностей и заканчивая взаимодействием с госорганами и их должностными лицами. Для меня оба эти события важны еще и потому, что я непосредственно принимал и принимаю участие в разработке соответствующих документов.

Некоторые же события носили резонансный характер и возникли не вследствие решений и действий властей, а независимо и даже вопреки им. Это, во-первых, покушение на заместителя акима города Шымкент Руслана Берденова, сорвавшее едва начавшуюся его карьеру на госслужбе. Во-вторых, неоднозначная ситуация вокруг интернет-издания «Orda.kz» и ее главного редактора Гульнар Бажкеновой, которое можно назвать «ORDAгейт». И, в-третьих, конфликт между информагентством «КазТАГ» и «Freedom Holding Corp.». Все они, на мой взгляд, объединены фактором обострения внутриэлитных противоречий с вмешательством государства в поддержку одной из противоборствующих сторон. Но, если ситуация с Берденовым была разрешена максимально в правовых рамках, то ситуация с двумя указанными СМИ вызывает как минимум ряд вопросов относительно необходимости  использования жестких мер в отношении их руководителей.

- Что в политической системе Казахстана за этот год реально изменилось, а что осталось прежним?

- Из конкретных мер институционального характера можно отметить реорганизацию Агентства по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) путем присоединения к Комитету национальной безопасности (КНБ). Это позволило, во-первых, усилить позиции КНБ в целом и по линии обеспечения экономической безопасности, в частности. Во-вторых, придать антикоррупционной деятельности качественно новый формат, включив ее в сферу национальной безопасности. Представляется, что это повлияло на определенное снижение уровня коррупции в госаппарате, поскольку мало кто захочет оказаться в поле зрения КНБ.

В то же время неоднозначная ситуация сложилась вокруг выборности акимов районов и городов областного значения. В этом году были избраны 8 акимов этой категории, включая акима города Семей. Однако сам формат проведения данных выборов без четкого порядка их назначения и единого дня голосования, с низким уровнем конкуренции, в том числе среди действующих партий, и освещения в СМИ делает их довольно формальными. Впрочем, президент поручил рассмотреть возможность изменения процедуры выборности этих акимов с передачей  ее в компетенцию соответствующих маслихатов. Судя потому, что такая постановка вопроса не вызвала какой-либо резкой критики и протестов в обществе, то следует ожидать принятия по нему положительного решения.

- Кадровая политика этого года - это обновление управленческой элиты или перераспределение ролей внутри прежнего круга?

- Налицо перераспределение ролей. При этом сохраняется ставка на представителей дипломатической службы. Показательно в этой связи назначение бывшего официального представителя Министерства иностранных дел (МИД) Айбека Смадиярова заведующим Отделом внутренней политики Администрации Президента РК. Однако все это демонстрирует сохранение в госаппарате кадрового дефицита.  

Разве что постепенно идет рекрутирование кадров из числа парламентариев, причем из разных партий. Вновь отмечу пребывание в должности замакима Шымкента экс-депутата Мажилиса Парламента от партии «Respublica» Руслана Берденова. А его бывшая коллега по законодательному органу из партии «Amanat» Жулдыз Сулейменова была назначена министром просвещения. Но пока это разовые меры. Хотя за счет представителей разных партий власти могут, в частности, обновить корпус акимов районов и городов областного значения. Главное, чтобы сами партии в ближайшее время сформировали пул своих кандидатов на эти должности.

- Чем парламент запомнился в этом году?

- Парламент в лице депутатов обеих палат все больше становится открытым и самостоятельным. Прежде всего, увеличивается количество законопроектов, инициированных парламентариями. В этом году, к примеру, таковыми стали уже принятые законы «Об амнистии в связи с тридцатилетием Конституции Республики Казахстан и «Об искусственном интеллекте». На рассмотрении в Мажилисе также находятся проекты законов с поправками в законодательство о местном государственном управлении и самоуправлении, миграции населения, энергосбережения и т.д.

Что касается открытости, то у Мажилиса в основном это проявляется в рамках работы Общественной палаты. В этом году было проведено 14 ее заседаний, включая 6 выездных в отдельных регионах, с рассмотрением различных законопроектов либо важных вопросов, требующих законодательного обеспечения. Сенат же, в частности, провел в октябре Taldau Forum с обсуждением вопросов развития человеческого капитала и цифровизации, а позже запустил новый набор в действующую под его эгидой Школу аналитики. Так что у обеих палат выстроены и достаточно хорошо функционируют различные механизмы взаимодействия с обществом и его институтами.     

- В парламенте представлены шесть партий. Появились ли среди них признаки реальной политической конкуренции? И как бы вы оценили их активность по шкале от одного до шести, где «один» - самая активная и перспективная партия, далее по убыванию?

- По крайней мере, в Мажилисе наблюдается многообразие мнений по разным вопросам жизнедеятельности казахстанского общества и государства. В определенной степени это положительно влияет и на качество рассматриваемых парламентом законопроектов. Однако по количеству инициируемых законопроектов лидируют депутаты от партии «Amanat». Тогда как остальные партии преуспели в основном в запросах своих депутатов к правительству и иным центральным госорганам. Поэтому здесь, скорее всего, наблюдается не конкуренция, а своего рода разделение труда между ними. К примеру, партии «Ак жол» и «Respublica» поднимают вопросы развития экономики и предпринимательства, «Ауыл» - сельского хозяйства, НПК и ОСДП – социальной сферы.

«Amanat» как партия большинства задает тон в законотворческой деятельности и по другим направлениям работы Мажилиса. Поэтому первое место объективно занимает она. Что касается остальных партий, то я бы не стал оценивать работу их депутатских фракций таким образом. Некоторые из них, к примеру, иногда обращают на себя внимание не общим количеством запросов, а содержанием какого-либо одного из них.

Кстати, практически у всех парламентских партий с 2023 года деятельность максимально сместилась в парламент. То есть, все вертится вокруг их фракций. Тогда как снизился и без того невысокий уровень их взаимодействия с населением, включая работу региональных отделений. Так что будем ожидать, что в условиях подготовки к парламентской реформе и последующим выборам партии предпримут необходимые меры для улучшения своей деятельности.

- Изменилась ли роль граждан в политической жизни страны: общество стало более политизированным или более пассивным?

- Значительная часть нашего общества продолжает проявлять пассивность, на что, по моему мнению, влияют следующие основные факторы.

Во-первых, растущая фрагментация общества при отсутствии солидарности и взаимной поддержки между его разными частями. Даже внутри журналистского сообщества наблюдается выражение равнодушия или злорадства по отношению к коллегам, оказавшимся в критических ситуациях. Что уж тут говорить о представителях самых разных социальных групп и сфер деятельности, которые физически живут в одной стране, но ментально - словно в параллельных мирах. К тому же всему этому способствует наличие всевозможных «линий разлома», в том числе обусловленных внешними факторами.

Во-вторых, опасения властей относительно неконтролируемых проявлений гражданской активности, политизации деятельности различных институтов гражданского общества и, как следствие, вероятных проявлений дестабилизации обстановки в стране. В связи с этим они применяют различные ограничения и методы давления, начиная от отказов в проведении мирных собраний и заканчивая привлечением гражданских активистов к административной или уголовной ответственности по разным основаниям.

В-третьих, негативная роль социальных сетей, создающих у ряда гражданских активистов иллюзию влияния среди потенциальных сторонников и представителей власти. В связи с этим они предпочитают виртуальное общественно-политическое участие реальному. Особенно это наблюдается, когда недовольные конкретными действиями либо бездействием властей люди «выпускают пар» в соцсетях, что заменяет им проведение различных акций протеста.

В-четвертых, негативные процессы в экономике и социальной сфере, вынуждающие граждан максимально сосредотачиваться на своей работе, домашнем хозяйстве, семейных делах, получении кредитов и т.д.

Так, из протестов этого года вспоминается только ноябрьский митинг группы матерей погибших и пострадавших военнослужащих возле здания Минобороны. Даже неправительственные организации в своем большинстве не проявляют активности, например, по осуществлению общественного контроля за деятельностью государственных и квазигосударственных структур, а также по разработке проекта закона об НПО. Такое ощущение, что люди с активной гражданской позицией выжидают более благоприятного времени для ее проявления.  

- Как вы в целом оцениваете внешнеполитический год для Казахстана?

- В сфере международных отношений уходящий год для Казахстана был довольно успешным. Этому благоприятствовали, с одной стороны, изменения в мировой политике, в том числе обусловленные сменой политического курса в США в рамках второго президентского срока Дональда Трампа. А, с другой стороны, неукоснительное следование нашей страной принципам многовекторности и прагматизма во внешней политике, а также поддержание нейтральной позиции по отношению к международным спорам и конфликтам. Если в 2022-2024 гг. Казахстан фактически был вынужден лавировать между ведущими участниками международных отношений, то в этом году он двигался достаточно уверенно в соответствие со своими национальными интересами.

Следует выделить два основных внешнеполитических направления, где Казахстан преуспел. Прежде всего, это развитие региональной кооперации в Центральной Азии (ЦА), которая способствует росту политической субъектности региона в системе международных отношений. Наша страна, в частности, провела 17 июня в своей столице второй саммит «Центральная Азия – Китай». Кроме того, в этом году впервые прошли саммиты стран ЦА с Евросоюзом, Италией и Японией. Особо следует отметить второй саммит «Центральная Азия – США», прошедший 6 ноября в Вашингтоне. Все это свидетельствует о важности роли ЦА во внешней политике указанных стран и международных организаций. К тому же участником ежегодных Консультативных встреч глав государств ЦА стал Азербайджан, что обусловлено тесными политическими, экономическими и социокультурными связями между ним и странами региона.

Второе важное направление – это продвижение Казахстаном своих позиций в ООН и сотрудничество с ее институтами. Прежде всего, 4 марта Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция о создании Регионального центра по целям в области устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана с размещением в Алматы. Затем 3 августа состоялось подписание президентом Касым-Жомартом Токаевым и генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем соглашения о создании данного центра. В том числе все это призвано способствовать повышению и укреплению статуса Алматы как города глобального значения с развитой инфраструктурой и готовностью принимать и продвигать различные международные инициативы.

Также продолжилось продвижение идеи относительно реформирования ООН. 23 сентября, выступая на общих дебатах 80-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, Токаев призвал реформировать Совет Безопасности ООН посредством введения в его состав крупных государств Азии, Африки и Латинской Америки, особенно из числа средних держав (middle powers), с последующей ротацией. Судя по всему, Казахстан претендует занять свое место в этом органе. Правда, пока неизвестно, насколько готовы к реализации этого предложения как постоянные члены Совета безопасности ООН, так и другие страны мира.

В рамках двустороннего взаимодействия приоритеты Казахстана были неизменно связаны с Китаем и Россией. Показательным в связи с этим стало, в частности, принятие решений об определении лидерами международных консорциумов по строительству первой и второй АЭС «Росатома» (РФ) и «China National Nuclear Corporation» (КНР) соответственно.

- Какой главный итог этого года вы бы выделили и какой ключевой риск видите на ближайшую перспективу?

- Главным итогом этого года стало развитие Казахстана в сравнительно стабильной атмосфере без каких-либо политических, социально-экономических и прочих потрясений. Резонансные события не привели к дестабилизации обстановки в стране. Не было также техногенных катастроф и иных чрезвычайных ситуаций. Благоприятным был и внешнеполитический фон.

Вместе с тем все это не является поводом для успокоения. Ряд экспертов прогнозируют ухудшение в следующем году ситуации в экономике и социальной сфере. В свою очередь, это может негативно отразиться и в политической жизни страны. Поэтому государству следует подготовиться ко всему этому, чтобы хотя бы минимизировать соответствующие угрозы. В том числе усилить социальную помощь разным слоям населения, а также поддержать субъектов малого и среднего бизнеса.

Отрицательной тенденцией является также отмеченное выше участие государства во внутриэлитных конфликтах. В связи с этим оно рискует утратить статус арбитра между их участниками. Так что лучше решать соответствующие споры и конфликты в судебном порядке, причем на основе не уголовного, а гражданского законодательства.

Оставьте комментарий

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Терроризм в странах СНГ: как менялась угроза после распада СССР
От войн и «больших» захватов заложников к точечным атакам и транснациональным сетям
Стратегия как способ видеть мир
Как в Lions Club Almaty соединяются мышление, служение и ответственность за будущее
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Народная дипломатия без протокола: второй путь Казахстана во внешней политике
Почему народная дипломатия становится ключевым инструментом международного взаимодействия Казахстана
«КазМунайГаз»: Jet A-1 используется в странах с суровым климатом
В начале декабря «КазМунайГаз» заявил, что аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
«КазМунайГаз»: Jet A-1 используется в странах с суровым климатом
В начале декабря «КазМунайГаз» заявил, что аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером