Модернизируйте меня полностью

4521 просмотров
0
Ольга МАЛЫШЕВА
Воскресенье, 24 Дек 2017, 15:00

Почему культурные проекты не хотят «духовно возрождать» Казахстан

Читайте также
Министр культуры вручил рэкетиру медаль «За трудовое отличие»

Несколько недель назад активисты из Стокгольма из «Центрально-Азиатской группы», которые проводят в Швеции ежегодные Дни Центральной Азии, попросили меня порекомендовать им документальный фильм о правах женщин, снятый в Казахстане или в других странах ЦА.

Ничего подобного припомнить мне не удалось, и за рекомендацией я обратилась к главе Ассоциации кинокритиков Казахстана Гульнаре АБИКЕЕВОЙ.

И выяснилось вот что: подобного кино в Казахстане не производят. Единственное, что вспомнилось – две ленты, снятые в Таджикистане: «Живые контейнеры» Орзу ШАРИПОВА и «Новая Пенелопа» Георгия ДЗАЛАЕВА. И те, положа руку на сердце, не о правах, а скорее о бесправии женщин.

Поем мы славу

Документальное кино в Казахстане – жанр редкий, а социальное документальное кино – практически совсем не существующий. Потенциально мощный инструмент ведения диалога о проблемах, а то и пропаганды, не используется кинематографистам совершенно.

Львиная доля документального кино, которое производится в Казахстане, - исторические или героические портреты. Если посмотреть список документальных фильмов, снятых на «Казахфильме» за всю его историю, на официальном сайте государственной киностудии, то там в названиях – сплошь имена. Изредка – названия городов. Совсем единицы – про значимые события.

Читайте также
Позоры и сборы

Ничего, кроме удивления, не вызвал и совсем недавний релиз – фильм к юбилею Казыбек би. В сообщении пресс-службы киностудии сказано: «Фильм, приуроченный к 350-летию легендарного исторического деятеля, снят в рамках программы «Взгляд в будущее: модернизация сознания». Назад в будущее.

Институт понтов

Интересно, что пропаганда инструментами кино не работает ни в документальном жанре, ни в игровом, и ни внутри страны, ни за ее пределами.

Взять, к примеру, выдвижение отечественных картин на «Оскар». Оскаровский комитет (кто бы в нем ни состоял – а в последние годы мало кто вообще в курсе, как и из числа кого его формируют) не ставит себе целью донести месседж до мировой общественности, не следит за трендами в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Очевидно, что единственная цель – дать некий профит режиссеру, чью картину выдвигают от страны.

Читайте также
Это будет кино для взрослых

Так, в 2017 году даже в длинный список на «Оскар» не попала «Дорога к матери» Акана САТАЕВА. Фильм, который ни формой, ни содержанием, ни проблематикой удивить американскую киноакадемию заведомо не мог.

Тем не менее для Сатаева – это статус: его кино попробовалось на самую престижную кинопремию мира. Ну а кого еще было выдвигать в этом году: режиссер работает над крупнейшими государственными проектами в области кино – «Томирис» и новая часть саги «Путь лидера».

Впрочем, у Сатаева был удачный опыт госзаказа – «Жаужурекмын бала». Однако сила этого фильма, который так и хочется назвать супергеройским блокбастером, как раз и была в том, что он не пытался ничего пропагандировать.

Той-культура и той-бизнес

Зачем пропагандировать, когда можно просто зарабатывать – считают коммерческие режиссеры (впрочем, государственные бюджеты на кино таковы, что там тоже есть чем поживиться). А если не отбиться в прокате, так хотя бы засветить артистов, которые затем пойдут по уже гарантированно хлебному пути: на тои.

Кино как социальная идея в 2017 году случалось только дважды: причем, и в артхаусном ключе, и во вполне попсовом. Это я снова вспоминаю «Грязь большого города» Наримана ТУРЕБАЕВА и «Когда ангелы спят» Рашида СУЛЕЙМЕНОВА.

Читайте также
Кому нужно казахстанское кино за рубежом?

Пропагандой их, конечно, называть не стоит – если рассматривать картины в таком ключе, то можно решить, что обе они (а в основе фильмов – истории о народных мстителях) призывают к самосуду и наказаниям без следствия.

Но как элемент программы по модернизации сознания обе вполне могли бы сработать. Правда, в таком качестве они, во-первых, не планировались, во-вторых, к самой программе «Рухани жангыру» есть много вопросов.

Рухани кенгуру

Фильм к юбилею бия – не единственное удивительное событие в рамках «модернизации сознания». Любопытно, что в списке мероприятий, на которые будет выделен бюджет по программе, встречаются такие, которые проводятся в стране не первый год – то есть никакого новаторства там, скорее всего, не предвидится.

Что вообще включает в себя модернизация сознания, рядовому казахстанцу не ответить: попробуйте спросить прохожего на улице – вряд ли услышите внятный ответ.

Зато алматинский поэт Ануар ДЮЙСЕНБИНОВ точно продемонстрировал, что такое постмодернизация. Его стихотворение «Рухани кенгуру» несколько недель назад вирусом разлетелось по фейсбуку.

из западной европы в западный китай

скачет наш маленький бежит наш кішкентай

и в холод и в жару и в гору и в дыру

вывозит все невзгоды Рухани Кенгуру

***

Читайте также
До и после Серебренникова: за что судили в Казахстане театральных деятелей

heyhoney я умру когда-нибудь умру

но дух поскачет в степь я Рухани Кенгуру

проскачет все состепья духовных қаңғыру

ептеп и stepbystep я знаю жангырнусь

я верю в силу руха поэтому вернусь

назойливая муха Рухани Кенгуру

Но орден или премию поэту за «Рухани Кенгуру» вряд ли выдадут.

Фото: из открытых источников.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Попечительный «охотник на ведьм»?
Что скрывается за информатакой на министра просвещения?
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Какой город «круче»: Астана, Алматы или Шымкент?
Сравнительный анализ трёх мегаполисов по демографии, доходам и экономике
В этом году в Казахстане собрано пшеницы на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года
О чём говорит ноябрьский отчёт USDA
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В этом году в Казахстане собрано пшеницы на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года
О чём говорит ноябрьский отчёт USDA
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером