Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Известно, какую роль играет в судьбе образование. А тем более, когда речь идёт о таких знаковых личностях, которых не без основания считают просветителями своего народа.
Чокан Валиханов (1835-1865)
Где и когда учился?
В детстве - у муллы в Кушмуруне.
С 1847 по 1853 год - в Сибирском кадетском корпусе в Омске (бывшем казачьем училище).
Какие предметы изучал?
У муллы научился читать и писать "по-чагатайски" и овладел арабским.
В корпусе изучал военные дисциплины, всеобщую географию, всеобщую историю, русскую и западноевропейскую литературу, основы философии, ботанику, зоологию, физику, математику, геодезию, строительное искусство с элементами архитектуры, начала естественной истории, черчение, рисование, каллиграфия, французский, немецкий языки, восточные языки (тюркский, монгольский, арабский и персидский).
Кто был среди учителей?
Большую роль в образовании Чокана сыграл Н. Ф. КОСТЫЛЕЦКИЙ, выпускник восточного факультета Казанского университета и преподававший русскую литературу (в корпус Валиханов поступил не владея русским языком!). Кроме того - П. В. ГОНСЕВСКИЙ (история цивилизации), Е. И. СТАРКОВ (география), К. ГУТКОВСКИЙ (геодезия), И. В. ЖДАН-ПУШКИН ("инспектор классов", впервые познакомивший Чокана с журналом "Современник").
Куда попал "по распределению"?
По окончании был принят адъютантом к генерал-губернатору ГАСФОРТУ.
Ибрай Алтынсарин (1841 – 1889)
Где и когда учился?
В Школе для киргизских детей при Оренбургской Пограничной комиссии с 1850 по 1858.
Какие предметы изучал?
Русский, татарский, арабский и персидский языки, Коран и его толкование, законы ислама, арифметику, делопроизводство, "порядок производства следствий", гимнастику.
Кто был среди учителей?
Ахун главной Оренбургской мечети Усман МУСИН обучал исламу и Корану. Мирсалих БЕКЧУРИН, известный востоковед, арабскому, персидскому и татарскому языку. Свою роль в образовании сыграл и известный ориенталист В. В. ГРИГОРЬЕВ, у которого Ибрай бывал дома, брал частные уроки и книги из домашней библиотеки.
Куда попал "по распределению"?
Писарем к деду Балгожи ДЖАНБУРЧИНУ (управляющему Узунским родом), а затем младшим толмачом Оренбургского областного правления и учителем русского языка в им же организованной школе в Тургае.
Абай Кунанбаев (1845 – 1904)
Где и когда учился?
У муллы дома.
В медресе Семипалатинска.
Одновременно посещал в Семипалатинске русскую приходскую школу.
В зрелом возрасте много занимается самообразованием.
Какие предметы изучал?
В медресе - арабский, персидский и другие восточные языки, Коран, исламскую догматику
Кто был среди учителей?
В Семипалатинске - мулла Ахмет-Риза. Определённую роль в образовании и формировании мировоззрения сыграло общение с политическими ссыльными Е. П. МИХАЭЛИСОМ, Н. ДОЛГОПОЛОВЫМ, С. ГРОССОМ.
Куда попал "по распределению"?
Из Семипалатинска по велению отца вернулся в свой аул, не закончив обучения.
Каныш Сатпаев (1899 – 1964)
Где и когда учился?
В аульной русско-киргизской школе (1909-1911).
В Русско-киргизском училище в Павлодаре (1911-1914).
В Семипалатинской учительской семинарии (1914 – 1918)
В Томском технологическом институте, на горном факультете (1921 – 1926)
Какие предметы изучал?
В аульной школе – арабский и русский язык, Коран.
В училище: русский язык, математика, история, география.
В семинарии: русский язык и литература, математика, история, естествознание.
В институте – все предметы необходимые для фундаментального высшего образования и овладения специальностью.
Кто был среди учителей?
В аульной школе – учитель Г. В. ТЕРЕНТЬЕВ.
В училище – А. З. САТПАЕВ, Н. Е. АЛЕКСЕЕВ.
В семинарии – А. Н. БЕЛОСЛЮДОВ (известный краевед).
В институте – М. А. УСОВ (будущий академик, ученик В. А. ОБРУЧЕВА), М. П. РУСАКОВ.
Куда попал "по распределению"?
Начальником геологического отдела Атбасарского треста цветных металлов.
Мухтар Ауэзов (1897 – 1961)
Где и когда учился?
Медресе Семипалатинска (проучился год).
В 1907 - 1912 годы - 5-классное городское русское училище в Семипалатинске (обучался на земскую стипендию Чингизской волости).
Семипалатинская учительская семинария (1912 -1919).
Среднеазиатский университет, вольнослушатель (1922)
Ленинградский государственный университет, факультет общественных наук (литературно-лингвистическое отделение), посещал лекции на Восточном факультете (1923 -1928, с перерывами)
Какие предметы изучал?
В семинарии: русский язык и литературу, математику, историю, естествознание.
Кто был среди учителей?
В семинарии – В. И. ПОПОВ (русский язык и литература).
В университете – проф. В. В. СИПОВСКИЙ (русская литература), Ю. Г. ОКСМАН (пушкинист), академик Л. В. ЩЕРБА (фонетика русского языка), будущие академики В. В. ВИНОГРАДОВ и С. П. ОБНОРСКИЙ (языковедение)
Куда попал "по распределению"?
По окончании семинарии – в Семипалатинский облисполком.
После окончания Ленинградского университета – в аспирантуру СГУ.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!