Наша «Евразия»

5919 просмотров
0
Асия БАЙГОЖИНА
Среда, 24 Сен 2014, 07:35

Депардье как отказник от своей родины, прямо скажем, не внушает доверия.

Десятый юбилейный МКФ «Евразия» обрадовал уже тем, что состоялся. Каждый год это как гадание на ромашке: будет - не будет. Случился – уже праздник! Сейчас никого, кроме редких иностранцев, не удивляет, что проводит его исключительно «Казахфильм». Баталии о том, что должна быть отдельная, автономная дирекция фестиваля, канули в Лету. Союз кинематографистов в состоянии раздрая и скорее мертв, чем жив. Остальные продюсерские центры и студии в ожидании госдотаций - опять же только через «Казахфильм» - предпочитают не ввязываться: себе дороже и боком выйдет. Потому «Казахфильм» сегодня наше всё, да и тот выставлен на торги. И хотя аким города на открытии «Евразии» сорвал аплодисменты сообщением, что «Казахфильм» был и будет всегда, похоже, что будет он чем угодно, только не киностудией. На этом фоне вроде неловко критиковать «Евразию»: провели же, в конце концов! Но праздник вопреки ожиданиям (как-никак – юбилей!) был скучным и унылым – словно затевали его ради «галочки» в отчете. И дело тут не только в урезанном бюджете фестиваля.

«Евразия» - державный фестиваль, все, что здесь демонстрируется (во всяком случае местного производства), видимо, должно быть сугубо пафосным и глянцевым. На худой конец - веселым.

Последние три года, несмотря на перманентно авральную подготовку, программа «Евразии» становилась все более насыщенной и демонстрировала приличный уровень настоящего фестиваля: помимо основного конкурса, шли питчинги проектов, круглые столы, мастер-классы знаменитостей. А главная гордость: зарубежные критики приезжали специально, чтобы посмотреть наше новое казахское кино. А заодно и фильмы Центральной Азии. К юбилею вдруг все это «сдулось» и приняло какие-то скукоженные формы. Программы есть, но составляли их по принципу ретро и «приятности во всех отношениях».

«Евразия» - державный фестиваль, все, что здесь демонстрируется (во всяком случае местного производства), видимо, должно быть сугубо пафосным и глянцевым. На худой конец - веселым. Вот программа «Динамичное казахское кино». Резонно было включить в нее нашумевшие свежие фильмы Жанны Исабаевой и Адильхана Ержанова? Вполне. Тем более, местный зритель их еще не видел. А и не надо ему! Какая еще живая жизнь и высокое искусство? Зачем грузить людей проблемами? Это – негатив. А фестиваль - праздник. Надо смотреть и радоваться!

Фильмов соседей - узбеков, кыргызов, таджиков, туркмен - не было вовсе. Дискуссий – тем более. Хотя 30-летие новой казахской «волны» - повод к размышлениям о современном кинопроцессе в стране. Кстати, режиссеры легендарной «волны» во главе со своим мастером Сергеем Соловьевым почти все наличествовали, наверняка каждому из них было чем поделиться с критиками и киноведами. И Мурат Ауэзов, отец этой «волны», мог, наверное, прийти на такую встречу. А зачем? Фильмы показали, почет оказали - что еще надо? Зачем заморачиваться? Единственный, чей 100-летний юбилей действительно отмечали в рамках «Евразии», - Шакен Айманов. Но тоже без драйва, все по протоколу. Планка ожиданий у нас явно завышена. Фестиваль -2014 был весь - как отчетное чиновничье мероприятие: показали-провели-отметили – свободны!

Просто слезы умиления наворачиваются от мудрости каждого нашего местного персонажа, включая животных.

В конкурс от Казахстана предсказуемо включили «Голос степи» (производство Казахстан/ Франция, режиссеры Е. Шинарбаев и Ж.Депардье) - видовой музыкальный фильм. Насколько это хорошо по видам природы, настолько невнятно по режиссуре. Да и сюжет тот еще. Не удержусь, расскажу подробнее. Французская пара - археологи - участвуют здесь в раскопках. Два их малолетних сына катаются по степи на велосипедах. Габриель срывается с холма и погибает на глазах у брата. Тот теряет дар речи. В буквальном смысле. Хозяин дома, где остановились французы, учит мальчика Антонеля слушать и слышать голоса природы. Через много лет внук хозяина дома едет в Париж, чтобы пригласить Депардье - да, он тот самый мальчик из наших степей! - консультантом по акустике строящегося здания «Астана-опера» в Астане. Само собой, гость изумленно-восхищенно таращится на грандиозные виды новой столицы, а наш театр и вовсе повергает его в культурный шок. Но внук Ералы наслышан еще и о том, что дар лекаря, которым обладал его дед, перешел вроде к этому французу и хочет, чтобы тот помог его семье: восемь лет как женат, а детей всё нет. Депардье понятия не имеет о таком своем даре. Сам не завел семьи и мечтает воссоединиться с погибшим Габриэлем. Под видом банальности все аборигены изрекают в фильме великие фразы. (Кстати, фильм на казахском языке!) Ералы велит мальчику слушать, прежде всего, свое сердце. И слышать биенье чужого. Наша старуха у костра говорит ему сурово: ищешь смерти? Пока не придет твой смертный час - не умрешь! В степи под раскаты грома француз ищет дом своего детства, усвоив уроки степи, просто шепчет верблюдице: приведи меня к брату! И она – умница такая и вся нарядная притом – не оплевала его презрительно, поняла, посадила меж двух горбов и привела в грозу к заброшенному домику Ералы. Просто слезы умиления наворачиваются от мудрости каждого нашего местного персонажа, включая животных. Супружеская пара под те же раскаты грома занимается любовью и, значит, ребенку – быть!

Я, правда, ждала, что навстречу Депардье в Астане выйдет сам наш Президент, но Шинарбаев тонкий художник, не допустил рояля в кустах и закономерно получил специальный приз жюри.

Вы скажете: «мыло» - и будете правы. Но выдают его за высокохудожественное полотно! Шинарбаев режиссер большого стиля, но соорудил чудовищную вампуку. Сценарист, как ни странно, француз. Я- то думала по привычке: члены нашего правительства, сенатор или депутат какой. И уж, конечно, была уверена, что фильм получит приз. Так оно и вышло! Продюсер фильма Гульнара Сарсенова благодарила жюри, Аманшаева как главу киностудии и «Евразии» одновременно, а публике еще сообщила: «Наш фильм «Голос степи» о том, как и почему надо любить родину». Помилуйте! Я-то думала, Родину любят просто так. Беспричинно. Теперь теряюсь в догадках, КАК все-таки надо нам любить родину: иностранцев призывать или без них можно ездить по прекрасной нашей земле и прислушиваться к ее голосам (последнее как-то даже выглядит фрондой! А вдруг не то услышим?..) И каюсь, никому не смогла поверить в этом кино. Депардье как отказник от своей родины (имидж, навязанный масс-медиа!), прямо скажем, не внушает доверия. Шел-шел по степи. Вышел в следующем кадре из-за куста и сосед мой в зале ахнул: уже побрился! Как успел за три секунды! Любимые мною Ерик Жолжаксынов и Берик Айтжанов решительно не знают, что делать им в кадре (бедные, им же велено играть любовь к родине), да и все остальные актеры здесь, что называется, хлопочут лицом. Панорамы гор и степей, повторюсь, замечательные. И звуковая партитура порой чарующая. Я, правда, ждала, что навстречу Депардье в Астане выйдет сам наш Президент, но Шинарбаев тонкий художник, не допустил рояля в кустах и закономерно получил специальный приз жюри. Надо полагать - За Любовь к Родине. Да, всё с большой буквы! Так величественнее.

Одна замечательная новая картина на «Евразии» все же была - «Приключение» Наримана Туребаева. В конкурс ее не включили, но члены жюри кинокритиков ФИПРЕССИ и жюри азиатского кино НЕТПАК, приунывшие оттого, что центрально-азиатских фильмов нет вообще, а местный набор их удручал (даже ко мне, просто зрителю, обращали укор: как вы могли составить такую программу, это же не фестивальное вообще кино, а я в ответ лишь пожимала плечами) – так вот, они, увидев, наконец, это самое «Приключение», просветлели лицами, и оба своих приза отдали Туребаеву.

Один из иностранцев, испуганно-восторженно разглядывая тяжелую статуэтку, вопрошал: Is this a tigger?! Ему с соседних рядов втолковывали: да не тигр это, барс, снежный барс. Никто не знал, как это переводится на английский. - Казак леопард! - сообщил ему сосед. - Казак леопард?! – округлил тот глаза.

Я долго тщилась понять логику показов нынешнего МКФ. Ее попросту не было. Программа сверстана методом случайности. Раньше логика была. Потому что арт-директором фестиваля являлась Гульнара Абикеева, пожалуй, самый титулованный и компетентный киновед в пост-советской Азии. Современный кинопроцесс в регионе и мире лучше всех в стране знает именно она. Юбилейный фестиваль обошелся без Абикеевой в качестве арт-директора. Без объявления и объяснения причин этого шага как Абикеевой, так и кинопублике. Программным директором назначили переводчицу Диану Ашимову. Диана молода, обаятельна, любит кино и мне глубоко симпатична, но надо признать - не обладает знаниями и авторитетом Абикеевой. Страна у нас маленькая, люди (тем более специалисты высокого класса) - штучные и то, что так происходит – грустно. Чиновники у нас давно исповедуют правило: незаменимых у нас нет. Это правило непременно сказывается на качестве дела. Впрочем, если всё делать для проформы, ради той самой «галочки» в отчете, то, конечно, ничего страшного... Какой-то у нас во всем пошел ухудшающий отбор... О вкусах не спорят, но такие вещи, как кино и фестивали, эстетический вкус вырабатывают и воспитывают, и поручать это все-таки лучше профессионалам…

Кстати о вкусах. На прошлой, кажется, «Евразии» поменяли эмблему феста. Привычного и полюбившегося всем всадника на коне заменили нелепым и устрашающим изображением барса. Мотивировали тем, что барс является символом южной столицы. И призы стали такие же. Один из иностранцев, испуганно-восторженно разглядывая тяжелую статуэтку, вопрошал: Is this a tigger?! Ему с соседних рядов втолковывали: да не тигр это, барс, снежный барс. Никто не знал, как это переводится на английский. Потом кто-то вспомнил: леопард! Иностранец недоверчиво оглядел приз, помотал головой. - Казак леопард! - сообщил ему сосед. - Казак леопард?! – округлил тот глаза. - О-О! Закивал и задумчиво оглядел всех нас. Барс как исчезающий вид внесен в Красную книгу и есть какой-то глубокий провиденциальный смысл в том, что именно изображение практически несуществующего зверя, почти миража, фантома, симулякра стало новым символом фестиваля «Евразия».

Несмотря ни на что, глава оргкомитета Ермек Аманшаев на закрытии оптимистично обещал: до встречи на 11-м фестивале «Евразия». Видимо, голос ему был…

Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером