"Новая реальность" и "новая нормальность" в посткоронавирусном Казахстане. Часть 5

5322 просмотров
0
Айдос САРЫМ
Воскресенье, 23 Авг 2020, 10:00

Тезисы к новой политической повестке

(Окончание. Начало см. здесь, здесь, здесь и здесь).

Мир становится другим, пусть и не кардинально новым, но другим. Соответственно, неизбежно становится иным и наш Казахстан. Мир и Казахстан после пандемии коронавируса требует иного осмысления и понимания мира в себе и себя в мире. Наши сограждане устали от бездумного технократизма, от политтехнологий вместо политики. Люди хотят новых идей и идеологий, хотят честных  дискуссий и содержательности. Поэтому Казахстан стоит на пороге больших изменений. То, каким он будет в итоге, должно зависеть от осмысленных и обдуманных действий и шагов, а не воли случая и неуправляемого хода событий.

Читайте также
"Новая реальность" и "новая нормальность" в посткоронавирусном Казахстане. Часть 1

Тезис девятый. Новое медиа-пространство

Казахстан уже давно нуждается в принятии нового закона о СМИ. Сегодня, когда появились соцсети и мессенджеры нет смысла как-то искусственно монополизировать медиа-поле, создавать государственные холдинги и конгломераты. В этой связи можно взять за основу разработанный в 2004 году покойным Алтынбеком САРСЕНБАЙУЛЫ проект закона "О гарантиях свободы слова в Республике Казахстан" и реализовать принцип: у государства должны в собственности остаться одна газета, одно информационное агентство, один общенациональный телеканал. Как на республиканском, так и нарегиональном уровнях.

Все остальные государственные СМИ, за исключением детских, образовательных и нишевых, должны быть акционированы и переданы в частный сектор как избыточные и непрофильные. При этом на уровне антимонопольного законодательства важно отследить, чтобы не допускалось избыточной концентрации медиа в руках одних и тех же финансово-промышленных групп.

На базе одного из государственных телеканалов необходимо создать Общественное телевидение Казахстана. Оно должно финансироваться по отдельной бюджетной программе. Редакционную политику канала, его независимость должен определять и обеспечивать редакционный совет, состоящий из представителей политических партий, крупных НПО, этнокультурных центров, творческих союзов.

Читайте также
"Новая реальность" и "новая нормальность" в посткоронавирусном Казахстане. Часть 2

Нужен новый порядок госинформсоцзаказа, который должен предусматривать финансирование четко определенных государственных задач: образование, культура, здравоохранение, создание медиапродукции для детей, выпуск контента на государственномя зыке, переход на латинский алфавит.

Государственные органы должны перестать занимать доминирующее и привилегированное положение на медиа-рынке. Они должны встать в очередь наряду со всеми остальными субъектами медиаполя и конкурировать с политсубъектами на общих основаниях. Это придаст госорганам и их пресс-службам больше тонуса, чем любой нагоняй и пинок сверху.

Необходимо принять новый закон об интернете и социальных сетях, который будет регулировать новые отношения, обеспечивать защиту национальных интересов и интересов граждан Казахстана.

Одновременно с этим необходимо определяться с иностранным вещанием в кабельных сетях. Ситуация, когда во всех кабельных сетях преобладают российские телеканалы, является нежелательной и опасной. В качестве меры по снижению информационной зависимости предлагается путем переговоров включить в кабельные сетки как минимум по одному телеканалу стран Центральной Азии, телеканалов казахской диаспоры, а также телеканалов ЕАЭС, СНГ. В качестве меры по поддержке этнических групп и защиты их этнокультурных прав надо включать в кабельные сетки телеканалы Германии, Украины, Турции, Грузии.

Читайте также
"Новая реальность" и "новая нормальность" в посткоронавирусном Казахстане. Часть 3

Тезис десятый. Новая политическая культура

Сегодня одной из главных идей госуправления и госстиля должно стать наведение порядка и лучшее понимание страны.

Ревизия активов

Это значит, сегодня первым делом надо навести порядок в государственной статистике и учете. Комитет статистики должен стать самостоятельным государственным агентством, автономным от исполнительной власти. Назначение руководителя агентства должно производиться президентом, по согласованию с парламентом.

Сегодня необходимо заново оценить и дать четкие измерения всемактивам страны. Другими словами, наши граждане должны иметь четкое представление о всех активах государства, сколько они стоят, на сколько их хватит.

Режим экономии и контроля

Сегодня государственные органы уже живут в условиях секвестирования и экономии. Отказ от ненужных, пышных мероприятий, отказ от дорогостоящих услуг, мебели и техники – это долгий тренд, часть политической и управленческой культуры нового времени.

Читайте также
"Новая реальность" и "новая нормальность" в посткоронавирусном Казахстане. Часть 4

Сегодня уже появляются отдельные энтузиасты, которые регулярно отсматривают сайты госзакупок, пишут о ненужных тратах и излишествах. Между тем, нам нужны конкурирующие между собой НПО, гражданские аудиторы, которые будут при необходимость получать госгранты на такую деятельность.

Очень важно опоясать цепями гражданского контроля все наиболее бюджетированные, затратные сферы. Нужно создавать десятки и сотни организаций, обучать людей навыкам контроля за услугами, деятельностью монополистов.

Например, в свое время в целях преодоления коррупции при дорожном строительстве,  Всемирный банк с правительствами индийских штатов специально обучал граждан навыкам контроля над качеством дорожно-строительных работ. Строительство дорог – это не магия и не волшебство. Это технический и технологический процессы, которые имеют критерии оценки. И граждане должны иметь возможности гражданского аудита. Этот процесс должен стать частью госполитики в сфере НПО, новой политической культуры.

Читайте также
Азиатский лабиринт

Меморандумы чиновников

Сегодня мы пришли к периоду, когда можно ввести новый институт – публичный меморандум каждого политического назначенца. Любой аким, любой министр или глава ведомства, вступая в должность, должен не только публиковать свои налоговые декларации, но и публично огласить свой Меморандум, в котором четко изложить свои цели, задачи, критерии оценки его деятельности.

Только в этом случае граждане и избиратели смогут получить более или менее понятные критерии оценки деятельности государственных назначенцев. Мы можем понимать, что удалось сделать, а что не удалось сделать тому или иному чиновнику на своей должности.

Фото: Дин Кокс / russian.eurasianet.org.

Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
МВД Казахстана закручивает пробки на рынке алкоголя
Что стоит за попыткой ужесточения продаж алкогольных напитков?
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Мечты казахстанцев о квадратных метрах «уходят» в область фантастики
Разбираемся к чему приведет повышение базовой ставки до 18%
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента