О медицинском каннибализме

3863 просмотров
0
Эрик БАЙЖУНУСОВ
Суббота, 17 Сен 2022, 10:00

Более эффективные медицинские организации должны получить возможность поглощать слабых и неэффективных

Денег медицине не хватает, и это факт, уже известный всем. Не буду повторять цифры и проценты выделяемых денег. В принципе, и об этом все знают.

Читайте также
О величии великих

Хотелось бы поговорить вот о чём. Все деньги на медицину собраны в фонде ОСМС. Там их около 2,5 триллиона тенге. Оттуда они поступают на счета больниц и поликлиник. Больницам эти деньги выплачиваются за каждого пролеченного больного согласно прейскуранту, который называется у нас КЗГ (клинико-затратные группы).

Но оплата услуг стационара – это отдельный разговор. Пока давайте оставим данный вопрос на потом.

А поликлиниками у нас называются организации, оказывающие медпомощь прикреплённому населению, количеством 30 тысяч и более. Меньше – это центры ПМСП. В чём разница? В том, что в поликлинике есть узкие специалисты, а в центре ПМСП их нет.

Так вот. Все они получают деньги от фонда за количество прикреплённого населения. В среднем около 2000 тенге за каждую душу и плюс различные добавки за достигнутый результат. Почему в среднем? Потому что, чем больше на участке детей и стариков, тем больше они получают денег. Их стоимость немного выше, чем у молодых, и это вполне объяснимо, так как основными потребителями медуслуг являются именно дети и старики. Вот такая вот простая арифметика.

И тут возникает главный вопрос: хватает ли этих денег? Денег всегда мало, поэтому поликлиники и центры ПМСП еле сводят концы с концами. То повышение зарплаты, то уменьшение количества прикреплённого населения и так далее, и это дает большую нагрузку на и так скудный бюджет.

Читайте также
О медицинской философии

Поликлиники из этих средств оплачивают услуги узких специалистов (ЛОР, окулист, хирург и т.д.), а также все остальные диагностические процедуры (УЗИ, ФГДС, КТ, МРТ и др.). Центры ПМСП и поликлиники, у которых нет этих специалистов или оборудования, ищут их на рынке и, составив договор, направляют туда своих пациентов. И потом, естественно, платят им по утверждённому минздравом тарифу.

Поэтому сейчас в городах бурно начали развиваться частные диагностические центры, лаборатории и многое другое.

Однако много услуг поликлиник до сих пор не имеют тарифов, то есть не оплачиваются вообще. Просто услуга оказывается бесплатно.

Вроде бы всё понятно, и кажется, что нужно просто увеличивать объём финансирования, так же? Однако.

Есть одна проблемка. Я взял структуру типовой государственной поликлиники и одной частной и сравнил. И вот, что получилось.

Хочу отметить, что я взял именно эти поликлиники, потому что и к той, и другой прикреплены 60 тысяч населения. То есть, в принципе, всё должно быть одинаковым.

Так вот, в государственной поликлинике, согласно нормативу, утверждённому минздравом, работают 162 врача и 260 медицинских сестёр.

Читайте также
Об уважении к нам

В частной поликлинике работают 243 врача и 408 медсестёр.

Как видите, для полного обеспечения государственной поликлиники необходимыми врачами и медсёстрами не хватает 81 врача и 148 медсестёр.

Это если считать по физическим лицам. А вот по штатному расписанию - картина немного другая. В государственной поликлинике по штату положено 206 врачей, а занято 162,5. То есть официально не достаёт 44 специалиста.

Почему? Просто потому, что многие работают на 1,5 ставки или совмещают. Например, хирурги подрабатывают онкологами, терапевты – эндокринологами и т.д.

Почему это важно? Потому что, когда мы говорим о дефиците кадров в медицине, мы имеем ввиду только государственные организации. И вся проблема строится вокруг этого вопроса на протяжении многих десятков лет. А вот почему-то в частном секторе этот дефицит не ощущается, да и их судьба мало кого интересует. Однако там специалисты всегда есть. Или почти всегда.

Почему так? Просто опытные специалисты предпочитают уйти в частный сектор. И дело не только в зарплате, нет. Там значительно меньше нагрузок и необоснованного контроля. И это только благодаря законодательной защите субъектов бизнеса от необоснованных проверок. А что делать контролёрам, чтобы оправдать свой хлеб? Правильно, вот они и накидываются на государственный сектор.

Читайте также
Об интеллигентах

И что делать специалисту в условиях такого прессинга и тем более при маленькой зарплате? Естественно, поскорей сбежать в частный сектор. И, конечно же, в таких условиях процесс заполнения госсектора кадрами будет бесконечным. Мы сами искусственно создали такую среду, когда госсектор стал промежуточным звеном для перехода опытных специалистов к частникам.

То есть мы тушим пожар бензином…

Это ещё полбеды, конечно же. Есть ещё другая беда, и она тоже немаловажная, если не самая важная.

Данной государственной поликлиникой руководят 84 управленца. Если перечислить вкратце основных, то это директор и фактически 8 его заместителей.

Не стану перечислять всех остальных из списка 84 управленцев, набранных по совершенно непонятным и не поддающихся логике признакам и получающих, естественно же, более высокую зарплату, чем остальные сотрудники.

У частника их 41. То есть вдвое меньше.

Надо понять, что общий бюджет обеих поликлиник составляет около 1,2 миллиарда тенге в год или же 102 миллионов тенге в месяц. И даже приблизительный расчёт показывает, что на содержание этого управленческого аппарата в госполиклинике тратится почти до 30% денег, выделенных на зарплату всех сотрудников организации.

Читайте также
О категориях врачей

"Ну и что?", – спросите вы. А то, что человек прикрепляется же к врачу вообще-то, потому что мы имеем право на выбор врача. А раз так, то по идее, чем больше опыта у врача, тем больше людей должны прикрепляться к нему. Стало быть, у таких опытных врачей и зарплата должна быть выше, чем у остальных. Однако этого не происходит, и все они получают фиксированный оклад, разбавленный стимулирующими надбавками.

И вот что ещё. Никто для частников не покупает лекарства и медицинские изделия. Тем более медицинскую сложную технику. А госполиклиникам с завидной регулярностью и настойчивостью покупает государство.

И что же делать? По идее, навести порядок очень просто.

Надо смело внедрять в систему жёсткую конкуренцию, что называется медицинским каннибализмом.

Что это значит? Это значит, что более эффективные медицинские организации должны получить возможность поглощать слабых и неэффективных. Возможно, звучит грубо, но только так работает рыночная экономика. Пока мы будем искусственно содержать и поддерживать агонирующие больницы и поликлиники, качества и эффективности у нас не будет никогда. Причём этот вопрос касается не только конкуренции между частниками и государственными субъектами. Условия должны быть равными для всех.

Читайте также
О наших плюсах

Есть очень много топ-менеджеров в государственной системе, которые могли бы распространять свой опыт по всей стране, как франшизу. А это весь комплекс организации лечебно-диагностического процесса. И если поликлиника №10 столицы (например) возьмёт в доверительное управление какую-нибудь поликлинику Акмолинской или Павлодарской областей (или наоборот), то в этом ничего смертельного для отрасли нет.

Нынешние технологии вообще позволяют управлять многими процессами дистанционно. Поэтому это должно стать нормой, и клиники на грани банкротства из-за неумелого управления должны передаваться более эффективным на конкурсной основе, вне зависимости от юридической формы организации.

А как быть с оборудованием? Очень просто - его не нужно закупать государству вообще. Частники давно уже берут кредиты, покупают взаймы или в лизинг. А что мешает государственным? Мешает только наша бюрократия и желание всё централизовать.

Когда поднимаешь эту тему, всегда кто-то говорит, что государственные будут злоупотреблять и что-то обязательно разворуют. Простите, воровство – это уголовно наказуемое преступление, и для его выявления созданы специальные органы. Это вообще не входит в обязанности минздрава и тем более акима.

Читайте также
Об обратной стороне медицины

Сейчас практически все организации страны "сидят" в кредиторской задолженности из-за проблем с финансированием. Почему? Причина банальна. Провозгласив на весь мир принцип "Деньги идут за пациентом!" - мы молча финансируем их по утверждённому плану финансирования, то есть на его же среднегодовой объём, который сложился исторически. При этом, если он не превышает план, то молодец, а если превысил – излишки срезаются. А если меньше? Этот объём тоже срезается. Интересно, не правда ли?

В таких условиях может выжить только тот, у кого поставлен эффективный менеджмент, то есть система эффективного управления и ресурсосбережения. Всё, что ты сэкономил, должно оставаться у тебя, а не "осваиваться". Обязательность освоения выделенных средств для госбольниц является пережитком прошлого и главным тормозом развития всей отрасли.

Поэтому все вопросы должны решатся через тариф. И, конечно же, через передачу ПМСП роли финансового координатора. Но это совсем другая тема.

Поэтому что-то не так в движении денег в этой системе, согласитесь? Значит, нужно исправлять и как можно скорее.

Берегите себя и хороших врачей!

Иллюстративное фото из открытых источников.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером