Отрыжки древнейшей профессии: с чем неизбежно сталкивался любой советский подросток

5690 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Воскресенье, 16 Окт 2022, 18:00

Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова

Когда человечество не ведало таких коммуникативных благ, как компьютеры, смартфоны, интернет, форумы, группы, вацап, лайки и прочих хитромудрых "штучек", без набора которых немыслимо никакое полноценное общение XXI века, люди всё же не прозябали в тотальном невежестве, разобщенности и унынии от невозможности громко и принародно высказать всем всё, что наболело. И хотя в "допотопные" годы (полвека назад!) для публичного выражения своего "фи" приходилось напрягать не только упругие извилины собственного мозга, но и прилагать изрядные умения и делать что-то собственными руками, сам процесс протекал не менее увлекательно и захватывающе, чем в эпоху коллективного вики-разума, метавселенных, электронных скоростей и универсального способа выразить всю бурю переполняющих эмоций человека с помощью одного разъединого смайлика. Самым архаичным монитором для письменных социальных выплесков были стены: пещер, городов (Царьграда, к примеру), домов и зданий (школ, особенно), родовых усадеб, родных предприятий и пр. Стенная печать появилась одновременно с другими древнейшими профессиями.

Стенгазеты, сопровождавшие всю историю СССР, в 1960-70-е годы уже не приравнивалась к средствам массовой информации. Но всё ещё считалась серьезным и самодостаточным средством пропаганды и агитации. Особенно среди юных. Стенгазета с выверенным и хлёстким названием непременно присутствовала в каждой школе и в каждом классе. Её выпускал любой пионерский отряд и каждое отдельное пионерское звено. Не было ни одного праздника без массового выпуска праздничных ватманов с аккуратной каллиграфией и цветастым художественным оформлением. Стенгазеты откликались на окрестные события, отмечали всенародные праздники, поздравляли с локальными победами одноклассников и сообщали о всех школьных ЧП.

Знает ли мой дорогой читатель, каков размер стандартного листа ватмана? И что представляет из себя плакатное перо? А как пахнет свежая тушь? Нет? Тогда совершенно точно ты достаточно юн, никогда не состоял ни в какой редколлегии и ни разу не участвовали в выпусках стенгазет!

Стенгазеты выпускала избранная шумными собраниями редакционная коллегия. Очередной выпуск становился не только грустной обязанностью (все идут по домам, а ты...), но и своеобразной игрой, дополнительным способом проявить оригинальность своего суждения и неповторимость таланта. Стандартный размер школьной стенгазеты определялся стандартным размером листа ватмана. В особых случаях листы склеивались или вывешивались несколькими "страницами". Назавтра, когда новоиспеченное творение выходило в свет и занимало своё место там, где ему было заповедано статусом - на стене, возле него тут же собиралась шумная толпа читателей-почитателей. От свежего издания исходил характерный запах свежей туши, гуаши и информационной новизны.

Но постепенно авторы перерастали стенной жанр. Следующим этапом публичного выражения своих мыслей и чаяний для подрастающего поколения были уже настоящие газеты, которые выходили в СССР миллионными тиражами. В первую очередь детские, заточенные под пионерию и её чаяния, наподобие всесоюзной "Пионерской правды" и казахстанских "Дружных ребят". "Дружные ребята" издавались в Казахстане с 1933 года и в середине 1980-х выходили тиражом в 180 тысяч экземпляров дважды в неделю.

В каждой газете был тогда обязательный отдел писем, который разбирал и читал всю ту корреспонденцию, которая ежедневно приходила от читателей. Культ писем, существовавший в Советском Союзе, предполагал, что создать"отправление", запечатать его в конверт, подписать адрес и засунуть конверт в почтовый ящик умел к 4-му классу каждый школьник. Писать письма в газеты не боялись и не стеснялись. Вовсе не обязательно посвящая в тайны своих переписок родителей. Так что почта "от читателей" приходила в редакции мешками! И каждое, согласно существовавшим тогда правилам, полагалось зарегистрировать, прочитать и отреагировать. В случае если оно достойно - опубликовать, а в противном - ответить адресату.

В душе каждый жаждал увидеть себя "пропечатанным" в настоящей газете и стать юным корреспондентом. Хотя до устойчивого сотрудничества с редакциями добирались немногие, детское журналистское движение считалось в СССР делом государственным. Кружки "юнкоров" существовали в каждом Доме пионеров. Слёты разных уровней проводились регулярно. Один из таких, прошедший в марте 1969 года в Талгаре - мелькает на иллюстрациях к сегодняшнему материалу. Конкурс стенгазет, обмен опытом с "настоящими журналистами" из районных многотиражек и радио, пионерские рапорты, наставления ветеранов войны и партии, награждения лучших - всё это вкупе составляло увлекательное действо, захватывавшее воображение тинэйджеров той эпохи.

Движение юнкоров, как и всё то, что поддерживало государство и его идеологию, отличалось порядком и массовостью. Самые талантливые юные корреспонденты становились своеобразными внештатными сотрудниками, получавшими свои задания в редакции. Главной радостью их, правда, был не гонорар за статьи (как у старших товарищей), а счастье от самой заметки, опубликованной в газетах. Многие "зубробизоны" нашей журналистики, до сих пор радующие (или не радующие) читателей СМИ своими опусами, начинали путь в профессию именно теми молодыми и ранними юнкорами с горящими глазами и затаёнными амбициями. Начинавшими свой путь в журналистику с приобщения к архаичной стенной печати.

Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

Фото: из архива Андрея Михайлова.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!
 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
От реформы к катастрофе: как Академия Алтынсарина уничтожает фундамент образования
В Казахстане снова разгорелся скандал вокруг реформ школьного образования
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером