Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
История игрового кино в Казахстане ведёт отчёт с 1928 года, когда появилась первая кинолента, отснятая на "местном материале". В республике не было своей производственной базы для кинопроизводства, и съёмками "казахских фильмов" часто занимались люди весьма далёкие от республики. Но вскоре в титрах замелькали и знакомые фамилии славных корифеев будущей национальной кинематографии.
До войны в Казахстане было отснято всего 7 игровых кинолент. Кто их снимал, и кто в них играл – читайте далее.
Остросюжетно-классовый блокбастер "Мятеж" по культовой комиссарской повести Дмитрия ФУРМАНОВА считается первенцем казахстанского кино. Хотя "казахстанского" в нём очень немного. Снимали его ленинградские кинематографисты с кинофабрики "Совкино"- автор сценария Михаил БЛЕЙМАН, режиссёр Семён ТИМОШЕНКО. И снимались в нём исключительно "приглашённые артисты" (Пётр ПОДВАЛЬНЫЙ в роли ФРУНЗЕ, Алексей АЛЕКСЕЕВ в роли Фурманова, и т. д.), среди которых не было ни одного казаха, даже Шегабуддинова играл Николай ЗИМЕНКО! Зато события, положенные в основание романа Фурманова и киносценарий - настоящий военный мятеж в городе Верном, случившийся летом 1920 года.
Среди актёрского состава засветился Борис БАБОЧКИН (будущий знаменитый Чапаев!), работавший в те годы в Ленинградском театре сатиры, сыгравший врага Караваева. Это была первая роль будущего кумира советского юношества. Также стоит обратить внимание на участие в фильме Рахима ПИР-МУХАМЕЛОВА (узбекский актёр играл роль ещё одного казаха - Коканбая) - другого будущего народного артиста СССР. Валерий СОЛОВЦОВ, довольно известный кинодеятель своего времени (дважды лауреат Сталинской премии) – ещё один заметный персонаж ленты (Винчецкий). Жену комиссара Фурманова сыграла Татьяна ГУРЕЦКАЯ – будущая заслуженная артистка СССР. То есть – состав был вполне "звёздным".
Что до режиссёра, Семёна Тимошенко, то старшим поколениям киноманов должны быть хорошо известны его киноленты "Вратарь" и "Небесный тихоход". Хорошо знали в СССР и работы сценариста – Михаила Блеймана ("Великий гражданин", "Подвиг разведчика", "Путь в "Сатурн", "Конец "Сатурна").
Любопытно, что лента, в основе которой лежала ораторская пропаганда пламенного комиссара, была "немой". А ещё интересно, что многие из тех, кто снимался в "Мятеже", всё же оказались связанными с Алма-Атой – в период эвакуации и работы в ЦОКСе во время войны.
А в этом фильме, снятом студией "Востоккино" к 10-летию Казахстана, главную роль (батрака, ставшего государственным деятелем) сыграл первый киноактёр-казах Серке КОЖАМКУЛОВ. Это была дебютная роль в кино одного из основоположников казахского театра, будущего Народного артиста Казахской ССР.
Заслуженным деятелем искусств Казахстана стал и сценарист Ефим АРОН, связавший свою дальнейшую судьбу с казахским кино. Его, правда, больше знают как режиссёра ("Песни Абая", "Ботагоз", "Там, где цветут эдельвейсы"). Ранее Арон был одним из создателей знаменитой документальной ленты "Турксиб". Режиссёром-оператором фильма был Александр ЛЕМБЕРГ, начинавший снимать ещё до Революции, но прославившийся своим нарочито пропагандистским накалом чуть после - его апофеозом в кино был знаменито-неоднозначный "Беломоро-Балтийский водный путь".
Ещё один фильм о победе колхозного строя в Казахстане от "Востоккино" (существовавшая в 1928 – 1934 годах кинокомпания была заточена под обслуживание восточных республик СССР). Сценаристом и режиссёром стал Сергей ЕРМОЛИНСКИЙ. Широкую известность он получил уже позднее – за сценарии к картинам "Дело Артомоновых", "Друг мой Колька", "Эскадрон гусар летучих".
Во время войны он также работал в Казахстане, куда вначале был сослан, а потом "приписан" к ЦОКС. Сыгравший "батрака Малая" Хаким ДАВЛЕТБЕКОВ стал первым казахом, закончившим ВГИК (а позже – Литературный институт) и работавшим на "Мосфильме".
Давлетбеков снимался и в следующем казахстанском кинофильме. "Тайна Кара-Тау" - "классовая" лента про вредительство "профессора Шахрова" при поиске ценных каучуконосов в горах Казахстана". Здесь нельзя пройти и мимо фигуры Владимира ГАРДИНА (в роли профессора-вредителя), который был известен ещё до Революции по работам с ХАНЖОНКОВЫМ и ПРОТАЗАНОВЫМ, а после стал Народным артистом СССР.
Лента, снятая на "Мосфильме", повествует о борьбе с кулачеством в Казахстане. Одним из сценаристов выступил казахстанский писатель Иван ШУХОВ. Режиссёр, Ольга ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, свой первый фильм (совместно с Гардиным!) "Барышня-крестьянка" поставила ещё в старой России. До этого её знали только как актрису.
Здесь мы встречаем ещё один "звёздный состав" актёров: Андрей АБРИКОСОВ (в будущем, "титульный" вахтанговец, народный артист СССР), Эмма ЦЕСАРСКАЯ (уже снявшаяся в роли Аксиньи в первом "Тихом Доне" 1930 года), Николай ПЛОТНИКОВ (ещё один будущий народный артист СССР), Пётр РЕПНИН (которого обессмертит эпизодическая роль Мули в "Подкидыше"). И, конечно же, неподражаемая Марина ЛАДЫНИНА, одна из главных див советского кинематографа – в "Вражьих тропах" тропах у неё была первая заметная роль.
"Казахское участие" ограничилось всё тем же Хакимом Давлетбековым.
А эту ленту, название которой говорит само за себя, снимал "Ленфильм" (правда съёмки велись близ Алма-Аты). "Амангельды", первый звуковой казахский фильм, в котором, кроме всего, знаменательное место заняли наконец-то артисты из Казахстана. В актёрском составе этой ленты разом засветился весь цвет казахских исполнителей эпохи: Елюбай УМУРЗАКОВ (сыгравший Амангельды), Шара ДЖАНДАРБЕКОВА, Курманбек ДЖАНДАРБЕКОВ, Сералы КОЖАМКУЛОВ, Канабек БАЙСЕИТОВ, Калибек КУАНЫШПЕВ, Копан БАДЫРОВ. Более того, с полным правом все они могут считаться корифеями всего казахского кинематографа, время которого придёт очень скоро.
Кроме того, Габит МУСРЕПОВ и Беимбет МАЙЛИН писали сценарий (вместе с Всеволодом ИВАНОВЫМ). Ахмет ЖУБАНОВ – музыку (вместе с Михаилом ГНЕСИНЫМ). Много лет в республике проработал и Моисей ЛЕВИН – режиссёр и художник-постановщик киноленты (ему было, кстати, позже было присвоено в Казахстане два почётных звания – "Заслуженный деятель искусств" и "Народный художник").
Недаром, именно от "Амангельды" многие киноведы ведут истинную историю казахского кино.
1940 год. "Райхан".
Ещё одной работой Левина под эгидой "Ленфильма" стала последняя кинолента, снятая в довоенном Казахстане. Сценарий злободневного фильма о раскрепощении женщины Востока написал Мухтар АУЭЗОВ. А в ролях – опять замелькала молодая звёздная поросль с большим будущим. Умурзаков, Кожамкулов, Куанышпаев… Впервые в качестве киноактёра засветился здесь Шакен АЙМАНОВ. В роли Райхан снялась выпускница Ленинградского техникума сценического искусства (театрального училища) Хадиша БУКЕЕВА, ученица самого Мейерхольда.
Начало Великой Отечественной войны навсегда изменило неспешное развитие казахстанского кинематографа. Напомню, что именно Алма-Ата стала базой Центральной объединённой киностудии (ЦОКС) и киностолицей СССР в эвакуации.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!