Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Без опоры на науку
Вполне очевидно, что при разработке экономической политики должны использоваться достижения общественных наук, потому что только основанные на теоретической базе практические меры могут иметь успех. Но если говорить о нашей стране, то все планы, концепции и программы, выходящие из недр властных учреждений, плохо используют достижения науки, не только экономики, но и политологии, и социологии. Это, казалось бы, субъективное умозаключение, хорошо согласуется с результатами исследований, проводимых в рамках проекта Индекс трансформации Бертельсмана (BTI).
Проект, среди прочего, исследует способность Власти эффективно проводить реформы и достигать целей экономического и социального развития. Важным аспектом является готовность Власти изучать достижения науки, адаптироваться к возможностям развития и использовать их в своих интересах. На диаграмме 1 отображена динамика оценок способности Власти обучаться для Казахстана.
Диаграмма 1.
На диаграмме видно, что оценки Казахстана близки к "Правительство не проявляет особого желания или способности изучать политику. Политика проводится в жизнь жестко, а рутина разработки политики не позволяет применять инновационные подходы". Иначе говоря, наша Власть слабо опирается на научные достижения.
Мнимые цели
Эффективность проводимой государством экономической политики зависит от соблюдения принципа системности при ее формировании. Это предполагает наличие четко определенной совокупности целей, соответствующих этим целям инструментов и ответственных за достижение целей государственных органов, т. е. требуется следующая модель экономической политики государства: цели – инструменты и методы – организации.
В Национальном плане развития Казахстана до 2029 г. определены следующие цели развития страны: преодоление "ловушки среднего дохода" и формирование прочных институциональных и социально-экономических основ для закрепления Казахстана в когорте стран с высоким уровнем доходов.
В Национальном плане развития нет определения того, что понимается под "ловушкой средних доходов". Возможно, разработчики сочли, что в этом нет необходимости, потому что все и так знают, что эта ловушка из себя представляет. Но есть смысл восполнить этот пробел, потому что почти все, что предлагается в Национальном плане, не способствует вызволению из этой ловушки.
Напомню, что под "ловушкой средних доходов" понимают эффект торможения экономического роста у страны догоняющего развития при приближении к границе богатых стран. Замедление темпов роста на границе развитых экономик связывают с особенностью развития в этот период — страна исчерпывает преимущества дешевизны вовлекаемых в производство ресурсов, и начинает проигрывать менее богатым странам в конкурентоспособности производства и, с другой стороны, условия для инновационного развития, создающего высокую добавленную стоимость, в ней еще не возникли. Последнему препятствует слабость институтов, не позволяющая формировать стимулы для предпринимательской активности.
Если исходить из такого определения "ловушки средних доходов", то во главу угла Национального плана должны были быть поставлены институциональные изменения: трансформация институтов из экстрактивных в инклюзивные.
Д. АДЖЕМОГЛУ и Дж. РОБИНСОН, лауреаты премии памяти Альфреда Нобеля этого года, под инклюзивными политическими институтами понимают такие, которые являются одновременно достаточно плюралистическими и централизованными. Если хотя бы одно из этих условий не соблюдено, тогда политические институты классифицируются как экстрактивные.
Из книги "Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты": "Экстрактивные политические институты концентрируют власть в руках элиты и не ограничивают ее в том, как и на что это власть может употребляться. В свою очередь, эта элита конструирует экстрактивные институты, которые позволяют ей эксплуатировать остальное население. Таким образом, экстрактивные экономические институты естественным образом возникают в условиях действия экстрактивных политических институтов. На самом деле, первые не могут выжить без вторых. Инклюзивные политические институты, распределяя власть среди широкого круга лиц, будут неизбежно разрушать основу таких экономических институтов, которые поддерживают экспроприацию ресурсов у большинства населения, создают барьеры для входа новых игроков на рынок и в целом ограничивают круг бенефициаров рыночной экономики узким кругом властных элит".
В том, что в нашей стране политические институты экстрактивные можно убедиться, посмотрев на диаграмму 2.
Диаграмма 2.
Оценки Казахстана близки к "Лица, принимающие политические решения, не избираются. Или: Выборные органы вообще не имеют никакого влияния".
Если бы Национальный план развития был разработан для того, чтобы действительно выбраться из "ловушки среднего дохода", то его содержанием должны были быть реформы, трансформирующие экстрактивные институты в инклюзивные. Но об этом в Национальном плане ничего нет. Поэтому можно говорить о мнимых целях.
Плохая реализация
При выработке экономической политики наша Власть слабо опирается на науку и ставит мнимые цели. При таких вводных не стоит ожидать особых успехов в реализации экономической политики. На диаграмме 3 отображена успешность Казахстана в реализации своих стратегий по оценкам проекта Индекс трансформации Бертельсмана.
Диаграмма 3.
Элиты в нашей стране против трансформации экстрактивных политических институтов в инклюзивные. Но в таком случае планы, программы и различные концепции не способны решить актуальные проблемы развития нашей страны.
Фото: © Ratel.kz / Айдын Олжаев.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!