Сколько нефтепроводов нужно Казахстану

3635 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 19 Авг 2024, 09:00

Администрация президента и антимонопольное ведомство не пришли к единому мнению

В конце июля президент страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ утвердил Национальный план развития Республики Казахстан до 2029 года. Документ должен стать руководством к действию для правительства, всех центральных и местных органов власти. Пару дней спустя Агентство по защите и развитию конкуренции опубликовало отчёт, в котором фактически дезавуировало один из приоритетов развития, обозначенных в утвержденном главой государства документе, а именно – развитие дополнительных экспортных коридоров.

Читайте также
Заменит ли "Баку-Тбилиси-Джейхан" нефтепровод КТК

"Ключевым дополнительным экспортным маршрутом является срединный международный транспортный коридор через Каспий, – говорится в Национальном плане развития. – В среднесрочной перспективе планируется увеличение транскаспийских перевозок нефти в пределах существующих мощностей порта Актау (до 7 млн тонн в год). Также будет рассмотрена возможность реализации проектов по строительству нефтепровода Ескене-Курык, морских терминалов на казахстанском и азербайджанском побережьях Каспийского моря, а также специального крупнотоннажного танкерного флота для дальнейшего увеличения транскаспийских перевозок до 20 млн тонн в год и более".

Речь идет о разработанном еще в 2007 году, в ожидании начала коммерческой добычи на Кашагане, проекте Казахстанско-Каспийской системы транспортировки (ККСТ). Предполагалось, что система будет состоять из трубопровода Ескене-Курык, нефтесливных терминалов на казахстанском побережье Каспия, танкеров и судов вспомогательного флота, нефтеналивных терминалов на азербайджанском побережье Каспийского моря и трубопроводного соединения с системой "Баку-Тбилиси-Джейхан". В 2008 году в Баку национальные нефтяные компании Казахстана и Азербайджана – "КазМунайГаз" и SOCAR – подписали даже соглашение о совместной реализации ККСТ.

Однако к 2017 году Каспийский трубопроводный консорциум завершил реализацию Проекта расширения нефтепровода Тенгиз-Новороссийск, благодаря чему мощность прокачки по нему выросла до 67 млн тонн в год. И таким образом, помимо тенгизской нефти, место в трубе нашлось и для кашаганской. К тому же КТК дал грузоотправителям с Кашагана весьма привлекательный тариф, чем напрочь отбил у них охоту вкладывать миллиардные инвестиции в строительство ККСТ.

Читайте также
Как рождался KEBCO

Сейчас КТК реализует очередную инвестпрограмму – устранения узких мест, что увеличит мощность трубопровода до 82 млн тонн в год, при том, что в 2023 году все нефтедобывающие предприятия Казахстана экспортировали в сумме всего 70,5 млн тонн нефти и газоконденсата. И единственной причиной, по которой в одобренный главой государства документ попало поручение реанимировать проект ККСТ, стали геополитические риски.

Буквально спустя несколько дней после публикации Национального плана Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан опубликовало на своем сайте результаты анализа товарного рынка транспортировки нефти по магистральным трубопроводам в целях экспорта.

По данным ведомства, в 2023 году фактическая загрузка мощностей национального нефтетранспортного оператора АО "КазТрансОйл" по направлению "Атырау-Самара" составила 9,2 млн тонн в год, при проектной мощности 17 млн тонн в год (фактическая недозагрузка – 7,8 млн тонн в год). В этом же периоде фактическая загрузка ТОО "Казахстанско-Китайский трубопровод" по направлению "Атасу-Алашанькоу" составила 11,2 млн тонн в год, при мощности 20 млн тонн в год (недозагрузка – 8,8 млн тонн в год).

По системе Каспийского трубопроводного консорциума в прошлом году было прокачано в порт Новороссийск и далее на экспорт - 56 млн тонн нефти от казахстанских грузоотправителей (при общем объеме прокачки в 63,5 млн тонн). В начале августа 2024 года генеральный директор КТК Николай ГОРБАНЬ побывал в Казахстане, где встретился с руководством Тенгизского и Кашаганского проектов. В ходе встреч руководитель КТК подтвердил, что система, с учетом роста добычи на Тенгизе после завершения в будущем году Проекта будущего расширения (примерно на 12 млн тонн) и на Кашагане после завершения строительства газоперерабатывающего завода, способна прокачать из Казахстана порядка 72,5 млн тонн добытой нефти.

В этих условиях антимонопольное ведомство страны приходит к выводу, что "появление новых магистральных трубопроводов экономически нецелесообразно, поскольку направления привязаны к конечному потребителю (импортеру продукции) и действующие направления охватывают основные страны-импортеры нефти (Европа, Китай)".

Остается надеяться, что публикация такого заключения – это всего лишь ведомственная несогласованность, а не эпатажная фронда.

Фото: kazpravda.kz.

Больше новостей и комментариев о событиях в мире нефти и газа – в телеграм-канале Олега Червинского "Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии".

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Невидимое братство независимой страны
Интервью с Великим Мастером Великой Ложи Казахстана Айдаром Алпысбаевым ко Дню Независимости
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером