«Совок»: тяжелое наследие

4803 просмотров
0
Евгений ЖОВТИС
Воскресенье, 25 Дек 2016, 09:00

По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики

Читайте предыдущую историю Евгения ЖОВТИСА «Секс над человеком. Точнее – на человеке».

* Дикие нравы «островка демократии»

* Лучше перебдеть, чем недобдеть

* Иногда они возвращаются

Этот «рудимент» советского прошлого мне прислали в 2007 году  из Кыргызстана. 

Читайте также
Тюремные истории: можно ли колбасу рубить топором?

Дикие нравы «островка демократии»

Напомню, для тех, кто, возможно, забыл, что к тому времени Советский Союз развалился уже лет как 15 назад. Кыргызская Республика стала полноправным членом мирового сообщества, ООН, ОБСЕ, ВТО и других международных организаций. В стране появились десятки, если не сотни совместных предприятий, тысячи, а то и десятки тысяч иностранцев: инвесторов, предпринимателей, туристов, мигрантов, беженцев и т.д. Вместо Комитета госбезопасности в ней функционирует Государственный комитет национальной безопасности. И вообще за 15 лет развития независимого государства много чего произошло.

И вот в этом суверенном государстве, называвшемся даже «островком демократии» в Центральной Азии, строящем открытую рыночную экономику, появилось некое обязательство, которое по Форме №12 должен подписывать каждый чиновник.

Дальше приведу только несколько цитат с небольшими своими комментариями.

 Итак, в документе написано, что такой-то или такая-то, оформляясь на работу на госслужбу, обязуется: «…в) Не посещать посольства, миссии, консульства и другие представительства иностранных государств, а также не вступать непосредственно или через других лиц в контакты с иностранцами без разрешения на это руководителей учреждения, где я работаю, или компетентных органов Советской власти».

То есть, так незатейливо и написано: не вступать в контакты с иностранцами без разрешения органов Советской власти. Где их искать в независимом рыночном демократическом Кыргызстане эти органы Советской власти - в документе почему-то не сказано.

Я представил себе эту картину. Десятки, а то и сотни иностранцев, представителей зарубежных и совместных предприятий идут в органы юстиции или, например, налоговые органы по каким-нибудь делам своих коммерческих организаций, а налоговики от них бегом либо к начальнику, либо в органы Советской власти за разрешением на контакт. И, кстати, это разрешение было разовое, пофамильное по каждому иностранцу, или групповое? И на какой срок, если этот иностранец или их группа нуждались в неоднократном посещении данного госоргана?

Тут я ещё вспомнил про мигрантов, беженцев и т.д. и понял, как тяжела была доля простого киргизского чиновника, пока они выполняли условия этого самого обязательства.

Читайте также
Тюремные истории: в борьбе со здравым смыслом победа будет за ними

Лучше перебдеть, чем недобдеть

Далее Форма №12 гласила: «г) В случае попытки посторонних лиц получить от меня информацию секретного характера немедленно сообщить об этом в режимно-секретные органы учреждения или в органы государственной безопасности».

Защита государственных секретов - дело нужное и важное, но, во-первых, не все чиновники имеют к ним доступ, во-вторых, не везде у нас есть режимно-секретные органы, и, в третьих, органы госбезопасности уже давно называются органами национальной безопасности.

Ещё один пункт Формы №12 ставил под сомнение выезд киргизских чиновников на море или в теплые всегда страны на отдых. Там было указана обязанность госслужащего: «д)Полно и своевременно информировать кадровый аппарат учреждения об изменении анкетных и автобиографических данных; о внеслужебных связях с иностранцами, о связях с родственниками, проживающими за границей или выезжающими за рубеж на постоянное жительство, сообщать также в режимно-секретные органы».

То есть приехал чиновник на отдых в Анталью и вместо плескания в волнах немедленно стал собирать информацию обо всех служащих отеля, всех отдыхающих иностранцах и вообще обо всех: с кем у него оказался случайный или относительно продолжительный (на период отпуска) контакт. Оформил это всё в папочку - и немедленно сообщил в режимно-секретный орган. А ещё родственники, работающие и живущие за рубежом, учащиеся или просто занимающиеся бизнесом… Ничего не поделаешь, нужно собирать информацию и информировать компетентные органы.

Конечно, позднее это обязательство было отменено, хотя, насколько я знаю, и не полностью.

Читайте также
Фига «Большому брату»

Иногда они возвращаются

Но  что меня больше всего удручает. Что независимое государство вступило в 21 век, век практически стёртых границ для контактов, перетекания идей, капиталов, информации, технологий, знаний. Миллионы людей путешествуют, государства облегчают для этого визовые режимы, поощряют инвестиции. И одновременно, через 15 лет после распада СССР и советского строя, новое поколение чиновников составляет (или не способно отменить) такой «пещерный» документ.

И указание, что разрешение на контакты с иностранцами надо получать у органов Советской власти - это оговорка по Фрейду. Потому что эта изоляционистская политика и ограничение контактов своих граждан характерны для тоталитарных режимов, которым и был режим советский. 

«Рудименты» прошлого  вылезают на поверхность и снова начинают отравлять жизнь мракобесием и конспирологическими фантомами.

К сожалению, эти болезни характерны для всего постсоветского пространства. И наш Казахстан тут не исключение.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Серик Буркитбаев: Вода - это суверенитет
Почему идея поворота сибирских рек опасна для Казахстана и какой водный сценарий эксперт считает стратегически верным
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером