Встреча в Худжанде: приятная сторона дружбы народов

2370 просмотров
0
Нурлан Досалиев
Четверг, 03 Апр 2025, 11:00

Встреча президентов Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана: взгляд из Кыргызстана

                                                                                                                                                                                "Вчера я был умным, и поэтому я хотел изменить мир.

Сегодня я стал мудрым, и поэтому я меняю себя"

(Джалаладдин Руми, таджикско-персидский поэт).

Прошедшая совсем недавно встреча президентов Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана в областном центре Таджикистана в районе стыка границ вышеназванных государств в Ферганской долине, ознаменовала собой изменения едва ли эпохального масштаба, которые произошли и происходят на земле древней Средней Азии впервые после распада Советского Союза. Все произошло как бы само собой, без особого шума и "фейерверков". Но к этим, вроде бы особо не выдающимся по своей форме, но глубоким по своему содержанию, событиям наш регион шел долгие тридцать лет.

Читайте также
Встреча в Худжанде: почему Центральная Азия обязана стать самостоятельным субъектом международной политики

Сразу после окончания мусульманского поста в священный месяц Рамазан и на следующий после праздника разговения день (случайности не случайны!) президенты трех республик Средней Азии - Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана - провели саммит в древнем городе Худжанд.

Сразу по месту встречи: организаторы поступили очень мудро, осуществив встречу лидеров трех государств в одном из древнейших городов Азии, ведь Худжанду – более 2500 лет. Когда-то город был основан кочевыми племенами, затем в нем веками проживали народы, которые, в сущности, являются родоначальниками и кыргызов, и таджиков, и узбеков. Иными словами, Худжанд – это земля, которая хранит память о столетиях совместного, родственного проживания всех народов Средней Азии (очень существенно: тогда, в глубокой древности, не было ни границ между народами, ни поучающих зарубежных "центров силы". Может, поэтому эта древность была счастливой?). И да, на староперсидском языке Худжанд означает: "Приятная сторона".

Приятной стороной прошедшей встречи президентов трех государств является не только подписание Договора о точке стыка границ между Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном и Худжандской декларации о вечной дружбе. Самое приятное, по моему глубочайшему убеждению, заключается в том, что прошедшая встреча глав трех государств была пронизана духом БЕЗОПАСНОСТИ. Безопасности границ, безопасности экономики, безопасности культуры, безопасности народов, лидеры которых прибыли на саммит. И безопасность эта устремлена в будущее. В перспективу, несомненно, радостную и светлую.

Бесспорно, подписание вышеуказанных документов символизирует взаимное уважение к суверенитету и территориальной целостности стран, а также служит примером конструктивного диалога и эффективного сотрудничества между Среднеазиатскими республиками бывшего Советского Союза. Да, достигнутые соглашения открывают новые перспективы для укрепления взаимного доверия, поддержания стабильности и развития интеграционных процессов в регионе. Однако факт использования всех вышеозвученных словесных конструкций лишь подчеркивает: был период откровенно прохладных отношений между братскими народами и государствами, который мы, слава Богу, преодолели! А ведь все началось когда-то с фразы, брошенной Б. ЕЛЬЦИНЫМ: "Берите суверенитета столько, сколько хотите!". И мало кто вспомнил, что именно республики советской Средней Азии на референдуме по сохранению СССР проголосовали "За" в районе 90%! Сейчас это горько и обидно, но пущенные в свободное плавание республики Средней Азии прошли свои огонь, воду и медные трубы.

Читайте также
О чём говорили президенты Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана

Слово о границах. Их в Средней Азии отродясь не было. Советским пограничникам, героически охранявшим Госграницу СССР с Афганистаном вплоть до распада Советского Союза, даже в страшном сне не могло присниться, чтобы за их спиной братские республики Средней Азии могли ощетиниться друг от друга КПП и заставами… Границы в Средней Азии появились лишь в XXI веке при содействии "просвещенного" коллективного запада. Для этой цели были придуманы программы БОМКА и КАДАП. У себя они создавали евросоюз, а у нас, присоединив к нам "пятое колесо" в лице Афганистана и обозвав конструкцию "Центральной Азией", финансировали и даже сами строили заставы, натягивали колючую проволоку и пр. "Разделяй и властвуй!", не так ли? Словно в насмешку своим главным лозунгом программа БОМКА указала: "Люди и управляемые границы – вместе на пути к безопасности и устойчивому развитию". Управляемые европейцами границы в нашем регионе привели лишь к эскалации напряженности между братскими народами, да пограничным конфликтам с человеческими жертвами.

Сейчас, на фоне успешного прорывного саммита в Худжанде, некоторые не очень умные политологи вторят: "пограничные проблемы в регионе сложились из-за сложного советского наследия в плане границ между государствами Центральной Азии". Говорить так – все равно, что обвинять родителей в том, что при жизни они не успели распределить жилплощадь своего дома поровну среди детей. Советский Союз дал государственность народам Средней Азии. И только сейчас, спустя тридцать лет и три года после незаконного роспуска СССР, республики Средней Азии пришли к консенсусу в отношении своих границ. На фоне многолетнего беспардонного вмешательства запада в пограничные дела стран региона нынешнее подписание Договора о точке стыка границ между тремя государствами – это победа здравого смысла, выражение непреклонной воли глав государств на пути к достижению реальной независимости и безопасности региона.

Безопасность, как главное достижение Худжандской встречи, привлекло внимание Шанхайской организации сотрудничества. ШОС официально одобрила подписание Договора о точке стыка границ между Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. В ШОС подчеркнули, что подобные инициативы вносят существенный вклад в поддержание мира и стабильности в регионе. Значительный рост уровня доверия и безопасности в Средней Азии отмечает и официальный Пекин. На фоне четких очертаний возможной войны против США за Тайвань Поднебесная кровно заинтересована в стабильной и безопасной Средней Азии у себя в тылу.

Читайте также
Таджикистан и Кыргызстан нашли путь решения приграничных проблем

Читатель должен еще понимать, что перед странами Средней Азии давно встают две весьма опасные угрозы – это непредсказуемая ситуация в соседнем Афганистане и еще более острая проблема в сфере воды. Для раскачки не остается времени. Странам региона нужно создавать единую систему военной и пограничной безопасности (по правде, надо было уже вчера), а также единый народно-хозяйственный механизм управления водно-энергетическими ресурсами (так, как это было в советское время). Будет объединенная Средняя Азия субъектом глобальной политики или нет – это игрушка для воспаленного политологического воображения. Сейчас на кону – БЕЗОПАСНОСТЬ всего региона. Буквально следующие 5-6 лет могут стать чередой необратимых процессов, происходящих на фоне засушливого периода, резкого недостатка не только питьевой воды, но воды вообще (без учета деления на "страны верховья и низовья", как "заботливо" поделили нас на западе. И канал Куш-Тепа американцы профинансировали талибам вовремя, дабы усугубить ситуацию с водой между странами региона). Добавьте к этому концентрацию боевиков ИГИЛ-ДАИШ в приграничных афганских провинциях, которых свозят туда и обеспечивают всем необходимым "заботливые" спецы из НАТО. Выводы также однозначны: ни одна из стран нашего региона не в состоянии решить комплексные проблемы безопасности в одиночку.

Несмотря на то, что в Худжанде не присутствовала казахстанская сторона, приверженность стран региона совместному решению актуальных задач и дальнейшему развитию интеграционных процессов закреплена в Концепции развития региональной кооперации "Центральная Азия – 2040", утверждённой на саммите в Астане в 2024 году.

Прошедший саммит в Худжанде, несомненно, войдет в историю как пример начала эволюционных событий на основе прошлого исторического опыта - ведь страны региона более 70 лет находились в единой государственной системе СССР, а народы формировали собой единую уникальную общность – советский народ, имея единый народно-хозяйственный комплекс, и находились под сенью общей системы всесторонней безопасности. У стран Средней Азии есть уникальный исторический шанс на более высоком организационном и технологическом уровне обеспечить решение предстоящих острейших проблем. Надо ли говорить, что задачи всесторонней безопасности не могут быть решены без совместной координации и тесного сотрудничества с Российской Федерацией.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ АВТОРА МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С ПОЗИЦИЕЙ РЕДАКЦИИ RATEL.KZ.

Фото: пресс-служба президента КР.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером