
Как «горюче-смазочные» схемы обогащали теневиков на 1,2 млрд долларов в год
Казахстан гордится самыми низкими ценами на топливо в ЕАЭС. Но именно этот фактор превращает нефтепродукты в серый товар и создает благоприятные условия для подпольных схем. Даже после отмены государственного регулирования стоимость бензина и дизеля остается ниже, чем у соседей. В результате нелегальный экспорт процветает.
Перенос единого рынка и проблемы отрасли
До запуска общего рынка нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС остается чуть больше года. Казахстан сам настоял на переносе сроков. Запуск откладывали в 2025 году и под вопросом оказался даже 2027 год. Причины очевидны: монополия в нефтяной отрасли, отсутствие единых методик ценообразования на уровне союза и слабая конкуренция. Подробности приведены в аналитическом отчете товарной биржи «Каспий».
После либерализации цен в 2025 году топливо подорожало лишь на 5–8 процентов. Но даже при этом бензин и дизель в Казахстане остаются значительно дешевле, чем в соседних странах. Именно поэтому с 19 мая 2025 года был введен очередной шестимесячный запрет на экспорт нефтепродуктов.
Хроника запретов
Впервые экспорт ограничили 12 июля 2022 года. Совместное решение приняли Министерство энергетики, Министерство финансов, КНБ и МВД. С тех пор такие запреты стали привычной мерой. Как только цены внутри страны рискуют уйти вверх, власти перекрывают границу для топлива.
На первый взгляд это работает. С осени 2023 года дефицита горючего в Казахстане не наблюдалось. Но реальная картина куда сложнее.
«При выравнивании цен с соседними странами исчезает прибыльность серого экспорта. Тогда и дефицит топлива внутри страны не возникает», – отмечал нефтегазовый аналитик Олжас Байдильдинов в октябре 2023 года.
Тем не менее к концу 2024 года дешевле, чем в Казахстане, топливо оставалось только в Иране и Туркменистане.
По расчетам биржи «Каспий», ежемесячные объемы серого вывоза в условиях формального запрета составляли от 10 до 45 тысяч тонн. Годовые потери оценивались в 1,2 млрд долларов.
Олжас Байдильдинов приводит дополнительные данные:
«По словам первого заместителя премьер министра Романа Скляра ежемесячно из страны вывозилось около 50 тысяч тонн нефтепродуктов под видом товаров прикрытия. Это примерно 60 миллионов литров. На экспорте можно зарабатывать от 50 до 200 тенге на каждом литре. То есть прибыль участников теневых схем составляла от 3 до 12 миллиардов тенге в месяц».
Чтобы топливо перестало быть серым товаром, литр бензина в Казахстане должен стоить хотя бы столько, сколько у соседей. В России это 320 тенге, в Беларуси – 385, в Кыргызстане – 420, в Армении – 684. Разница по дизелю столь же ощутимая.
Прогнозы и риски
Генеральный директор ТОО RV Oil and Gas Расул Абдухалилов на конференции Argus в Алматы заявил, что цены на ГСМ в Казахстане приблизятся к российскому уровню уже к 2026 году. Это означает не только потерю дешевого бензина как преимущества для внутреннего рынка, но и удорожание всей производственно-логистической цепочки.
В августовском отчете Национального банка РК отмечается, что главный драйвер инфляции продовольствие. Годовой рост к июлю 2025 года составил 11,2 процента.
Непродовольственная инфляция достигла 9,5 процента. В наибольшей степени подорожали топливо, бытовая техника, медикаменты, товары личного ухода.
Опросы показывают, что лишь 15–18 процентов респондентов замечают резкий рост стоимости топлива. Это говорит об отсутствии социального шока.
Сегодня Казахстан может регулярно вводить экспортные запреты в интересах национальной безопасности. Но в условиях единого рынка нефти такие меры будут восприниматься иначе. Любой запрет станет сигналом о слабых позициях отрасли.
Парадокс в том, что именно в тех сферах, которые должны быть главным экспортным козырем страны, чаще всего действуют ограничения. Это сельское хозяйство и нефтепродукты. Вместо того чтобы зарабатывать миллиарды на легальном экспорте, государство теряет их в теневых схемах.
Фото: iStock