Должна ли правовая система поддаваться технологической моде

39 просмотров
0
Илона СОКОЛОВА
Четверг, 22 Фев 2024, 15:20

Нужен ли отдельный закон об искусственном интеллекте?

На фоне стремительного развития технологий искусственного интеллекта правительства по всему миру обсуждают необходимость регулирования этой области. В одних странах уже появляются рамочные законы, в других — лишь первые попытки выработки этических норм. Казахстан не исключение, сегодня разрабатывается проект Закона “Об искусственном интеллекте”.

Нужен ли отдельный закон об искусственном интеллекте? На первый взгляд — да: технология развивается стремительно, риски велики, и значит, государство должно реагировать специальным регулированием. Однако всё больше специалистов указывают на обратное — правовая система не обязана отвечать на каждую технологическую новинку отдельным законом.

Альфия КАЗИ – одна из ключевых фигур, стоявших у истоков цифровой трансформации Казахстана. Начав свою карьеру на государственной службе, она за более чем два десятилетия прошла путь до международного консультанта, внесшего значимый вклад в развитие цифровых стратегий и законодательных инициатив как на национальном, так и на глобальном уровне.

За 22 года профессиональной деятельности Кази участвовала в разработке базовых нормативно-правовых актов, определяющих вектор цифрового развития страны. Среди них – законы "Об информатизации", "О персональных данных и их защите". Помимо этого, ее участие стало решающим в формировании подзаконной базы, включая нормативы по управлению данными, регламенты цифровой трансформации государственного сектора, архитектуру электронного правительства и порядок функционирования информационно-коммуникационных сервисов.

Автор книги "Практические рекомендации по регулированию общественных отношений в сфере ИКТ" (2018). Издание стало настольной книгой для специалистов госаппарата и IT-компаний, занятых внедрением цифровых решений в различных сферах.

Как консультант Всемирного банка Альфия совместно с коллегами разрабатывала рекомендации по развитию искусственного интеллекта в Республик Казахстан, которые легли в основу утверждённой Концепции развития искусственного интеллекта на 2024-2029 годы.

Сегодня она входит в состав Общественного совета при Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК, где продолжает влиять на цифровую повестку страны, предоставляя экспертные заключения по проектам стратегий и нормативных актов, связанных с ИИ, связью и цифровыми технологиями.

В настоящее время обучается в Иллинойском университете Урбана Шампейн (UIUC) (США). Вместе с профессорами работает над исследованием подходов к регулированию искусственного интеллекта.

В интервью она объясняет, почему правовая система должна оставаться технологически нейтральной, регулировать нужно не саму технологию, а последствия её применения — например, вопросы ответственности, прозрачности, недискриминации.

- Альфия, как вы оцениваете текущее состояние цифрового регулирования в Казахстане? Насколько правовая база соответствует вызовам цифровой трансформации?

– Цифровое регулирование в Казахстане проделало значительный путь за последние два десятилетия. Мы действительно создали базовую правовую инфраструктуру: действуют законы об информатизации, о персональных данных, об электронном документе и электронно-цифровой подписи, о связи, о доступе к информации, о госуслугах, сделаны заделы регламентирования процессов управления данными в рамках Административного процедурно-процессуального Кодекса, разрабатывается закон об искусственном интеллекте. В реализацию законодательных актов приняты около 200 подзаконных нормативных правовых актов. Это серьезный прогресс.

Однако реальность цифровой трансформации меняется стремительно, и сегодняшние вызовы — будь то этика использования ИИ, трансграничные потоки данных, безопасность алгоритмических решений или цифровая инклюзия — требуют более гибкого и проактивного подхода. Правовая база всё ещё носит фрагментарный характер: есть пробелы в регулировании данных как экономического актива, в обеспечении прозрачности и подотчётности алгоритмов, в защите прав пользователей цифровых сервисов.

Кроме того, требуется институциональные изменения. Регуляторная среда часто реагирует постфактум, а не предупреждает риски на стадии проектирования технологий.

Казахстан обладает высоким уровнем цифровой зрелости среди органов власти, активно участвует в международных инициативах и демонстрирует политическую волю к реформам. Главное — перейти от нормативного "реагирования" к стратегическому "упреждению", где право опирается на принципы, а не только на правила, и где в центре стоит человек, его права и цифровое достоинство.

- Альфия, сегодня много дискуссий о рисках ИИ и необходимости его регулирования. Почему вы считаете, что с правовой точки зрения вводить отдельный закон пока рано?

- Правовая система должна оперировать стабильными, определёнными понятиями. А искусственный интеллект — это пока даже не технология в узком смысле, а совокупность методов, применяемых в самых разных сферах. Мы регулируем не термин, а последствия — например, автоматическое принятие решений, вмешательство в частную жизнь, дискриминацию. Всё это уже охватывается действующим законодательством. У нас есть нормы о цифровых услугах, информационной безопасности, защите данных — и, при необходимости, их можно адаптировать. Вводить сейчас отдельный закон только на том основании, что технология "новая" - значит, рисковать перегрузкой системы правом, которое быстро устареет.

- Но ведь технологическая динамика требует гибкости. Разве отсутствие специального регулирования не создаёт правовой вакуум?

– Как раз наоборот. Попытка срочно и универсально закрыть все риски через рамочный закон зачастую приводит к правовому перекосу и технологической стагнации. На данном этапе гораздо продуктивнее сосредоточиться на адаптации подзаконных актов, разработке методических рекомендаций и внедрении механизмов оценки рисков по каждому конкретному кейсу. Речь идёт не о регулировании "технологии как сущности", а о регулировании функций: кто принимает решения, кто несёт ответственность, каким образом обеспечивается прозрачность и подотчётность.

Мы часто сталкиваемся с тем, что появляется технология и нам нужно срочно принять отдельный закон. Но при этом забывается, что уже сейчас в руках регуляторов и правительства есть весь необходимые полномочия. В рамках действующего законодательства можно утверждать нормы на уровне подзаконных актов, адаптировать существующие правила и использовать так называемое "мягкое право" — принципы, стандарты, кодексы этики, которые особенно эффективно работают в быстроразвивающихся сферах.

Мировая практика показывает: даже в странах с развитой правовой системой ставка делается именно на гибкость, тестирование подходов, диалог с бизнесом и обществом. Главное — не перегрузить систему регуляцией, а обеспечить её адаптивность и способность к оперативному реагированию. И в этом смысле Казахстану стоит активнее использовать имеющиеся правовые механизмы, не дожидаясь принятия "больших законов".

- Вы сейчас обучаетесь в Иллинойском университете и занимаетесь сравнительным исследованием по ИИ. Расскажите подробнее.

- Моя работа фокусируется на сравнении подходов к регулированию искусственного интеллекта в США и Казахстане. Я изучаю, как разные страны формируют своё отношение к рискам, ответственности и этике ИИ, какие инструменты они используют — законы, стандарты, саморегулирование — и какие эффекты это даёт. С профессорами мы исследуем, как институциональный дизайн влияет на правовые решения. Это позволяет взглянуть на казахстанскую практику со стороны и предложить пути адаптации, а не простого копирования.

- Какие основные различия вы видите между подходами США и Казахстана?

- США делают акцент на минимальное вмешательство государства. Там преобладает подход "innovation first": сначала развиваем технологию, потом — регулируем, если возникают риски. В Казахстане — наоборот: сначала рамки, потом действия. Это объясняется разной зрелостью институтов и уровнем доверия. В США действует многоуровневая система soft law: руководства, стандарты от NIST, рекомендации федеральных агентств. В Казахстане предпочитают нормативные акты с формулировками, как "разрешено" или "запрещено". Такой подход даёт ощущение стабильности, но может задушить гибкость.

- Как США обеспечивают баланс между инновациями и ответственностью?

- Через создание экосистемы доверия. Большое внимание уделяется этике: компании обязаны внедрять внутренние принципы, раскрывать, как работает ИИ, оценивать риски и воздействие. Но при этом нет жёсткой формальной обязанности. Это стимулирует ответственность изнутри, а не извне. Пример — AI Risk Management Framework от NIST. Он не обязателен, но считается отраслевым стандартом и активно используется.

- Альфия, а как вы относитесь к идее создания единого цифрового кодекса? Может ли он стать пространством, где будут учтены и нормы, касающиеся ИИ?

Это очень перспективная идея. Разработка цифрового кодекса уже ведётся - и именно он может стать тем правовым пространством, где удастся системно и логично объединить нормы, касающиеся цифровых технологий, включая ИИ. Сейчас регулирование распылено по множеству законов: об информатизации, о персональных данных, о госуслугах, об электронной торговле и так далее. Это создаёт фрагментированность и правовую неопределённость.

Цифровой кодекс, если он будет построен по принципу технологической нейтральности, может стать тем инструментом, который позволит не создавать отдельный закон об ИИ, а встроить соответствующие положения в общую логику регулирования цифровой среды. Это обеспечит как предсказуемость, так и гибкость. Главное — не стремиться охватить всё сразу, а закладывать модульную, адаптивную архитектуру.

- Что бы вы посоветовали странам вроде Казахстана, которые находятся на старте этой дискуссии?

Во-первых, не спешить с рамочными законами. Сначала стоит провести юридическую инвентаризацию — какие сферы уже охвачены, где есть пробелы, а где достаточно лишь уточнений. Во-вторых, нужно выстраивать институциональные процессы: процедуры оценки рисков, публичного обсуждения, этического анализа. И, конечно, важно воспитывать экспертизу - чтобы и юристы, и айтишники говорили на одном языке. Только в таком диалоге возможно создать работающую правовую систему для ИИ.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




баспагер
Құлдық сана дегеніміз – 500 мың теңге төлеп, қытай көлігін русификациялау.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Как алматинские прокуроры превращают в фарс принцип "Закон и Порядок" и игнорируют поручения президента
Подчинённые Асылова вновь вернули уголовное дело в отношении ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" на доследование
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Перизат Кайрат: громкое дело, закрытые двери и сумки Hermès
Судья предупредил: любые предположения или домыслы о специфике ведения процесса будут расцениваться как давление на суд
Когда Казахстан выйдет из ОПЕК+
Что лучше: ужасный конец или ужас без конца?
Директор нотариальной палаты Актюбинской области ударила адвоката
Но привлекать к ответственности нервную директорку полиция не стала
Война Израиля с Ираном
Как всё начиналось
О самой высокой вершине, видимой с улиц Алматы
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Полицейские в ВКО отлавливают нетрезвых прохожих, чтобы выписать протокол магазину
К такому выводу пришёл ряд бизнесменов региона
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Популярный казахстанский певец требует опровергнуть пост из TikTok
Азамат Сыздыков подал в суд, но сторона ответчика не считает, что его оклеветали
В Петропавловске депутаты озаботились судьбой бездомных
Они считают необходимым расширить приёмник-распределитель, Центр адаптации и ночлежку
Депутат Базарбек, став свидетелем трагедии на пляже, заговорил о “диком” туризме
В полиции начали расследование условий безопасности на общественных зонах отдыха
Экс-судья Жолманова из Алматы приговорена к 10 годам тюрьмы
Ущерб от её действий оценивается в миллиард тенге
Как продавщица бутика магнитный съёмник прикупила
С этим приобретением женщина устроила бесплатный шопинг по фирменным магазинам
Вести с тарифного фронта: старушка Европа готова платить
Тарифные войны оказались яркими, но короткими
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.