
Его нужно снять за два месяца
На сайте госзакупок появился договор, заключённый 27 мая 2025 года между отделом внутренней политики города Сатпаев Улытауской области и компанией ТОО "ErNar-Media" методом из одного источника путём прямого заключения договора. Предмет договора – оказание услуги по подготовке, производству, выпуску видеосюжетов, роликов и аналогичных видеозаписей. Сумма договора – 78,5 млн тенге, срок, в течение которого должна быть оказана услуга, – до 31 июля этого года. В качестве основания, почему договор заключается именно таким образом, указан пункт 3 статьи 16 закона “О государственных закупках”, который гласит, что допускается приобретение из одного источника товаров или услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности, у лица, обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых товаров или услуг.
Краткое содержание договора гласит, что это организация и проведение мероприятия о пропаганде коррупции, мошенничества, семейных ценностей – социального фильма в рамках государственного социального заказа. Такая вот описка по Фрейду: разумеется, речь идёт об антипропаганде коррупции и мошенничества. В технической спецификации, приложенной к лоту, уточняется, что поставщик должен будет снять социальный web-телесериал (то есть он может распространяться и через интернет-платформы, и на телевидении) из десяти серий, хронометраж одной серии – от 15 до 30 минут.
Указаны и иные характеристики будущего сериала: так, он должен быть ориентирован на молодое, взрослое и пожилое поколение, сниматься на казахском языке, иметь оригинальный саундтрек. Сериал должен сниматься в черте города Сатпаев, а в начале каждой серии должна быть плашка: “По заказу акимата города Сатпаев”. Кроме того, заказчик прописывает обязательное участие в съёмках киноактёров профессионального уровня для повышения рейтинга сериала, а также участие местных актёров театра и кино Улытауской области. Всего в съёмках должны быть задействованы от 30 до 50 актёров, включая массовку. Разумеется, отдел внутренней политики города Сатпаев требует от исполнителя полное согласование всех тем и сценариев серий, а также предоставление творческого отчёта по итогам, включая информацию о публикациях о сериале в СМИ и среди блогеров.
Согласно сведениям из базы ADATA, фирма-поставщик ТОО "ErNar-Media", созданная в 2022 году, начала участвовать в госзакупках только в 2024 году и сразу же получила два заказа. Один из них – от того же самого отдела внутренней политики города Сатпаев на 30 млн тенге, также на короткометражный социальный web-телесериал, посвящённый коррупции, мошенничеству, семейным ценностям, основам воспитания, пропаганде национальных духовных ценностей. Техническая спецификация аналогична, за исключением хронометража серий (от 5 до 20 минут), а также количества актёров, занятых в проекте (от 20 до 50 человек). Второй заказ – от управления общественного развития области Ұлытау на аналогичный проект на сумму 40 млн тенге. Любопытно, что руководителем ТОО "ErNar-Media" значится Еркебулан МОЛДАШЕВ, который на сайте маслихата области Улытау указан как депутат от партии AMANAT.
Мы нашли YouTube-канал ТОО "ErNar-Media" и сериалы, или, как они сами позиционируют свои ролики – “короткометражные кино”. Большая часть видео имеет от тысячи до 10 000 просмотров, но есть и те, которые набрали 200-300 тысяч просмотров. Названия фильмов не претендуют на оригинальность и называются просто: “Парақор” (взяточник), “Жедел жәрдем” (скорая помощь), “Контенттің құрбаны” (жертва контента), “Лудоман”, “Алимент”, “Марафон” (про дедушку, который “замарафонил”, то бишь запил, а после ему предложили заняться спортом – и он стал бегать марафоны, тем самым исцелился - А. Ш.), “Махр” (ставший ныне популярным мусульманский вид калыма за невесту) и другие.
Безусловно, это не первый случай создания контента за счёт средств налогоплательщиков и уж тем более не первая попытка государства влезть и взять под контроль индустрию искусства и творчества. Но насколько будет интересен казахстанскому потребителю видеоконтента локальный материал, созданный за два месяца на коленке, с чёткой и грубой отсылкой к заказчику, к тому же весьма шаблонный и поверхностный? Вопрос, скорее, риторический… Зато вполне конкретный – почему был выбран именно этот поставщик, ТОО "ErNar-Media"? Какими компетенциями обладает именно эта фирма, чтобы выбрать её для съёмки подобного контента?
Ранее мы рассказывали, что власти Алматы выдают подряды на благоустройство одному источнику, ссылаясь на “особо охраняемых лиц”. В случае применения такого пункта закона о госзакупках речь идёт только о приобретении товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения деятельности президента Республики Казахстан и иных охраняемых лиц. Однако власти Алматы по этому основанию закупили дороги, штакетники, газоны и перголы.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Айдын Олжаев.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!