Главная проблема Алматы – окружённость со всех сторон Казахстаном

2963 просмотров
0
Гульнар ТАНКАЕВА
Четверг, 19 Мая 2016, 08:00

Писатель из Астаны Вадим Дергачёв написал сказку «Остров Яблок»

«Самая большая проблема Алматы – это ее окруженность со всех сторон Казахстаном» - так начинается повесть, или, как ее обозначает автор – сказка «Остров Яблок». Сказка, или антиутопия, посвященная Алмате (именно так, а не «Алматы» или «Алма-Ата» называется в тексте этот фантастический город) рассказывает о «взлетах и падениях, жестокости и милосердии, низости и благородстве». А точнее – об изоляции, которую автор называет «автономией». Именно искусственная изоляция позволяет городу стать кратковременным раем, почти офшором для его жителей, но заканчивается всё плачевно. Впрочем, с раем ведь было то же самое...

О том, что он тут такое страшное нам напредсказывал, – автор сказки Вадим ДЕРГАЧЁВ.

Вадим Дергачёв. Фото: weproject.kz.

- Первый вопрос: кому принадлежит гениальная фраза, с которой ты начинаешь свою повесть?

- Ты знаешь, мне-то как раз эта фраза не кажется особенно глубокой. Я прочел ее в твиттере, но чья она - конечно, уже не восстановлю. Фраза несколько высокомерная, но, безусловно, абсолютно алматинская, поэтому, собственно, с нее и начинается моя сказка.

- Идея об автономии любимого города – тоже абсолютно алматинская.

- И при этом с алматинцами, как ни странно, я идею повести не обсуждал. Вообще она возникла, разумеется, в тени творчества Василия АКСЁНОВА. А современная идея автономии – после того, как я привез в Астану как один из организаторов Илью ЛАГУТЕНКО с его «Мумий Троллем». Илья тогда приехал к нам на первый «конгресс футурологов и фантастов» не только с концертом, но и со своей книжкой «Владивосток-3000». Мы говорили, конечно, и об «Острове Крым» Аксенова – о том, например, что совершенно непонятно, почему этот один из самых кинематографичных  «советских-антисоветских» романов до сих пор не экранизирован. И, конечно, о книге Ильи Лагутенко, написанной в соавторстве (с Василием АВЧЕНКО. – Г. Т.), в основе которой - идея автономии Владивостока.

Вот тогда мне и пришла в голову идея книжки – автономия Алмата. Только у Лагутенко там немножко такая имперская идеология, у него военно-морская республика Владивосток. А мне тема военной республики абсолютно не близка, у меня это совершенно либерально-рыночная автономия, хотя на каком-то этапе становления у власти и находится Генерал…

А еще одним толчком стал семинар известного питерского теоретика, разрабатывающего различные «школы сценирования» и «знаниевые реакторы», вот там я уже и получил вполне пригодный для разработки таких утопичных текстов инструментарий. Но суть не в том, чем могла бы стать автономия для алматинцев, а в том – для чего она могла бы этим стать. Ответ очень простой – для любви. Дело в том, что, несмотря на весь этот околополитический антураж, это книжка о любви. И вот ради любви всё это и затевается, в попытке ее собрать и спасти, ведь речь идет о человеке, его сыновьях, его любимой женщине. Это и становится главной движущей силой всей истории, вернее, множества историй, нанизывающихся друг на друга...

Алма-Ата - Алматы - Алмата. Фото: Вадим Борейко.

- ...в которых ты вовсю используешь традиционный прием для литературы такого жанра: помести героев в непривычные обстоятельства, но в привычной обстановке – и все тебе поверят. Цитирую: «Заказы на обслуживание нацкомпаний Астаны, которые, как известно, сами себя обслуживать полноценно не могут, и это давно перестало быть даже поводом для шуток, поступали в Алмату…». Всё до сих пор так плохо?

- Вообще я для своей придуманной Алматы безжалостно обдирал в том числе и реальную Астану. Всё, что мне могло пригодиться, и всё, что мне нравилось, – я совершенно спокойно приписывал Алмате. Ну, это и не удивительно: живу-то я в Астане, а город развивается, как бы то ни было. В принципе, идея сосредоточить всё белое в одном месте, а всё черное – в другом, она безумно старая – сколько лет Библии? Алмата меня по-прежнему продолжает и очаровывать, и разочаровывать – реальная Алма-Ата. Разочарований в последнее время больше, и какие-то «темные», провинциальные куски я из Алма-Аты перенес в придуманную Астану. Само существование этой тезы и антитезы в виде двух главных городов – большая удача для любой страны и, конечно, для всех пишущих. 

- У тебя действуют реальные герои с реальными именами. Не было сомнений в том, что ты имеешь право их использовать?

- Ну, на самом деле настоящими именами я называю в книге художников – двух ушедших и одного здравствующего (правда он, в моей реальности - дай Бог ему долгих лет жизни! - погибает). Но здесь я верю в такую художественную практику, как «прививка от смерти», то есть лучший способ продлить годы жизни человека – это поставить ему при жизни памятник, запутать смерть. А использование реальных имен… Художник - фигура публичная, его имя еще при жизни всегда становится объектом мифотворчества, так что художникам, как говорится, не привыкать. Сомнений в праве использовать имена не возникало ни на секунду, потому что я тоже художник.

- Этот реальный художник нереально погибает у тебя в самом конце книги - становится единственной жертвой военного вторжения, которое знаменует падение автономии Алматы. Вопрос на засыпку: что на самом деле, как ты думаешь, ждет Алматы? Тихое угасание и превращение в провинциальный город? Что-то похожее на судьбу Санкт-Петербурга?

- Да, книжка заканчивается военным вторжением… Вот этого бы хотелось избежать при любых раскладах. Что ждет Алмату? Будет ли она похожа на Питер, Барселону или на какой-то другой город? Я думаю, она уже сегодня похожа на себя саму, на особенный город в горах. Вся провинциальность Алматы в ее бесконечном страхе перед провинциальностью, в ее домашнем снобизме «на вынос», но это всё вещи преходящие. Алмата уже несколько десятилетий создает и наращивает свою субкультуру, которая постепенно становится культурой, оседает, как джаз на кофейных чашках...

- Еще одна фраза в конце книги, за которую захотелось стукнуть – то ли тебя, то ли себя, то ли всех нас, алматинцев: «город некому было защитить». Этот уже ставший традиционным плач алматинца об Алматы – городе настоящем и, увы, почти утраченном...

- Это, скорее, размышление о вариантах оплаты за историческую неизбежность. Чем придется заплатить? Чем придется расплачиваться при этом варианте развития событий? А чем – при таком раскладе? Я действительно думаю, что город в какой-то момент некому было защитить, и, возможно, это ситуация повторится еще не один раз. Ведь в моей сказке речь идет и о предательстве - как необходимом условии возникновения автономии. Предательство тоже стало частью нашей жизни.

- В первом варианте книги, который ты высылал мне до публикации в Сети, название было «Отец Яблок». Почему ты потом поменял его на «Остров...»?

- Потому же, о чем я уже говорил: я включил в свой текст почти прямые цитаты из «Острова Крым» Василия Павловича Аксенова – это прямая отсылка, параллель. Но еще это и о том, о чем мы говорили с моим сетевым издателем Аэлитой ЖУМАЕВОЙ: Алмата - это всегда Остров. Такая «Земля Санникова», такой «Остров сокровищ». В книжке мы его потеряли. Но в жизни мы еще можем его себе вернуть. 

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Невидимое братство независимой страны
Интервью с Великим Мастером Великой Ложи Казахстана Айдаром Алпысбаевым ко Дню Независимости
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером