
Причиной ситуации названо наличие задолженности и отсутствие финансовой отчётности у бывшего оператора
Происходившее в райцентре Саумалколь, где проживает около 10 тысяч человек, можно назвать настоящим ЧП. Со второй половины мая здесь начались регулярные отключения подачи воды на три-четыре дня. Последний раз вода исчезла из кранов 11 июня. Уличные колонки, которыми сельчане бесплатно пользовались в советское время, давно убрали. Люди провели блага цивилизации в дом, одновременно засыпав старые колодцы.
Поэтому, как рассказали саумалкольцы, им пришлось либо покупать воду по 150-160 тенге за флягу (а сначала цена фляги воды доходила до 200 тенге), либо выстаивать в большой очереди у машин-водовозов, где воду просто раздавали. Однако всё это не могло покрыть потребности в воде, которая нужна и для питья, и для приготовления пищи, и для умывания, и для стирки с уборкой.
Надо сказать, что в Саумалколе есть не только частный сектор, но и немало многоэтажных домов. Натаскать воду на пятый или девятый этаж без лифта – задача, которая не всякому под силу. А ведь в таких жилищах вода нужна ещё и для туалетов, так как прекратила работу и канализационная система.
Вот что написали негодующие, измученные безводьем сельчане:
- “Бедные люди в многоэтажках сидят без воды, канализацией уже воняет повсюду”.
- “Это жесть просто. Жара на улице, ни выкупать детей, ни постирать невозможно. Живём на втором этаже, у меня проблемы с ногой, муж болеет. Натаскать баклажками много воды не можем”.
- “К многоэтажкам хоть воду подвозят, к частному сектору – нет. Выживайте как хотите. Что за издевательство над нами, и когда это прекратится?”
В чате WhatsApp, созданном саумалкольцами для обсуждения проблемы, появилось объявление от администрации детского сада о том, что из-за отсутствия центральной подачи воды невозможно обеспечить санитарно-гигиенические условия, соответствующие требованиям законодательства. Поэтому садик, где нет больших ёмкостей для воды, временно приостанавливает работу с 16 июня. Многие родители запаниковали: утром на работу идти, а пристроить детей некуда.
Любовь ЛЕВИНА – многодетная мама, обладатель знаков “Күміс алқа” и “Алтын алқа”, рассказала, как сложно в такой ситуации обиходить семерых ребятишек. Но женщина при этом занимается ещё и общественной деятельностью.
- С мая пошли отключения на три-четыре дня. Мы ходили в акимат 29 мая, после этого воду дали, но потом снова отключили. Затем дали накануне Курбан-айта, а 11 июня опять отключили, - сказала Любовь Викторовна. - Нам пояснили, что у оператора образовалась задолженность перед энергетиками, а энергию нам подают не из Петропавловска, а из Акмолинской области – в размере 104 млн тенге. Поэтому, когда свет отключили, остановились насосы, и мы остались без воды и канализации.
Люди коллективно обратились во все инстанции, включая районную прокуратуру, указав, что вода – это базовый ресурс, необходимый для поддержания жизни и здоровья. Отключения воды в условиях современного мира являются серьёзным нарушением прав человека. Они требовали открытого диалога, уважения и незамедлительного решения проблемы.
Их услышали. По словам саумалкольцев, в воскресенье, 15 июня, в райцентр приезжал заместитель акима области, и воду в этот день дали. Правда, даже в ночь на понедельник она дошла не до всех домов. Там, где проложены новые трубы, всё более-менее нормализовалось, а там, где старые – пока нет.
Вот какой комментарий дали собкору Ratel.kz в пресс-службе акимата СКО:
“В Саумалколе начаты оперативные работы по восстановлению водоснабжения. С 11 июня 2025 года подача воды была приостановлена в связи с отключением электроэнергии на насосных станциях. Причиной стало наличие задолженности и отсутствие финансовой отчётности у прежнего оператора – ТОО "Саумалколь Жылу". Для стабилизации ситуации управление объектами жизнеобеспечения передано новому поставщику – ТОО "Айыртау Коммун Сервис". В экстренном порядке начато заключение договоров с поставщиками угля, электроэнергии и воды. На текущий момент подача электроэнергии на насосные станции полностью восстановлена. Идёт заполнение водных резервуаров. Подача воды в дома жителей будет возобновлена в течение сегодняшнего дня. Все необходимые меры принимаются для предотвращения повторения подобных ситуаций в будущем”.
Люди, с одной стороны, рады, но, с другой – испытывают сомнения. Ведь в том, что проблема решается, их заверяли и ранее. Так, от местного депутатского корпуса накануне Курбан-айта они получали сообщение, где уже говорилось о прекращении договора с обслуживающей организацией – ТОО "Саумалколь Жылу", и что скоро водообеспечением, водоотведением и теплоснабжением займётся другое предприятие – ТОО "Айыртау Коммун Сервис".
“После переговоров акима района М. Ж. МЕНДЫБАЕВА с представителями организации "Казводхоз" вопрос подачи воды уже решён – водоснабжение возобновлено”, - было указано в сообщении.
Однако после праздников произошло очередное отключение воды. Сельчане гадают: не случится ли так, что после отъезда представителя областного акимата вода снова исчезнет? Вообще, как пояснили собеседники собкора Ratel.kz, отключения подачи воды без всякого предупреждения случались с 2022 года не один раз, возникали и проблемы с централизованным отоплением.
Сельчане также требуют прозрачности в финансовом вопросе. Им сообщили, что аппарат акима Айыртауского района ведёт работу по погашению задолженности. Но люди хотят знать: как же у обслуживающей организации образовалась эта самая задолженность в 104 млн тенге, если потребители аккуратно оплачивали коммунальные услуги, понимая, что в противном случае их ждёт отключение? Куда делись их деньги? Кто виновен в создании этой ситуации?
Есть ещё один немаловажный вопрос – состояние водопроводных труб. На улицах райцентра, как рассказали жители, появились “фонтанчики”, которые размывают дорогу так, что машинам проехать невозможно. Некоторые чиновники назвали их “природными родниками”. Но наблюдательные сельчане заметили, что как только прекратилась подача воды, “родники” бить перестали.
И вот, словно в подтверждение этих опасений, сегодня (о чём саумалкольцы сообщили перед отправкой статьи в редакцию) произошёл порыв на сетях. Людей заверили, что коммунальные службы работают над устранением повреждения, образовавшегося “из-за гидроудара”, и что водоснабжение будет восстановлено в течение дня.
Фото и видео: жителей Саумалколя.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!