
Почему суды взыскали миллиардные гарантии с казахстанского банка, а не с китайского
В среду, 7 февраля 2024 года, выступая на расширенном заседании правительства, президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ подверг резкой критике ситуацию с ремонтом дорог: "Теперь о ситуации с автодорогами. До сих пор не завершен ремонт важнейшей для страны трассы "Астана – Балхаш – Алматы", который был начат ещё в 2017 году. Более пяти лет ремонтируются и другие республиканские дороги: "Атырау – Астрахань", "Актобе – Кандыагаш", "Талдыкорган – Усть-Каменогорск". Поручаю в текущем году наконец завершить их модернизацию. При этом надо учесть ряд важных моментов.
Как показывает анализ, тендеры на строительство автомобильных дорог республиканского значения обычно выигрывают иностранные компании. К таким проектам надо привлекать отечественные компании, обладающие должной квалификацией и необходимой техникой. Проекты по строительству автодорог надо увязать с созданием производств дорожной техники с высокой степенью локализации.
Все рабочие процессы в этой отрасли должны подчиняться одной цели – казахстанские дороги, будь то республиканского или местного значения, должны быть качественными. Пока этого не наблюдается".
К одним из таких долгостроев, о которых упомянул президент, относится и трасса Калбатау-Майкапшагай, которую должны были завершить в июне 2022 года.
26 мая 2016 года между China Xinxing Corporation, ТОО "СП КазГерСтрой" и ТОО "Кыран" было заключено консорциальное соглашение для исполнения договора с АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" на выполнение работ по реконструкции участка автомобильной дороги республиканского значения "Калбатау-Майкапшагай 906-1321 км". Впоследствии ТОО "Кыран" выведено из состава консорциума.
По условию договора, "ҚазАвтоЖол" предоставлял консорциуму аванс в размере 50% от предварительной цены, а лидер - China Xinxing Corporation - предоставлял заказчику банковские гарантии исполнения договора и возврата аванса. В свою очередь ТОО "СП КазГерСтрой" предоставило China Xinxing Corporation банковские гарантии, выпущенные АО "Банк ЦентрКредит": от 20 сентября 2017 года на сумму аванса 2,355 млрд тенге и от 26 декабря 2017 года на сумму аванса 65,1 млн долларов.
Проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы должны быть окончены в течение 54 месяцев с даты начала работ - до 8 июня 2022 года. Однако ТОО "СП КазГерСтрой" нарушило график производства работ и обязательств, в результате чего у компании образовалась задолженность перед China Xinxing Corporation в сумме 1,936 млрд тенге и 53,6 млн долларов. Поэтому китайская компания направила претензии о возврате неосвоенных сумм авансов, однако получила отказ.
16 мая 2022 года China Xinxing Corporation обратилась в "Банк ЦентрКредит" с требованиями об исполнении гарантийного обязательства по выданным гарантиям. На что банк дал ответ, что не представляется возможным исполнить требование до предоставления надлежащих документов и урегулирования возникшей ситуации.
Важно при этом учитывать другой момент: согласно консорциальному соглашению, China XingXing Corporation от имени консорциума предоставила заказчику банковские гарантии исполнения договора и возврата аванса: Экспортно-Импортным Банком Китая были выпущены банковские гарантии на 10,7 млрд тенге и на 199 млн долларов США. В связи с ненадлежащим исполнением условий договора, "ҚазАвтоЖол" 16 марта 2022 года направило в адрес China XingXing Corporation уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке, после чего направило в адрес Экспортно-Импортного Банка Китая требование платежа по гарантиям. По результатам рассмотрения требований, Экспортно-Импортный Банк Китая принял решение отказать в исполнении выпущенных гарантий.
То есть "ҚазАвтоЖол" не смог добиться от Экспортно-Импортного Банка Китая выплат по гарантиям, однако China XingXing Corporation решила сделать это через суд, но в отношении только "Банк ЦентрКредит".
В суде банк сослался на пункт 7.4. консорциального соглашения, согласно которому China XingXing Corporation вправе требовать возмещения компенсации с ТОО "СП КазГерСтрой" и банка только при условии нанесения ему экономического ущерба, то есть после осуществления каких-либо выплат со стороны China XingXing Corporation по договору в пользу "ҚазАвтоЖол". Однако таких фактов не имелось.
Кроме того, определение суммы неиспользованного аванса, невыполнения работ по основному договору и соглашению, должно разрешаться в отдельном процессе в Торговой палате Стокгольма. При этом в начале 2023 года антикоррупционной службой по области Абай осуществлялось досудебное расследование по факту растраты должностными лицами ТОО "СП КазГерСтрой" аванса, в рамках которого были изъяты документы и назначена экспертиза по определению использования аванса консорциумом и выполненным работам на участках. Уголовное дело было возбуждено на основании заключения Комитета внутреннего государственного аудита №7 от 16.06.2022 года, согласно которому установлено хищение на сумму 21,4 млрд тенге. Причём изначально департаментом Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции по Восточно-Казахстанской области уголовное дело возбуждалось как в отношении сотрудников ТОО "СП КазГерСтрой", так и "КазАвтоЖол". Но странным образом подозрения с должностных лиц "КазАвтоЖол" были сняты, а сумма ущерба уменьшена с 21,4 млрд до 5,3 млрд тенге. Выходит, специалисты КВГА дали неверное заключение? Вы верите в такое?
Также с марта 2021 года департаментом полиции г. Астаны расследуется уголовное дело в отношении бывшего руководителя ТОО "СП КазГерСтрой" Кайдара БАТЫРБЕКОВА по факту хищения более 20 млрд тенге при реконструкции участка дороги "Калбатау-Майкапшагай". А в рамках расследования уголовных дел в отношении Кайрата САТЫБАЛДЫ антикоррупционной службой наложены аресты на имущество и активы ТОО "СП КазГерСтрой", в том числе на банковские счета. Всё это привело к ненадлежащему исполнению ТОО принятых обязательств по договору подряда: при наличии 986 исполнительных производств предприятие стало неплатежеспособным, финансово неустойчивым и неспособным исполнять обязательства.
"Принимая во внимание наличие дополнительного соглашения №13 от 26 мая 2022 года, отказ исполнения банковской гарантии Экспортно-Импортным Банком Китая, условия договора, отсутствие доказательств причиненного экономического ущерба China XingXing Corporation вследствие отсутствия выплаты в пользу АО НК "ҚазАвтоЖол", согласно пункту 7.4. КС, и не возникшее право обратного требования (регресс) к ТОО "СП КазГерСтрой" и АО "Банк ЦентрКредит", суд приходит к выводу о том, что отказ банка в выплате является обоснованным, требование об исполнении банковских гарантий предъявлено преждевременно, иск подлежит отказу в удовлетворении", - пришёл к выводу Специализированный межрайонный экономический суд города Астаны.
Однако впоследствии апелляционная коллегия городского суда Астаны это решение отменила.
И вот тут началось самое интересное.
20 сентября 2023 года China Xinxing Corporation заключает с астанинским ТОО "Freelancer-Partners" договор на оказание юридических услуг по гражданскому делу о взыскании с АО "Банк ЦентрКредит" суммы банковской гарантии. В договоре прописывается сумма вознаграждения в размере 1,267 млрд тенге, которые China Xinxing Corporation перечисляет в виде стопроцентной предоплаты. Срок для исполнения прописан до 31 мая 2024 года.
21 декабря 2023 года Специализированный межрайонный экономический суд города Астаны выносит новое решение по гражданскому делу: "Иск China Xinxing Corporation удовлетворить. Взыскать с АО "Банк ЦентрКредит" в пользу China Xinxing Corporation сумму гарантий в размере 27 412 799 758,33 тенге; расходы по оплате государственной пошлины в сумме 69 000 000 тенге и услуг представителя 1 267 000 000 тенге.
В удовлетворении встречного иска АО "Банк ЦентрКредит" к China Xinxing Corporation о признании прекращенными с 26 мая 2022 года гарантию исполнения обязательства с дополнениями и изменениями к ней, гарантию возврата авансового платежа дополнениями и изменениями к ней, выданными АО "Банк ЦентрКредит" - отказать".
При этом в решении суд указывает: "Указанные в деле доводы банка ранее были предметом рассмотрения и судом признаны необоснованными. Постановлением судебной коллегии по гражданским делам суда города Астаны от 16 мая 2023 года установлен факт отсутствия необходимости наступления экономического ущерба для бенефициара для исполнения банком своих обязательств по банковским гарантиям, и в соответствии с пунктом 2 статьи 332 ГК банк, будучи гарантом, принял на себя безотзывное обязательство выплатить сумму гарантии за своего клиента.
Ссылка банка на пункт 7.4 консорциального соглашения о необходимости предоставления истцом доказательств о нанесении ему ущерба с конкретными суммами - несостоятельны и уже опровергнуты вышеуказанным постановлением суда города Астаны. Так, в постановлении суда города Астаны указано, что по условиям договора гарантии, если заказчик предъявляет претензию в адрес лидера по вине участника, участник несет ответственность в полном объеме. Случай нанесения ущерба лидеру предусмотрен лишь в дополнение к основной ответственности участника.
Доводы о возбуждении уголовных дел в отношении бывшего руководства ТОО "СП КазГерСтрой" по факту хищения или растраты денежных средств, в рамках которого идут споры и проводится проверка размеров растраченных внутри предприятия сумм, не освобождает гаранта от взятых по договору гарантии обязательств".
Решение пока не вступило в законную силу.
Однако в нём поражает даже не то, что суд резко поменял точку зрения и напрочь отмёл все доводы, а то, что, взыскал за услуги представительства в суде 1,267 млрд тенге. Опираясь лишь на договор и платёжный документ China Xinxing Corporation. К слову, по тому же гражданскому иску CITIC Construction Co. при гарантийных обязательствах в 4,2 млрд тенге услуги юристов были оценены чуть больше, чем в 1 млн тенге.
Ещё раз.
По иску CITIC Construction Co. с банка взыскивают гарантийные обязательства в сумме 4,2 млрд тенге, услуги юристов оценены чуть больше, чем в 1 млн тенге.
По иску China Xinxing Corporation с банка взыскивают гарантийные обязательства в сумме 27,4 млрд тенге, услуги юристов оценены в 1,267 млрд тенге.
Именно поэтому взыскание 1,267 млрд тенге представительских расходов не просто вызвало шок, но не могло не пробудить интерес к ТОО "Freelancer-Partners". Как оказалось, компания была зарегистрирована в органах юстиции незадолго до начала рассмотрения дела по иску China Xinxing Corporation. О том, как таким странным образом сложились обстоятельства, мы расскажем в следующей публикации.
Но тут самое время упомянуть об одном важном событии, которое произошло в конце октября 2023 года, когда в суде шло разбирательство по гражданскому делу.
Неожиданно покинул пост председателя правления компании "КазАвтоЖол" Мейрхат КАСЫМБАЕВ с формулировкой "по собственному желанию". Как он сам написал своём Instagram-аккаунте: "Не секрет, что автодорожная отрасль многократно подвергалась критике как со стороны руководства страны, так и населения. Есть, так скажем, определённый ряд проблемных вопросов, к решению которых необходимо подходить системно".
Но как раз именно он подходил к проблемам крайне несистемно и далеко не в интересах государства.
Именно Касымбаев инициировал расторжение контрактных обязательств только с казахстанскими участниками и при этом обязался оказывать всестороннюю помощь исключительно китайским подрядчикам.
Именно Касымбаев инициировал пересмотр стоимости контрактов в сторону увеличения и не применил в отношении китайских подрядчиков каких-либо санкций за срывы сроков строительства автомобильных дорог.
Именно Касымбаев не предъявил требования по возврату аванса к гаранту китайских подрядчиков, что ускорило бы возможность возврата авансовых денежных средств, а наоборот - ввязался в судебные споры между китайскими подрядчиками и банками Казахстана.
При этом до того, как занять пост председателя правления компании "КазАвтоЖол", Касымаев имел самое непосредственно отношение к ТОО "СП КазГерСтрой": в 2017–2019 годах он значился учредителем "КазГерСтрой" через ТОО "Bereke Astana Group". Авансовые платежи были похищены с ТОО "КазГерСтрой" как раз в начале 2018 года.
До сих пор осталось тайной, почему в отношении Касымбаева не проводилось уголовное расследование. Более того, руководство компании удивительным образом попало под амнистию, а не на скамью подсудимых.
Кстати, новый премьер-министр Казахстана Олжас БЕКТЕНОВ, будучи главой Антикора, в 2022 году высказался о борьбе с коррупцией в дорожной сфере таким образом: "Мы поимённо знаем всех крупных подрядчиков и тех, кто за ними стоит. Располагаем информацией о явных нарушениях при строительстве республиканских и местных дорог. Совместно с другими госорганами будем наводить порядок в этом вопросе. При этом ни в коем случае нельзя допустить вмешательства в работу добросовестного бизнеса". Надеемся, что в новом статусе Бектенов выполнит поручение президента страны с учётом всей той информации, которой владел в должности главного борца с коррупцией.
Фото: АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!