Единственный международный фестиваль исполнительских искусств южной столицы «Откровение» ушел в финансовый минус
В этом году, впрочем, как и в прошлом, международный фестиваль исполнительских искусств «Откровение» прошел без материальной поддержки алматинского акимата и Министерства культуры и спорта РК.
«Утешительная поддержка» со стороны Британского Совета Алматы (British Council) в 2016-м позволила «Откровению» состояться с долгом в 2,5 миллиона тенге.
В этом году фестиваль не дрогнул перед потенциальными рисками и решил вновь порадовать казахстанских любителей современного театрального искусства.
Творческий итог – 31 мероприятие за 13 дней фестиваля, а вот финансово «Откровение» ушло в еще больший «минус» – 9,5 миллионов тенге.
Делай добро и бросай его в воду…
Ни для кого не секрет, что в культурные проекты спонсоры вкладываются по принципу «делай добро и бросай его в воду» - как можно ждать сиюминутной отдачи от выставки живописи или современного спекталя?
Такими спонсорами «Откровения» в этом году выступили Фонд «Сорос-Казахстан» и Общественное объединение «Евразийский культурный альянс».
– Благодаря их средствам мы смогли создать лабораторию по социальному и инклюзивному театру. Курировали проект режиссер Борис ПАВЛОВИЧ (на снимке) (Санкт-Петербург) и театральный художник Ксения ПЕРЕТРУХИНА (Москва), - рассказывает продюсер фестиваля «Откровение» Ольга СУЛТАНОВА. – Но, к сожалению, их неоценимая поддержка не позволила покрыть большое количество расходов. В прошлом году Британский Совет выделил нам средства, которые были направлены на всю гостевую программу - это одна из основных затратных частей фестиваля. Но, опять-таки, привезти семь гостей в прошлом году было гораздо легче, чем восемнадцать в этом…
«Чистый» минус
– Наш бюджетный минус – 9,5 миллионов тенге. Из них 6,8 миллионов – непроданные билеты и 2,7 миллиона – «чистый» минус, то есть те необходимые для проведения фестиваля расходы, на которые мы не смогли найти спонсоров, - с грустью говорит Ольга Султанова.
Ольга – человек до мозга костей влюбленный в театр. Ведь только влюбленный может совершать безумные и невероятные поступки. Это чувство, интерес к самовыражению, искусству и еще много всего и заставили Ольгу несколько лет назад взвалить на себя чертовски тяжелый проект.
Она по сути одна ежегодно организовывает фестиваль, начиная готовиться к новому, не дожидаясь завершения текущего. Организовать событие международного формата – архисложно, да еще и без какой-либо поддержки со стороны представителей власти…
Выйти за пределы «домашнего» комфорта
В этом году фестиваль сохранил все три направления – казахстанский шоу-кейс (отечественные постановки), гостевая программа (спектакли приглашенных театров и арт-площадок из-за рубежа), образовательная программа (семинары, круглые столы, мастер-классы).
– В казахстанском шоу-кейсе алматинские современные театры представили 8 постановок. Отсмотреть их приехали отсмотреть 24 специалиста из 8 стран мира: Бельгии, Австрии, России, Армении, Польши, Финляндии, Латвии, Германии, Великобритании, - рассказывает Султанова.
И все эти люди – большая удача как для актеров, режиссеров, сценаристов, так и для отечественного театра в целом.
Международная практика показывает, что театральные фестивали создают для города и страны, где они проходят, не только прекрасный пиар, но и в немалой степени способствуют развитию театрального искусства.
Команды творческих людей получают замечательную возможность увидеть своих зарубежных коллег, выйти за пределы «домашнего» комфорта и бросить вызов себе, собственному коллективу, собственным представлениям о том, как движется современный театр.
Кстати, нередко именно фестивали позволяют актерам, режиссерам, сценаристам и целым труппам заявить о себе на весь мир, найти своего продюсера, который заметит и подарит «счастливый билет».
Так, по словам Ольги Султановой, приезд в Алматы Тилмана ХЕКЕРА, ассистента американского театрального режиссера Роберта УИЛСОНА, отвечающего за создание перфомансов в центре Уотермилла (США), открыл новые горизонты молодой алматинской актрисе театра АRТиШОК Виктории МУХАМЕДЖАНОВОЙ: в ближайшее время она примет участие в перфомансе за рубежом.
– Современный театр хорошо развит не только в дальнем зарубежье - российский тоже «качает» мир. И у нас в Казахстане есть все предпосылки для того, чтобы создавать свой отечественный современный театр, - считает Султанова. – Он уже складывается. Он другой и отличный от всех других. Это очень здорово. Только для того, чтобы это все развивалось, недостаточно локальных инициатив. Наш театр нуждается в постоянной площадке, которая бы «заряжала» представителей театрального искусства на целый год, давала им пищу для размышления и развития.
Я делаю откровение!
Сегодня организаторы фестиваля обращаются за помощью ко всем неравнодушным к его судьбе и театрального искусства в целом людям с просьбой - спасти «Откровение».
– Хочется надеяться, что мы сможем собрать нужную сумму. Минимальный вклад в размере 950 тенге от 10 тысяч казахстанцев позволили бы фестивалю жить и в следующем году, - говорит Ольга. – Параллельно мы продолжаем искать инвесторов.
Инициативная группа алматинских театралов уже начала кампанию в поддержку фестиваля, запустив акцию Челендж #яделаюоткровение.
Участники публикуют в социальных сетях видеоролики и посты со своими откровениями, жертвуют сумму (не менее 900 тенге) и бросают вызов еще троим будущим участникам из своего окружения.
К поддержке «Откровения» присоединились и театральные команды Алматы, которые организуют благотворительные показы своих спектаклей на собственных площадках.
Даже оставшись без поддержки государства, Алматы не хочет становиться культурной провинцией.
Фото: архив фестиваля «Откровение» и личный архив Ольги Султановой.