
Судя по отчету ВАП, мы живем в стране дураков - половину всех расходов покрываем за счёт Нацфонда и кредитов, а тратим как попало и на что попало
Только в нашей стране государство два года подряд оплачивает услуги по оказанию первичной медико-санитарной помощи четырем тысячам пациентов частной поликлинике, в которой работает… один человек. Это в Жамбылской области. Причем, по данным НАО "ФСМС", эта уникальная медицинская организация имеет лицензии на занятие хирургической, акушерской, стационарозамещающей и диагностической деятельности. В целом по Казахстану зафиксировано 25 медицинских организаций с количеством наемных работников, не превышающим два человека.
***
У столичного ТОО "Салауатты Астана" нет лицензий на фармацевтическую деятельность и ультразвуковую диагностику, там не созданы условия для получения медицинской помощи людям с ограниченными возможностями, при этом прикреплены 2 118 инвалидов. У другого ТОО - "ЦСЗ "Шипагер" - нет лицензии на ультразвуковую и функциональную диагностику, оказание амбулаторно-поликлинической помощи по акушерству и гинекологии, инфекционным болезням, фтизиатрии, отоларингологии, кардиологии, маммологии и офтальмологии, но минздрав при закупе услуг это не смущает.
***
В РГП "Больница Медицинского центра Управления делами президента Республики Казахстан" (далее – РГП "БМЦ УДП РК") прикрепленный контингент государственных служащих составляет 16 788 человек. Эти же госслужащие параллельно прикреплены к территориальным поликлиникам, находящимся по месту жительства, вот государство и платит за них два раза.
***
В правительстве, а конкретнее - в министерстве просвещения, беззаветно любят иностранных педагогов. Их средняя зарплата в НИШ в 4,5 раза больше, чем у местных при отсутствии показателей, позволяющих оценить влияние иностранных педагогов на качество образования. Если наши преподаватели получали в среднем 508 тыс. тенге, то зарубежные – 2 281,5 тыс. тенге. Всего за пять лет привлечено 643 иностранных педагога, затраты составили более 17 млрд тенге. Это не считая соцпакета, включающего расходы на переезд, проживание, авиаперелеты и т.д.
***
В целом государственное финансирование образования за последние пять лет выросло в 2,9 раза, расходы на среднее образование с 2019 по 2024 годы составили 18 160,3 млрд тенге. Но из-за бесконечных реформ, которые не доводятся до конца (пять за последние восемь лет, к примеру, переход на 36 недельный учебный год, а через год осуществлен возврат на 34 недельное обучение), изменение типового учебного плана девять раз за шесть лет, смены одних плохих новых учебников на другие плохие, показатели почти половины школьников не достигли второго порогового уровня грамотности, что определяет их как слабоуспевающих. И когда я спросила у члена Высшей аудиторской палаты Нурлана НУРЖАНОВА (на снимке) - что его больше всего напрягает в плохой работе правительства, он ответил - образование.
***
С 2019 по 2024 годы АО "НК "Қазақфильм" имени Шакена Айманова" за госсчет произведено 47 анимационных фильмов с общим бюджетом 1 374,6 млн тенге. Однако на каналах El Arna, Хабар, Qazaqstan, Balapan транслировались только четыре из них - "Менің атым Қозы" 1 серия, "Менің атым Қозы" 2 серия "Масалар", "Менің атым Қозы" 3 серия "Әженің аквариумын құтқару", "Батыл қояндар". На экранах кинотеатров эти анимационные фильмы не транслировались вовсе.
***
Только в нашей стране за два года на удешевление стоимости производства мяса курицы государство выделило в виде субсидий 34 млрд тенге, чтобы потом эту курицу продавать в Россию, Кыргызстан и Узбекистан по цене на 33,5% дешевле, чем в Казахстане. Причем нам ее самим не хватало. В 2022 году местные производители обеспечивали нас курятиной только на 67%, но в 2023 году экспорт вырос более чем в два раза, а в 2024 году рост составил 31,4% к уровню 2023 года.
***
В растениеводстве 823,3 млн тенге из дырявой, но щедрой госказны получили 968 хозяйства, прекративших деятельность, и еще 2,4 млрд тенге были выплачены 2 088 субъектам, никогда ничего не выращивавшим.
***
Министерство транспорта субсидирует АО "Пассажирские перевозки" ставки вознаграждения при кредитовании и финансовом лизинге на приобретение вагонов. Значительная часть этих денег тратится на аренду вагонов. В 2021 году АО "Пассажирские перевозки" передало 1 176 вагонов в АО "Вагонсервис", единственным акционером которого является оно само, а затем арендовало их обратно. В стоимость аренды вагонов АО "Вагонсервис" включена рентабельность в размере пяти процентов. Просубсидированная из средств бюджета сумма расходов АО "Пассажирские перевозки" за аренду вагонов за три года составила 34,4 млрд тенге. Понятно, что АО "Вагонсервис", который до 2020 года было убыточным, начиная с 2021 года стало выходить на прибыль (в 2020 году убыток составил 5,1 млрд тенге; в 2021 году прибыль – 804,3 млн тенге; в 2022 году прибыль 5,3 млрд тенге; в 2023 году прибыль – 1,9 млрд тенге). Зато АО "Пассажирские перевозки", на которое приходится 70% от всех перевезенных железнодорожным транспортом пассажиров (еще есть 14 частных компаний), убыточно последние три года, совокупный убыток в 2023 году по сравнению с 2020 годом увеличился в 1,5 раза или на 7,7 млрд тенге. При этом по итогам международного конкурса заключен финансово невыгодный договор с ТОО "Завод по строительству пассажирских вагонов" (ТОО "Штадлер Казахстан") на поставку 537 пассажирских вагонов на общую сумму 689,8 млрд тенге. Стоимость одного пассажирского вагона варьировалась от 704,7 до 960,5 млн тенге, в то время как аналогичные вагоны, произведенные в Узбекистане, стоили в пределах 179,3 до 252 млн тенге.
***
С 2017 года в Астане ведется строительство очистного сооружения ливневой канализации района III-6 (в районе ж.м. Уркер) стоимостью 10 227,7 млн тенге, предназначенного для отведения стоков, который невозможно ввести в эксплуатацию. При реализации проекта по реконструкции русла реки Есиль заказчиком - ГУ "Управление строительства города Астаны" - в 2021-2022 годах изменено его русло, в связи с чем построенный сбросной коллектор не доходит до нового русла реки Есиль ориентировочно 200 метров. В Туркестане и Восточно-Казахстанской области введенные в эксплуатацию шесть канализационных очистных сооружений на общую сумму 5 953,9 млн тенге несколько лет простаивают по причине отсутствия канализационных сетей.
***
Для бодрых отчетов правительством в течение 2024 года в бюджет были дополнительно включены 96 проектов, в том числе 60 - новые на сумму 58 млрд тенге, некоторые из которых придуманы просто для галочки. Потому что, к примеру, на "Реконструкцию моста на автомобильной дороге областного значения "Кабанбай - Коктума" км 23+850 Алакольского района области Жетiсу", стоимость которой составляет 837,9 млн тенге, выделено 0,6% от этой суммы. На "Реконструкцию моста на автомобильной дороге областного значения "Койлык-Каргалы" км 6+890 Сарканского района, области Жетiсу" стоимостью 738,3 млн тенге выделено 0,7%. На "Реконструкцию моста на автомобильной дороге областного значения "Талдыкорган-Уштобе-Биже-Мукры" Подъезд к с Тастобе км 3+462 Каратальского района, области Жетiсу" стоимостью 295,4 млн тенге - 1,7%. А на 2025 год по этим проектам денег в республиканском бюджете не предусмотрено. Аналогичная ситуация по "дорогим" проектам: БИП "Строительство канализационных сетей в ж.м. Баянауыл г. Туркестан Туркестанской области" стоимостью 7 538,9 млн тенге, который профинансирован в ноябре 2024 года в объеме 200 млн тенге, что составило 2,7% от стоимости проекта. Также по БИП "Реконструкция улицы Ы. Алтынсарина от Алматинской трассы до №3 улицы в мкр. "Туран" г. Шымкент" стоимостью 3 048,7 млн тенге, который профинансирован в ноябре 2024 года в объеме 200 млн тенге, или на 6,6%, и др. Финансирование по данным проектам в 2025 году целевыми трансфертами из РБ также не предусмотрено. То есть отчитались, что реализуется куча проектов, затем где-то раскопали ямку, где-то содрали кусочек асфальта, на что хватило 0,6 процентов от нужной суммы, да и бросили. Показушники.
- 13 раз Республиканский бюджет 2024 года подвергался пересмотру, - возмутился на заседании мажилиса по обсуждению отчета правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год депутат мажилиса парламента РК, председатель ДПК "Ак жол" Азат ПЕРУАШЕВ. - Это рекорд вообще по пересмотру. Из этих 13 раз восемь он пересматривался в четвертом квартале, то есть фактически подгонялся под реальные итоги. И тем не менее у нас неисполнение бюджета по всем параметрам. В 2023 году у нас не нефтяные доходы обеспечивали бюджет на 53,8 процента, то есть Нацфондом покрывалось 46 процентов, а в 2024 году не нефтяными доходами обеспечивалось уже только 45,9 процентов. По внешнему долгу неоднократно главой государства и в парламенте ставилась задача его сократить, увеличение чревато для бюджета. В 2023 году привлечено было 251,2 миллиарда тенге внешнего долга, в 2024 году - 1,4 триллиона. В шесть раз выросли внешние заимствования. Что такое? В чем дело, что аж в шесть раз больше денег потребовалось именно из-за рубежа? При этом, что очень важно, Высшая аудиторская палата заявляет, что фиксированные ставки и сроки заимствования не подтверждаются аудитом. То есть, когда нас правительство заверяет о том, что берет в тенге, по низким ставкам и на конкретный срок, это не соответствует действительности. При этом в 2023 году на обслуживание внешнего долга ушло 28% от всех нефтяных транзакций. Теперь, при увеличении в шесть раз, какая часть будет уходить на его обслуживание? Мы вообще с чем оставляем бюджет, страну?
Фото и видео: © Ratel.kz / Ольга Воронько.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!