Почему даже смертельные ДТП не меняют ситуацию с автобусами в Алматы

2780 просмотров
0
Илона СОКОЛОВА
Суббота, 10 Дек 2022, 10:00

Безопасность автобусных перевозок не в приоритете у властей мегаполиса

Союз автотранспортников Казахстана призывает не дожидаться таких страшных событий, как столкновение автобусов в центре Алматы 8 ноября, когда погиб один человек и 21 пострадали.

О том, как можно повысить безопасность общественного транспорта, рассказал генеральный директор Союза автотранспортников Казахстана Сабит АМАНБАЕВ.

- В чём, по вашему мнению, основная причина того, что общественный транспорт в Алматы и стране такой небезопасный?

- Начну с того, что безопасность дорожного движения – это страновая проблема. У нас месяца не прошло, как в правительстве проводили совещание, когда под Балхашом погибли врачи. Выступали министры, премьер давал строгие указания. Также было в 2018 году, когда у нас 52 человека сгорели на дороге. Периодически обсуждения громкие происходят, но эффективных мер не предпринимается. Это в первую очередь связано с тем, что у нас автотранспорт, его коммерческая эксплуатация, на 95 и более процентов находится в теневой экономике.

Читайте также
В Казахстане бум казахского языка

Основной поставщик несчастий на дороге – это субъекты теневой экономики.  Потому что они ездят без контроля технического состояния и медицинского осмотра водителей. Это касается грузовых, автобусных и таксомоторных перевозок. Водитель может отработать 12-16 часов, приехать в какой-то город, и, если там подвернулся заказ, он продолжает ехать за рулём, несмотря на усталость и плохое состояние.

Ситуацию по безопасности движения в целом по стране можно коренным образом улучшить путём вывода предпринимателей из теневой экономики. Тогда будет осуществляться контроль их работы, будут выплачиваться налоги, в том числе и в пенсионный фонд.

Чем раньше браться за эту задачу, тем больше мы спасём жизней, а также предотвратим будущие социальные потрясения, когда предприниматели нелегальных пассажирских перевозок будут требовать достойной пенсии.

- Из каких факторов складывается организация работы общественного транспорта?

- Организация автобусных перевозок и обеспечение безопасности движения зависит от плановой работы управления городской мобильности акимата Алматы. Но сейчас в городе отсутствует системная комплексная работа по развитию общественного транспорта и игнорируются научно обоснованные методы профилактики безопасности движения.

Сфера общественного транспорта – это целый “клубок” проблем, включая уровень загазованности воздуха и пробки на дорогах. Вместе с тем, управление городской мобильности не имеет утверждённого плана по решению этих проблем и вместо выполнения системных задач создаёт новые барьеры.

Читайте также
Еркеш Шакеев: Духовность не пожуёшь, не пощупаешь, но она нужна

К примеру, в Алматы со стороны управления городской мобильности происходит препятствование предпринимательской деятельности. С 2021 года и до настоящего времени задерживаются оплаты субсидирования убытков перевозчиков, сокращаются их объемы.

Хотелось бы пояснить, что предприятия субсидируют в связи с тем, что установленная акиматом цена за проезд в автобусе значительно ниже себестоимости перевозок. Это и обусловило то, что сегодня парки, перевозя в день более миллиона пассажиров, должны получать субсидирование в объеме 57 миллиардов тенге в год.

Если субсидирование проводить вовремя, то по законодательству каждый год предприятия должны обновлять парк автобусов. Например, если у вас 100 автобусов, каждый год вы 20 новых покупаете. Но у нас этого практически нет, потому что акимат не платит вовремя, не платит в полном объеме.

Из-за дефицита средств у предприятий нет возможности обеспечить профилактику безопасности дорожного движения. Также существуют дефицит кадров. И водители знают, что, если даже грубо нарушат ПДД, их всё равно возьмут на работу в другой автобусный парк.

Ситуацию можно постепенно менять, если иметь четкую программу действий. Создать водителям условия, устранить дефицит кадров, строго спрашивать за все нарушения, и чтобы работники сферы общественного транспорта держались за свои рабочие места.

Но, как я уже говорил, утверждённого конкретного плана работы у управления нет. И ни бизнес, ни общество не знает, как будет обновляться парк, какие меры предусмотрены по обеспечению безопасности движения.

В среднесрочном плане развития Алматы также не делается акцент на развитие общественного транспорта, который является главным инструментом по очищению воздуха и пробок на дорогах города.

- Как вы оцениваете контроль движения на автобусных маршрутах?

- За вопросы диспетчеризации по договору с акиматом города отвечает ТОО “Транспортный холдинг Алматы”, но в реальности контроль крайне слабый. Мы видим это из жалоб населения: то в одном конце автобусы соберутся, то в другом, то носятся, как угорелые, то дикие интервалы.

Читайте также
Богдан Джепка о проблемах инклюзии: Общественники не смогут сделать работу за госорганы

Это говорит о том, что диспетчеризация, за которую мы платим из бюджета полмиллиарда, осуществляется неудовлетворительно.

- Что, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы общественный транспорт начал становиться цивилизованным?

-  Важнейшей задачей управления городской мобильности является не только строительство развязок, но и развитие общественного транспорта, предоставляющего безопасные услуги пассажирам. К сожалению, такой задачи перед уполномоченным органом до сих пор не поставлено.

Если проанализировать расходы бюджета за последние 10-15 лет, видно, что город давно мог иметь развитый общественный транспорт с закольцованными линиями метро и легкорельсовым транспортом.

- Если отказаться от субсидирования (субсидировать только определённые слои населения), повысить оплату за проезд и отдать автобусы в конкурентную среду – насколько это изменит качество общественного транспорта?

- Автобусные перевозки находятся в рыночной конкурентной среде. Частные парки инвестируют средства в развитие производственной базы и новые автобусы. Бизнес старается оказывать высокое качество услуг, заинтересованный в долгосрочном договоре на обслуживание маршрута. Но в Алматы инвестиционная привлекательность подрывается управлением городской мобильности систематическими задержками и урезанием финансирования в виде субсидирования убытков предприятий.

Читайте также
Контрольный выхлоп: алматинцам становится всё труднее дышать

Также добросовестную конкуренцию устраняет необоснованно созданный в Алматы коммунальный парк, который при нашем уровне общественного контроля и неэффективной системе госзакупок обречён на неэффективность и коррумпированность.

Субсидирование убытков перевозчиков предусмотрено законом об автомобильном транспорте. Теоретически можно отпустить тариф и субсидировать только определённые слои населения, но в реальности это сложно из-за необходимости изменения законодательства и наличия множества рисков.

Отпуск тарифов ослабит мобильность горожан и стимулирует больше пользоваться такси и личными автомобилями. Значит, будет еще больше пробок и ядовитых газов, а алматинцам нужен воздух. И общественный транспорт имеет к этому самое прямое отношение – к нашему здоровью и жизням.

Фото: Tengrinews.kz.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером