Правда ли, что баянаульский оазис преследует проклятие предков

5049 просмотров
0
Ольга ВОРОНЬКО
Понедельник, 30 Янв 2023, 09:45

90% павлодарцев никогда не видели Баянаул зимой, приготовленные для них домики горят, на проект лыжероллерной трассы власти наплевали

В это Рождество случился крупный пожар в первом крупном отеле, появившемся два с половиной года назад, в разгар пандемии, на озере Жасыбай.

Сгорели стоявшие отдельно от основного корпуса срубы, предназначенные для отдыха больших компаний от семи до 15 человек, стоимость проживания в которых в сутки прошлым летом варьировалась от 100 до 180 тысяч тенге, но пустыми они не были. За пару дней до пожара владелец отеля выполнил предписание руководства нацпарка, запретившего использование твердого топлива, и перевел отопление на электрокотел, от которого, по версии специалистов по ЧС, и произошло возгорание.

- Раньше как раз на месте этих срубов были могилы предков, правда, на картографических схемах их почему-то нет, - говорит еще об одной версии замдиректора Баянаульского нацпарка Фархат СЫЗДЫКОВ (на снимке). – Зато прямо за забором такие захоронения на картах и отмечены, и огорожены. Поэтому когда-то местные и не брали здесь землю под дома отдыха. Когда этот отель начал строиться, аксакалы говорили: этот бизнес не пойдет.

Есть и третья версия – почему загорелись срубы, тоже народная. Говорят же, что пустующие дома имеют особенность самовозгораться без всякой причины. 

Несмотря на высокий ценник при минимуме сервиса, летом зоны отдыха на Жасыбае переполнены так, что некогда кристально прозрачное озеро у берега уже называют мочесборником.

Драконовские расценки и упорное нежелание развивать туризм на других баянаульских озерах, чтобы разгрузить Жасыбай, владельцы домов отдыха и объектов общепита справедливо объясняют коротким сезоном – в июне купаться еще холодно, в августе уже холодно, а больше заняться здесь нечем, да еще и электричества постоянно нет. Дальние конные маршруты, к примеру, к сакральным памятникам, которые здесь имеются в большой концентрации, причем не разграблены и хранят огромнейшую историческую информацию, второе десятилетие остаются в прожектах. В пещеру Коныр аулие по десятому кругу ездить скучно, и занимает это от силы полдня.

Читайте также
Жена павлодарского экс-акима печёт лучшие на Жасыбае блины

До недавнего времени к работе зимой местные дома отдыха вообще не были приспособлены – ни отопления, ни воды. В последние годы появилось пять отелей, где можно остановиться и зимой. Но приезжают сюда только на праздники – Новый год, Рождество – чтобы провести застолье, попариться в баньке и уехать. 

- На тюбингах кататься на Мырзашокы можно не всегда, на лыжах это могут сделать только профессионалы, - сетует Фархат Сыздыков, - За счет Мырзашокы сейчас у нас в травматологии зимой много пациентов. Там еще и ветра постоянно дуют сильные, место бесснежное. Надеялись решить проблему, установив специальное оборудование, которое из воды делает снег, оборудование есть, воды нету. Должны были предусмотреть водопровод, когда ближайшее село Каражар обеспечивали центральным водоснабжением, но не сделали. Даже не знаю – почему. В итоге Мырзашокы вообще не окупается, предприниматель, который взял горнолыжку в доверительное управление, работает себе в убыток. Чем заняться зимой в Баянауле простым обывателям? Мы вот нашли более пологий, чем Мырзашокы, склон подъемом 12 градусов длиной около 400 метров, думаем – может, на нем сделать бугельный подъем? Чтобы хоть какие-то развлечения были у отдыхающих. Надо привезти людей, которые подскажут – можно ли тут будет безопасно кататься непрофессионалам. А пока завлечь туристов зимой нечем.

Между тем, для того, чтобы интересно провести время на Сабандыколе, Торайгыре или Жасыбае зимой, не нужно было ни дорогостоящего горнолыжного курорта, ни аэродрома. Проложи на равнинной местности обыкновенную лыжню, сделай прокат, обустрой на озерах катки – вот тебе и массовые развлечения. Причем шикарные. Просто представьте, как классно ехать на лыжах по большому или малому кругу – у кого какая физическая подготовка - и смотреть на красоты оазиса. И проект лыжероллерной трассы даже прошел госэкспертизу.

На это в прошлом году было потрачено 5,5 млн тенге, экспертиза действительна до 2023 года, но проект зарубили, объяснив это отсутствием средств. Так что 5,5 млн выкинуты в пропасть. Стоимость трассы вместе с административным зданием – 1,2 млрд тенге, то есть столько, во сколько оценено строительство памятника двум батырам в Баянауле. 

- Можно и без строительства административного здания обойтись – трасса проходит через забор от школы-интерната, который летом за счет лагеря заполнен на 50 процентов, а зимой – на 30, - говорит руководитель федерации лыжного спорта Павлодарской области на общественных началах Рахметолла КАСКЫРБАЕВ. – Но власти почему-то незаинтересованы в развитии зимнего отдыха в Баянауле. Хотим как-то их переубедить, но как?

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Ольга Воронько.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Метания правительства: реформа или откат к ручному управлению?
Экстренные меры по стабилизации экономики перечеркивают логику заявленных преобразований
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента