Почему лихорадит отечественный кинематограф

5002 просмотров
0
Ратель
Понедельник, 25 Авг 2025, 09:30

Кинематографисты Казахстана недовольны крупнейшей киносетью

Казахстанские кинематографисты, среди которых представители Лиги и Союза кинематографистов, публично выразили недовольство форматом взаимодействия с крупнейшей киносетью и ведущей киностудией страны.

Надо прямо признать, что киношники страны нечасто балуют своими пресс-конференциями. При этом не сказать, что они не хотят нарушать неписаные законы цехового сообщества. Не выносить сор из избы – это не про них. На протяжении всех лет суверенитета то именитые режиссеры, то представители новой волны, прозванной «партизанами», постоянно рассказывали о тех или иных недочетах в кинематографической отрасли. На этот раз чашу терпения переполнило стремление одного из крупнейших кинопрокатчиков страны – сети кинотеатров Kinopark/Kinoplex брать плату за показ трейлеров отечественных картин перед сеансами других фильмов.

В известной степени с кинематографистами можно согласиться, ведь речь идет о лентах, снятых в Казахстане, а где, как не в родной стране, пропагандировать фильмы отечественного производства. К тому же власти постоянно подчеркивают, что они поддерживают своих кинопроизводителей. В таком случае все мы вправе ожидать, что и прокатчики должны быть озабочены тем, как поддержать казахстанское кино. Увы, по словам участников пресс-конференции, такого нет, а Kinopark/Kinoplex, напротив, устанавливает плату за свои услуги. Более того, плата эта не символическая, а вполне осязаемая.

Как заявил руководитель Лиги кинематографистов Айдар Баталов, к схеме взаимодействия с кинематографистами на платной основе Kinopark/Kinoplex прибег впервые в 2023 году. Тогда и позже производителям кино разослали письма с прайс-листами на рекламные показы. Стоимость показов составляла от 20 до 50 миллионов. Однако в этом году прокатчики прислали новые письма, где речь идет о новых суммах в качестве платы на рекламный показ, так называемых «входных суммах». Так, во время конференции звучала цифра – до 400 миллионов. При этом при показе трейлеров плата составляет 296 миллионов тенге и отдельно надо оплачивать премьерный показ.

Суммы на самом деле немалые, если учесть, что затраты на съемки картины большие, а продвижением лент практически никто не занимается, кроме самих создателей. И даже если учесть, что казахстанские картины, выходящие в прокат, стали окупаться, плата, требуемая Kinopark/Kinoplex, внушительная. В июне сообщали о том, что из 130 фильмов в прокате страны с начала года 40 составляли ленты отечественного производства. При этом есть фильмы, собравшие более 1 миллиарда тенге. Но если из этого миллиарда вычесть 400 миллионов, то что остается сами кинопроизводителям? И это весьма злободневный вопрос.

К слову, у зрителей пользуются спросом фильмы с самым разным содержанием. К примеру, среди картин, которые пользовались спросом и принесли более 1 миллиарда тенге, комедия «Молла», драма – 3 часть «Рэкетира» и полнометражный фильм «Патруль. Последний приказ». Разброс тем большой, и это радует. Время, когда успехом пользовались непритязательные «келинки сабинки», проходит. Зритель хочет видеть на экране то, что он видит в реальной жизни, с одной стороны, а с другой – образцы отваги, верности, дружбы.

Проблемы казахстанского кинематографа возникают не в первый раз. И каждый раз о них говорят, а потом забывают. Например, много говорилось о создании кинотеатров, в которых бы демонстрировались только отечественные картины, а воз и ныне там. Немало копий было сломано в спорах о том, как надо представлять казахстанское кино, нужно ли его продвигать через СМИ или нет. Однако ситуация остается прежней. Серьезного разбора отечественного кино так и нет, хотя в Казахстане имеется немало киноведов, способных представлять толковый анализ работ. СМИ пишут о кино в лучшем случае накануне или после премьеры нового фильма. Блогеров, пишущих на эту тему, и вовсе нет.

Естественно, что отечественное кино не обошли стороной такие позорные явления, как, к примеру, коррупция. И об этом тоже говорили на пресс-конференции. Непонятным для отечественных кинопроизводителей остается факт того, что зарубежным лентам прокатные удостоверения выдаются без сучка и задоринки в то время, как отечественным картинам приходится преодолевать какие-то препятствия.

Вызывает вопросы и присутствие в составе экспертных советов людей, аффилированных с Kinopark/Kinoplex.

Остро стоит вопрос с сохранением целостности территории «Казахфильма».

Еще раз отметим, что пресс-конференцию проводили представители Лиги кинематографистов, Союза кинематографистов, и этот факт говорит о том, что поднятые во время встречи проблемы актуальны и требуют решения. Сами киношники выдвинули несколько требований, среди которых наиболее важным представляется требования прекращения взимания «входных сумм», обеспечение равных условий для получения прокатных удостоверений казахстанским и зарубежным картинам.

Кинематографисты поддерживают правительство в части скорейшего внедрения «е-кино», которое бы обеспечило прозрачность и гласность в ходе всего кинопроцесса: от съемок до выхода на экран. А пока этого нет, предлагается провести независимый аудит «Казахфильма» и ГЦПНК (Государственного центра поддержки национального кино) и запретить передачу имущества «Казахфильма» частным компаниям под предлогом переноса в Астану.

Есть еще ряд других требований. Кинематографисты надеются, что президент Токаев и министерство культуры, информации обратят внимание на поднятые ими проблемы и всерьез озаботятся состоянием отечественного кино. Если этого не произойдет, то отечественное кино так и будет лихорадить. Нельзя сказав «а» (создание ГЦПНК), бросить все на полпути и не дойти до «я».  Упорядочить взаимоотношения прокатчиков и производителей – первая задача. Практика показывает, что без вмешательства властей вопрос не сдвинется с места. Необходима тщательно выстроенная программа поддержки отечественного кино, в которой бы подобающее место занял обязательный показ трейлеров казахстанских картин без всякой оплаты.

Казахстанский кинематограф ищет свои пути развития. Но в мире давно уже найдены рецепты. Почему бы не перенять опыт Франции в части государственной поддержки отечественных картин? А по примеру США можно бы создать гильдии продюсеров, актеров и так далее, тогда бы кинопроизводителям не пришлось бы ломать голову, как продвигать свой продукт. Словом, путей для развития много, нужно выбрать только то, что подойдет нам больше всего.

И хорошо бы, если бы ответ на обращение кинематографистов получили до 12 сентября – Дня отечественного кино. Мы «должны помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» - этот призыв не потерял актуальности и сегодня.

Фото: iStock

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером