Станция «Будапешт», переход на «Киевскую»…

3376 просмотров
0
Еркен АБДРАХМАН
Понедельник, 13 Окт 2014, 13:01

Интеграция с государствами-изгоями наносит урон безопасности и суверенитету Казахстана

В последнее время мы являемся свидетелями того, как кирпичик за кирпичиком разбирается система международного права, установленная Хельсинкским заключительным актом 1975 года. Напомню, что по итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе были закреплены и до последнего времени худо-бедно соблюдались такие фундаментальные межгосударственные договорённости, как:

- в международно-правовой области: политические и территориальные итоги Второй мировой войны, принципы взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принцип нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;

- в военно-политической области: меры укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

- в экономической области: основные сферы сотрудничества в области экономики, науки, техники и защиты окружающей среды;

- в гуманитарной области: обязательства по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.

Глобальные геополитические сдвиги, последовавшие после развала СССР и теракта 11 сентября, привели к переоценке системы международного права в виду явного доминирования на мировой арене отдельных стран и политики преобладания их «жизненных интересов».

К глубокому сожалению, первыми, кто вынул такой кирпичик из пребывавшей до этого в относительной стабильности системы международного права, были Соединенные Штаты, считающиеся одной из самых демократических стран, гарантом прав и свобод человека в любой точке мира, чьи национальные интересы стали доминантой на международной арене после краха СССР.

В этом же ряду на фоне последних событий на постсоветском пространстве становится очевидным, чего стоят международные гарантии мировых держав, в частности, предоставленные Будапештским меморандумом 1994 года, где страны-участницы ядерного клуба обязались "уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины". Ядерные державы, включая США и Россию, подписались под тем, что будут "воздерживаться от угрозы силой или её применения против территориальной целостности и политической независимости" Украины, и что никакие их вооружения никогда не будет применены против неё.

Аналогичные гарантии в отношении Казахстана даны в «Меморандуме о гарантиях безопасности в связи с присоединением Республики Казахстан к Договору о нераспространении ядерного оружия», подписанном Россией, Великобританией и США той же датой и того же содержания.

Вместе с тем в риторике ведущих стран мира все чаще используются аргументы времен «холодной войны». Аналитические программы телевидения соседнего государства все больше напоминают обзоры «Международной панорамы» советского периода о гонке вооружений и ущемлении прав черного населения в США. В то время как в западных СМИ все чаще можно слышать о русском медведе, размахивающем «ядерной дубинкой».

При таком раскладе вызывает сомнение, что в случае эскалации напряженности на международной арене ядерные державы вспомнят о своих гарантиях, предоставленных относительно небольшой по населению республике, находящейся где-то в центре Азии.

Отказ от ядерного оружия в стране, где многие поколения испытывали на себе все его пять поражающих факторов, безусловно, являлся ответственным, мужественным и политически оправданным решением. Но невольно задаёшься вопросом: вызывает ли уважение такое решение в нынешней глобально-политической реальности? Замкнулся ли цивилизационный круг, начавшись с каменного топора и дубинки, на межконтинентальной баллистической ядерной ракете, проскочив уважение прав и интересов малых стран и небольших народов?

Столкновения интересов мировых держав на стыках геополитических «плит» международных отношений разряжаются небольшими «землетрясениями» региональных конфликтов. Однако от последствий этих несильных, с точки зрения глобальной политики, толчков погибают и страдают люди, и им еще долго придется разгребать возникшие «завалы» межэтнических отношений и оправляться от ран гуманитарных катастроф.

В эпоху гибридных войн и информационных «ураганов», искусственно создаваемых более сильными и подготовленными государствами, неуютно становится и тем странам, которые пока обходят такие не стихийные бедствия. Впору задуматься о том, как защитить свой дом и очаг, если чьи-то «жизненные» интересы пересекутся с интересами безопасности и суверенными правами нашей страны. В мире, где по-прежнему продолжают уважать, прежде всего, силу, первым ответом на такие вызовы напрашивается наращивание оборонного потенциала и укрепление вооруженных сил государства. Вместе с тем, опыт региональных конфликтов и гибридных войн показывает, что для небольших стран этот путь не является залогом стабильности и мира, не дает неоспоримых преимуществ для выживания и успешного развития нации. Если продолжать логику усиления обороноспособности и боеготовности государства, то в современной геополитической реальности единственным сдерживающим фактором, залогом нерушимости границ и гарантией безопасности страны являлось бы обладание ядерным оружием. Однако, как известно, Казахстан отказался от него в обмен на «бумажные» гарантии, которые, как мы теперь понимаем, может легко «сдуть», как только поменяется политический ветер в одном из соседних государств. Конечно, сокрушаться о том, что, обладая вторым в постсоветском пространстве ядерным потенциалом, отказались от него, сейчас глупо и бессмысленно: на то были веские причины – отсутствие технологической базы и квалифицированного обслуживающего персонала в суверенном Казахстане, нехватка средств на поддержание такого потенциала, гуманитарный фактор – закрытие ядерных полигонов.

Какие же в таком случае адекватные меры мог бы принять Казахстан для того, чтобы обеспечить свою безопасность и побудить другие страны уважать суверенитет и нерушимость своих границ?

Прежде всего – обеспечить информационную безопасность, довести долю отечественных СМИ до двух третей, как минимум. Также создать условия для присутствия в стране и поддерживать баланс экономических интересов ключевых стран Европы, Азии и Америки – широкие и глубокие экономические, культурные связи с ведущими странами мира могут послужить надежным фактором сдерживания, когда баланс интересов ряда государства будет служить залогом стабильности нашего общества.

К сожалению, в последнее время мы наблюдаем прямо противоположные шаги со стороны наших властей. Явно сделан крен в сторону экономического и политического блокирования с не самыми развитыми и адекватными государствами. Интеграция с такими государствами-изгоями в ущерб связям с более передовыми в экономическом и технологическом отношении странами, в конечном итоге, наносит непоправимый урон безопасности и суверенитету Казахстана. Тем более на фоне международной изоляции таких «союзников» и введения санкций, которые не могут не отразиться на нашей экономике.

Только сбалансированный подход в экономических отношениях и внешней политике, присутствие интересов различных государств при сохранении независимости в информационном и социально-культурном плане позволит Казахстану оставаться суверенным и уважаемым государством.

Может быть, тогда гарантии, предоставленные в вышеупомянутом меморандуме, в частности «Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают свое обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Республики Казахстан, и что никакие их вооружения никогда не будут применены против Республики Казахстан кроме как в целях самообороны или каким-либо иным образом в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций», останутся незыблемыми.

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Марат Шибутов: «Это далеко не последний террористический акт, направленный по религиозным мотивам против евреев»
Может настать время, когда придётся спасать от беженцев тех, кто ратует за их приём
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером