Тунгышбай Жаманкулов - об искусстве кино и национальных комплексах

8564 просмотров
0
Гульнар ТАНКАЕВА
Пятница, 23 Сен 2016, 13:40

Изменения в правительстве не принесли радости народному артисту Казахстана Тунгышбаю Жаманкулову: его «любимый» министр Арыстанбек Мухамедиулы остался на прежнем месте

* «А я – не умру! Не дождетесь...»

* «К актеру Калягину сложнее попасть, чем к президенту Путину»

* «У меня не хватает наглости пробовать себя в кинорежиссуре»

И дело не только в скандале, разгоревшемся вокруг фильма «Феникс» (напомним: режиссер Талгад ЖАНЫБЕКОВ обвинил министра культуры и спорта Арыстанбека МУХАМЕДИУЛЫ в том, что тот затормозил финансирование картины, не получив «откат» от ее создателей).

Как оказалось, у министра и актера – обширный роман, причем сейчас он - в самом разгаре.

Читайте также
Арыстанбек Мухамедиулы: В интересах страны весь удар и гнев я беру на себя

«А я – не умру! Не дождетесь...»

- Давайте начнем с самого стабильного в вашей жизни – с театра имени Ауэзова.  

- Пока числюсь в штате. Но – к вопросу о стабильности –  уже намекнули, что сверху пришло указание расстаться с теми, кто достиг пенсионного возраста. А это значит – и со мной тоже. Поэтому пока состояние такой... невесомости: то ли сидим, то ли висим.

- Вы хотите сказать, что вас могут отправить на пенсию?

- Да, причем, на мой взгляд, я сейчас как раз в том возрасте и состоянии, когда, как никогда, могу творить, работать, создавать... а тут говорят: «ваше время пришло».

- Ни в коем случае не сравнивая и не проводя параллели: я помню, как из ауэзовского театра ушел великий актер Нурмухан ЖАНТУРИН.

- Он ушел в конфликте. Как умнейший актер, который не был согласен с узурпаторской режиссурой. Ему говорили: «Встань туда и говори так!» А он спрашивал: «А почему? Зачем?» Режиссеру это не нравилось. Ему нравились актеры-рабы. А Жантурин не раб, он – глыба! Умный, эрудированный, интеллигентный... Поэтому он не вписался в тогдашнюю ситуацию и ушел. Но куда ему было идти? Некуда. Снялся несколько раз в кино, сыграл хорошие роли, но без театра он задыхался. Поэтому и умер. А я - не умру!

На снимке: Тунгышбай Жаманкулов в фильме "Дыня"

«К актеру Калягину сложнее попасть, чем к президенту Путину»

- О том, что Нурмухану-ага было некуда идти. Хороший русскоязычный актер всегда может попробовать свои силы в России...

- А казах, даже если будет играть как Смоктуновский, никуда дальше Казахстана не уедет. А  творческие конфликты – как с режиссерами, так и с коллегами по сцене – у нас неизбежны. Потому что посмотрите, что сегодня происходит в казахском театре: мы с завидным упорством топчемся на месте. Какие новые формы? Какие новые течения? Какие мировые театральные тенденции? Слава Аллаху, есть несколько режиссеров, например, Елик НУРСУЛТАН в ауэзовском театре, Болат АБДРАХМАНОВ в Кокшетау, есть Дина ЖУМАБАЕВА, Гульсина МЕРГАЛИЕВА – они хотят делать что-то свое. Зайти в театр через другую дверь. Начать с новой страницы. Но... это я вам говорю как председатель Союза театральных деятелей Казахстана – новому всегда нужна помощь...

- Всегда думала, что Союз театральных деятелей (СТД) именно этим и занимается.

- Да, как может. О том, как «много» мы можем, говорит хотя бы тот факт, что у нас нет своего здания. Бывший Дом актера на улице Желтоксан, где мы встречались, проводили творческие вечера, мастер-классы, где был маленький экспериментальный театр, которым руководил актер русского театра НАЗАРОВ (как подтверждение ваших слов – он как раз уехал в Москву)... так вот, наш бывший Дом актера теперь находится в ведении Министерства иностранных дел, которое успешно сдает его в аренду. И мои просьбы вернуть это здание театральным деятелям пока никак не доходят до высших эшелонов власти.

- В том числе - до Министерства культуры?

- Наше Министерство культуры нас не признает. Хотя оно – министерство – курирует только восемь театров по всей стране (остальные переданы в местное управление), а мы, СТД, занимаемся всеми - их больше 60-ти. Проводим мастер-классы, творческие встречи, каждый год в Международный день театра, 27 марта, присуждаем профессиональную премию «Енлик гуль» - на чистом «энтузазизме», по Аркадию Исааковичу РАЙКИНУ, и при поддержке спонсоров, частных лиц, которые не хотят, чтобы мы их афишировали. Сотрудничаем с Москвой и другими  бывшими союзными республиками. У нас есть Конфедерация союзов театральных деятелей в Москве, мы туда тоже входим, она проводит всевозможные мероприятия, очень масштабные, потому что СТД России – это очень серьезная организация. Когда меня спрашивают о ней, я полушутя-полусерьезно отвечаю, что попасть к КАЛЯГИНУ, председателю СТД России, сложнее, чем попасть к ПУТИНУ. Такой у СТД России авторитет. Они сохранили все, что было, и даже приумножили – от зданий и до фестивалей. А мы... мы тоже хотим много чего делать, но, как говорят у нас, у казахов, «короткую нитку в узел не завяжешь». Не имея поддержки Министерства культуры, наши проекты не получают «путевку в жизнь»...

На снимке: фильм "Последний переход"
Читайте также
Ангелы чумы

«У меня не хватает наглости пробовать себя в кинорежиссуре»

- То есть ваш конфликт с нынешним министром культуры основан не только на проблемах с фильмом «Феникс»?

-  Да, не только. Эта картина – лишь одна из составляющих наших «отношений», просто очередная его зацепка, чтобы как-то в чем-то меня ущемить.

- Правда, что вам не дали роль в фильме «Қазақ елі», потому что не разрешил министр?

- Я так слышал.  

- А теперь о вашем многострадальном фильме.

- Я так хотел и хочу его снять! Все пишут о конфликте, но никто не пишет об идее фильма, а она совершенно потрясающая: снять фильм-фэнтези о влиянии изменения орбиты Солнца на все на Земле. Возникает угроза мирового катаклизма. И казахстанские и российские космонавты и ученые решают отправить в космос летающий аппарат, чтобы его предотвратить... Что будет дальше – рассказывать не стану, потому что я все-таки не теряю надежды снять этот фильм, скажу только, что зритель увидит в нем подвиг казахстанских космонавтов. Я обсуждал эту идею с космонавтом Талгатом МУСАБАЕВЫМ. Я обратился с ней в правительство. И в 2012 году, при первом кабинете МАСИМОВА, получил одобрение на финансирование этого проекта государством в 2014 году. Мы провели предподготовительный и подготовительный период, но когда должны были начаться съемки, появился наш уважаемый господин Мухамедиулы и остановил процесс. Прежде всего, я считаю, потому, что узнал: я там – генеральный продюсер. 

На снимке: фильм "Кочевник"
Читайте также
Как можно позорить страну

- Не режиссер?

- Не режиссер! Когда мой уважаемый ага Асанали АШИМОВ сказал в газете, что я не осилю этот фильм как режиссер, он глубоко ошибся: у меня, в отличие от многих, не хватает наглости пробовать себя в кинорежиссуре. Режиссурой занимается мой ученик – не в профессии, а по жизни – Талгад Жаныбеков. А я – генеральный продюсер, который нашел деньги – и все. Есть исполнительный продюсер, который эти деньги тратит, киношный человек с большим стажем, профессионал, тем более – женщина, Наташа ЮДИНА. У нее каждый тиын на счету. А если учесть еще и то, что получаем мы деньги через родную киностудию «Казахфильм»... Но - нет, нашему министру везде мерещатся хищения! Везде бродят воры. Нас уже проверили сверху донизу, снизу доверху, справа налево, слева направо... ни–че-го! Как пишут в документах: «обвинить в нецелевом использовании средств не представляется возможным».  Тогда министр берется за художественную часть. Музыкант по профессии, обвиняет нас в том, что мы неправильно сняли тизер. Виолончелист обвиняет нас в том, что у нас неправильный сценарий. Требует все пересмотреть...

- Может, ему не нравится жанр фэнтези?

- Насколько я мог заметить, ему не нравится и авторское кино: вспомните печально знаменитый список фильмов, «позорящих страну», по мнению нашего министра. И это, увы, не из области вкуса, хорошего или плохого, или культурного уровня – высокого или не очень. В данном случае все гораздо проще: эти фильмы задевают чью-то национальную... нет, не гордость – национальные комплексы.

- Вопрос ребром: зачем стране вообще министр культуры?

- В нашей нынешней ситуации, похоже – для того, чтобы командовать искусством. Но искусством нельзя командовать. Искусство надо поддерживать. Оберегать. А у нас сейчас... вы знаете, есть такая казахская присказка про белую козу? Стоит белая коза и знает, что ее скоро зарежут. И она просит у неба одного: пусть меня зарежет тот, кто умеет держать в руках нож! А не тот неумеха, который будет меня мучить...

На снимке: фильм "Заблудившийся"

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером